Принципы и аксиомы права: соотношение понятий

Принципы права – это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе. С одной стороны, они выражают закономерности права, а с другой – представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов. К принципам права относятся такие, как: принцип законности, принцип равенства граждан и другие. Принципы права являются основой правотворческой деятельности государства, выражают интеллектуальную сторону права, нередко на основе принципов права суды решают конкретные дела, не найдя нормы, необходимой для разрешения этих дел, используя аналогию права.

Наравне с принципами права, важным правовым явлением являются аксиомы права. Аксиомы права – это общепризнанные истины, не требующие доказательств, находящие либо прямое, либо косвенное отражение в нормах права. Правовые аксиомы отражают уже установленные и достоверные знания, они аккумулируют правовой опыт человечества, они необходимы для упорядочения общественных отношений, эффективности правового регулирования. В аксиомах права проявляется нацеленность права на то, чтобы исключить возможность проявления произвола и беззакония и утвердить начала справедливости, правды. Например: никто не должен принуждаться к даче показаний против самого себя, членов своей семьи, близких родственников (1, ст. 27). Аксиомы права, упрощают правовое регулирование, и тем самым делают законодательство более доступным и понятным для граждан.

Единство аксиом с принципами права предопределяется такими их свойствами, как: универсальность, общезначимость, способность придавать логичность, последовательность и сбалансированность правовой действительности. Значение имеет и то, что аксиомы и принципы права являются основаниями, из которых вытекают другие правовые положения. Однако, несмотря на сходство, аксиомы и принципы права не тождественны. Так, аксиомы выражают общечеловеческое содержание права, а принципы

права, воплощают, прежде всего, сущностные интересы в праве и потому различны в разных правовых периодах. Аксиомы как элементарные основные истины о праве в большей степени отдалены от политики и идеологии, чем принципы права, и в большей степени выражают сущность самого права, взятого вне «сиюминутного существования», вырванного из гущи социальной жизни, решения её проблем. Но, несмотря на это, принципы права строятся с учетом правовых аксиом, ибо они отражают не только экономические, политические, но и нравственные основы общества. Так, из аксиомы справедливого правосудия, сформулированного еще в древнем Риме, «audi alteram partem» –«выслушать обе стороны», произошли несколько основополагающих принципов справедливого правосудия, таких как принцип состязательности, принцип беспристрастности.

Таким образом, принципы и аксиомы права являются самостоятельными правовыми институтами, однако тесно взаимодействующими, взаимодополняющими.

Содержание регулятивной и охранительной функций права

К собственно юридическим функциям права относят регулятивную и охранительную. Регулятивная, в свою очередь, подразделяется на регулятивно-статическую и регулятивно-динамическую функции.

Регулятивно-статическая функция заключается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в различных нормативных актах.

Регулятивно-динамическая функция права заключается в воздействии права на общественные отношения путем определения правоспособности и дееспособности субъектов права. Тем самым обеспечивается обслуживание правовыми средствами процессов, происходящих в обществе.

Охранительная функция права предполагает такой вид правового воздействия, который направлен на охрану обеспечиваемых правом правоотношений, т.е. на защиту общественных отношений, регулируемых правом. Реализация этих функций заключается в информирование о том, какие ценности взяты государством под защиту, и в особых способах воздействия на правонарушителей. Таким образом реализуется правоохранительная функция государства.

Наши рекомендации