Принципы (аксиомы) общения (школа Пало-Альто)
В сотрудничестве с двумя своими коллегами Пол Вацлавик великий коммуниколог, разработал целую теорию «прагматики человеческих отношений» которые были названы принципами общения или аксиомами.
Аксиомы общения:
1. Человек не может не общаться. (Хотим мы того или нет, своим поведением мы всегда передаем другим информацию о себе!)
2. Всякое сообщение передается вербальными и невербальными средствами. (В любой ситуации мы общаемся вербально (словами) и невербально (другими, несловесными средствами).
3. Всякое сообщение передает содержание и отношение. (В каждом сообщении кроется определенное содержание и наше отношение к собеседнику).
4. Всякое сообщение оказывает влияние на получающего и определяет его ответ. (Вы наверняка сталкивались с людьми, которые игнорируют эту аксиому, и отвечают «невпопад», но обычно общение человека действительно ориентировано на предыдущую реплику собеседника!)
5. Всякое сообщение делается с целью изменить собеседника (поведение, мнение, отношение ). (А иначе зачем бы мы вступали в контакт с другим человеком?)
6. Общение необратимо. Что сказано, то сказано.
7. Общение неповторимо. Невозможно полностью воспроизвести процесс межличностного общения – помешают новый контекст, новые шумы, новые обстоятельства и опыт общения.
Функции общения.
Что касается функций (от лат. Functio - исполнение, осуществление) общения, то под ними понимают внешнее проявление свойств общения, те роли и задачи, которые оно выполняет в процессе жизнедеятельности индивида в социуме.
Известны различные подходы к классификации функций общения. Одни исследователи, рассматривая общение в контексте его органического единства с жизнью общества в целом и с непосредственными контактами людей и внутренней духовной жизнью человека, выделяют следующие функции:
1. Информационно-коммуникативная функция в той или иной форме и степени связана со всеми формами деятельности людей. Даже мыслительные процессы, по мнению некоторых ученых, протекают более результативно при условии непрекращающегося информационного общения.
· Мы общаемся чтобы обмениваться информацией. Часть информации мы получаем через наблюдение, чтение, телевизор, а изрядную долю – через прямое общение с другими людьми. Когда мы решаем что надеть, за кого голосовать, мы советуемся с окружающими. Во всех этих случаях происходит бесконечное количество обменов сообщениями, включающих посылку и получение информации.
2. Регулятивно-коммуникативная функция. В общении вырабатываются правила поведения, усваиваются его нормы, оцениваются поступки, складывается своеобразная, иерархия ценностей. Не удивительно что именно в общении человек познает и переживает свою значимость.
· Мы общаемся чтобы усовершенствовать и поддержать наше представление о себе. Посредством общения мы узнаем, что мы есть, чем мы хороши, как другие люди реагируют на наше поведение.
· Мы общаемся ради выполнения социальных обязательств. Мы говорим, «Как дела?», встретив человека, с которым сидели за одной партой; «Что нового?» или просто «Привет», - так мы приветствуем знакомых. Таким образом мы выполняем социальные обязательства. Словами «Привет, как дела?» мы подтверждаем что узнали человека. Если ничего не говорить, мы рискуем заслужить репутацию высокомерного и бестактного человека.
· Мы общаемся чтобы строить взаимоотношения. Через общение мы не только знакомимся с другими людьми, но и, что еще более важно, строим взаимоотношения, которые могут развиваться и углубляться, а могут чахнуть и увядать.
3. Аффективно-коммуникативная функция. Общение регулирует уровень эмоциональной напряженности, создает психологическую разрядку и в конечном счете формирует тот эмоциональный фон, на котором осуществляется наша деятельность и который в немалой степени определяет само мироощущение.
· Мы общаемся чтобы удовлетворить потребность в общении. Все люди социальные существа по природе своей, и мы так же остро нуждаемся в других людях, как в пище, воде и крыше над головой. Два человека могу часами мило болтать о несущественных мелочах, причем не один из них и не вспомнит потом о чем шла речь. Цель их разговора была такова: удовлетворение потребности в простом человеческом общении.
· Мы общаемся чтобы воздействовать на других. Вряд ли найдется хоть один день, когда бы вы не пробовали влиять на чье-либо поведение – убедить друзей сходить в конкретную кафе или поддержать вас в чем либо, или убедить преподавателя поставить хорошую оценку.
Роман Якобсон выстраивает модель речевой коммуникации в виде шести функций языка. Между коммуникатором и реципиентом он помещает контекст, сообщение, контакт, код. Эти шесть элементов модели находятся в различных видах связей и отношений с функциями языка.
- Экспрессивная функция связана с коммуникатором и выражает его отношение к исходящей речи. Одно и то же содержание может иметь множественный интонационно-эмоциональный оттенок.
- Метаязыковаяфункция имеет непосредственную связь с кодом. С его помощью можно узнать значение слова через описание его содержания, не зная само слово, например - показав предмет.
- Когнитивная функция сориентирована на контекст и реализуется посредством обращения непосредственно к объекту, о котором сообщается.
- Конативная функция выражает непосредственное воздействие на сторону, принимающее сообщение, например, используя повелительное наклонение.
- Фатическаяфункция реализует цели поддержания контакта, не обращая особого внимания на содержание.
6. Поэтическая(риторическая) функция в большей степени ориентируется на форму, чем на содержание.
Класификация общения.
По характеру - общение разделяют на продуктивное (творческое) и непродуктивное (формальное);
по целям - на утилитарное и неутилитарное,
по направленности - на гуманистическое и манипулятивное,
по формам проявления - на непосредственное и опосредованное, формальное и неформальное,
по степени искренности - на открытое и закрытое,
по сферам деятельности - деловое, семейное, спортивное.
Individual la seminare!!!!