Самостоятельная работа слушателей
II. Содержание программы
2.1. Наименование тем лекционных занятий и их содержание
№ | Наименование раздела, темы | Содержание |
Классификация информационных технологий и электронных средств обучения в образовании. Дидактические и методические функции электронных средств обучения. | История создания визуализаторов речи. Информатизация специального образования – приоритетная задача развития образования в 90-х гг. 20 века. Роль лаборатории по созданию ИТ для нужд специального образования ИКП РАО. Понятие информационной технологии обучения (ИТО). Понятие компьютерной технологии обучения. Классификация ИТО. Классификация компьютерных программ, используемых в коррекционно-развивающем процессе. Понятие компьютерной и интернет-зависимостей. Возможности использования интернет-сетей, электронной почты, видеопрезентаций в системе семейного воспитания детей с отклонениями в развитии. Повышение мотивации к коррекционным занятиям у детей с отклонениями в развитии. Основные информационные технологии, используемые в коррекционно-развивающей работе с детьми с отклонениями в развитии. Информационная компетентность (структура, специфика, практика). | |
Прикладные программные средства и возможности их использования в практике специального образования. | Прикладные программные средства и возможности их использования в практике специального образования. Гигиенические требования к персональным компьютерам в дошкольных учреждениях. Гигиенические требования к компьютерным классам в дошкольных учреждениях. Система зрительной гимнастики при работе на персональном компьютере. Система физических упражнений при работе на персональном компьютере. Планирование индивидуальных и фронтальных занятий с использованием информационных технологий. Психологический аспект использования ИТО в коррекционно-развивающем процессе с детьми с отклонениями в развитии. |
2.2. Наименование тем лабораторных занятий и их содержание
№ | Наименование раздела, темы | Содержание |
Использование возможностей пакета Microsoft Office в специальном образовании | Структура пакета Microsoft Office. Возможности использования Microsoft Power Point для целей семейного воспитания детей с отклонениями в развитии. Возможности использования Microsoft Access для составления протоколов психолого-педагогической диагностики и ведения речевых карт детей с отклонениями в развитии. Использование пакета Microsoft Office в качестве вспомогательного средства презентации профессиональной деятельности. | |
Использование видео-и аудиоредакторов в специальном образовании | Виды видео-и аудиоредакторов, принципы их работы и направления использования в специальном образовании. Принципы работы Microsoft Movie Maker, возможности его использования для подготовки учебных экскурсий и экскурсий-демонстраций. Возможности использования Adobe audition в коррекционно-педагогической работе с детьми. | |
Методы и формы компьютерного обучения. Дистанционные формы обучения. | Методы и формы компьютерного обучения. Обзор веб-сайтов, направленных на информатизацию специального образования. Свободное и пропритарное программное обеспечение. Обзор интернет ресурсов (специальные и специфические ресурсы). Дистанционные формы обучения. Применение в образовательном процессе. Обзор программ по созданию интернет-сайтов. Информационное общение (рассмотрение интернет общения как метод повышения навыков): форумы, чаты, он-лайн конференции. | |
Специальные компьютерные программы для детей с особенностями психофизического развития. | Развивающие компьютерные программы серии «Маленький искатель». Развивающие и обучающие компьютерные программы серии «Гарфилд дошкольникам». Интерактивные аудио и графические энциклопедии для детей. Видеофильмы серии «Домашний логопед» и «В мире слов». Программно-аппаратный комплекс «Видимая речь». Программно-аппаратный комплекс «Дельфа-142». Программный комплекс «Рабочее место дефектолога». Специализированные компьютерные программы «Мир за твоим окном», «Лента времени», «Игры для Тигры». База данных «Нарушения произносительной стороны речи у детей». | |
Организация коррекционной работы педагога-дефектолога с использованием информационных технологий | Организация работы педагога-дефектолога с использованием компьютерных технологий. Организация работы учителя-логопеда с использованием компьютерных технологий. Структура коррекционно-развивающих занятий с использованием информационных технологий. Методические требования к специализированным информационным технологиям. |
Самостоятельная работа слушателей
Тема 1. Использование возможностей пакета Microsoft Office в специальном образовании(4 часа).
Вопросы для самостоятельного рассмотрения:
1.Структура пакета Microsoft Office.
2.Возможности использования Microsoft Power Point для целей семейного воспитания детей с отклонениями в развитии. В
3.озможности использования Microsoft Access для составления протоколов психолого-педагогической диагностики и ведения речевых карт детей с отклонениями в развитии.
4.Использование пакета Microsoft Office в качестве вспомогательного средства презентации профессиональной деятельности.
Практические задания для самостоятельного выполнения:
1.Создайте мультимедийную презентация для использования на уроке (коррекционном занятии) с предоставлением соответствующих информационных материалов (информация, фотографии, иллюстрации). Составьте конспект соответствующего коррекционного занятия (возраст детей, тип нарушения, тема занятия – по выбору слушателя).
2. Составьте тезисы статьи: Гаркуша Ю.Ф., Черлина Н.А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе.//Логопед. - 2004. - №2. - С. 22-29.
3. Составьте резюме статей: Тимофеева Ж.А. О способности детей с нарушениями в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы.//Дефектология. - 1997. - № 1. - С. 41-42.; Смылкина Н.Н. ИКТ для детей с ограниченными возможностями.//Информатика и образование. – 2004. – №4. – С. 74-75.
Формы контроля: демонстрация результатов работы и ее обсуждение на практическом занятии, защита рефератов, тестирование по теме.
Тема 2.Обзор информационных технологий, используемых в коррекционно-развивающей работе с детьми с отклонениями в развитии (4 часа).
Вопросы для самостоятельного рассмотрения:
1.Развивающие компьютерные программы серии «Маленький искатель». Развивающие и обучающие компьютерные программы серии «Гарфилд дошкольникам».
2.Интерактивные аудио и графические энциклопедии для детей.
3.Видеофильмы серии «Домашний логопед» и «В мире слов».
4.Программно-аппаратный комплекс «Видимая речь». Программно-аппаратный комплекс «Дельфа-142». Программный комплекс «Рабочее место дефектолога».
5.Специализированные компьютерные программы «Мир за твоим окном», «Лента времени», «Игры для Тигры».
Практические задания для самостоятельного выполнения:
1.Составьте конспект коррекционно-развивающего занятия, на котором будут использованы отдельные задания компьютерной игры «Игры для Тигры» (возраст детей, тема занятия – по выбору слушателя).
2. Составьте тезисы статьи: Вальчук Н.П., Шамшур Э.В. Компьютерная обучающая программа «Звукослоговой анализ слов» и первый опыт ее применения в детском саду.//Дефектология. - 1998. - №3. - С. 55-65.
Литература
1. Гончарова Е. Л., Кукушкина О.И. Набор упражнений для оценки сформированности читательской деятельности ребенка младшего школьного возраста из компьютерной коррекционно-диагностической среды «Мир за твоим окном».//Дефектология. - 1997 - № 6. - С. 42.
2. Королевская Т.К. «Видимая речь-3». //Дефектология. – 1997. - №5. – С.63-65.
3. Королевская Т.К. «Видимая речь»: новая технология – новые отношения.//Дефектология. – 1996. - № 2. – С.52.
4. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство достижения коммуникации.//Дефектология. - 1998. - №1.- С. 47-49
5. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении//Дефектология. – 1994. - №5. - С. 3 – 9.
6. Кукушкина О.И. Организация использования компьютерной техники в специальной школе.//Дефектология. – 1994. - №6. С. 59-62.
Формы контроля: демонстрация результатов работы и ее обсуждение на практическом занятии, защита рефератов, тестирование по теме.
Тема 3.Организация коррекционной работы педагога-дефектолога с использованием информационных технологий (4 часа)
Вопросы для самостоятельного рассмотрения:
1.Организация работы педагога-дефектолога с использованием компьютерных технологий.
2.Организация работы учителя-логопеда с использованием компьютерных технологий.
3.Структура коррекционно-развивающих занятий с использованием информационных технологий.
4.Методические требования к специализированным информационным технологиям.
Практические задания для самостоятельного выполнения:
1.Составьте перечень методических требований к специализированным информационным технологиям.
2.Составьте перечень гигиенических требований к современным компьютерным технологиям.
3.Составьте перспективный план работы учителя-логопеда на 1 месяц с учетом использования им на коррекционных занятиях одной из компьютерных развивающим программ.
4.Составьте план повышения собственной квалификации в области использования современных информационных технологий в специальном образовании.
Литература
1. Могилева В.Н. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста и их учет в работе с компьютером. – М., 2007.
2. Никишина Т.А. Компьютерные занятия в детском саду.//Информатика и образование. – 2003. - №4. – С. 89.
3. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. – М., «РИТМ», 2005. С. 8
4. Петрова Е. Развивающие компьютерные игры//Дошкольное воспитание. – 2001. - №8. – С.61-68.
5. Практическое руководство по использованию логопедического тренажера «Дельфа – 142» - М., 2005
Формы контроля: демонстрация результатов работы и ее обсуждение на практическом занятии, защита рефератов, тестирование по теме.