Самостоятельная работа слушателей

II. Содержание программы

2.1. Наименование тем лекционных занятий и их содержание

Наименование раздела, темы Содержание
Классификация информационных технологий и электронных средств обучения в образовании. Дидактические и методические функции электронных средств обучения. История создания визуализаторов речи. Информатизация специального образования – приоритетная задача развития образования в 90-х гг. 20 века. Роль лаборатории по созданию ИТ для нужд специального образования ИКП РАО. Понятие информационной технологии обучения (ИТО). Понятие компьютерной технологии обучения. Классификация ИТО. Классификация компьютерных программ, используемых в коррекционно-развивающем процессе. Понятие компьютерной и интернет-зависимостей. Возможности использования интернет-сетей, электронной почты, видеопрезентаций в системе семейного воспитания детей с отклонениями в развитии. Повышение мотивации к коррекционным занятиям у детей с отклонениями в развитии. Основные информационные технологии, используемые в коррекционно-развивающей работе с детьми с отклонениями в развитии. Информационная компетентность (структура, специфика, практика).
Прикладные программные средства и возможности их использования в практике специального образования. Прикладные программные средства и возможности их использования в практике специального образования. Гигиенические требования к персональным компьютерам в дошкольных учреждениях. Гигиенические требования к компьютерным классам в дошкольных учреждениях. Система зрительной гимнастики при работе на персональном компьютере. Система физических упражнений при работе на персональном компьютере. Планирование индивидуальных и фронтальных занятий с использованием информационных технологий. Психологический аспект использования ИТО в коррекционно-развивающем процессе с детьми с отклонениями в развитии.

2.2. Наименование тем лабораторных занятий и их содержание

Наименование раздела, темы Содержание
Использование возможностей пакета Microsoft Office в специальном образовании Структура пакета Microsoft Office. Возможности использования Microsoft Power Point для целей семейного воспитания детей с отклонениями в развитии. Возможности использования Microsoft Access для составления протоколов психолого-педагогической диагностики и ведения речевых карт детей с отклонениями в развитии. Использование пакета Microsoft Office в качестве вспомогательного средства презентации профессиональной деятельности.
Использование видео-и аудиоредакторов в специальном образовании Виды видео-и аудиоредакторов, принципы их работы и направления использования в специальном образовании. Принципы работы Microsoft Movie Maker, возможности его использования для подготовки учебных экскурсий и экскурсий-демонстраций. Возможности использования Adobe audition в коррекционно-педагогической работе с детьми.
Методы и формы компьютерного обучения. Дистанционные формы обучения. Методы и формы компьютерного обучения. Обзор веб-сайтов, направленных на информатизацию специального образования. Свободное и пропритарное программное обеспечение. Обзор интернет ресурсов (специальные и специфические ресурсы). Дистанционные формы обучения. Применение в образовательном процессе. Обзор программ по созданию интернет-сайтов. Информационное общение (рассмотрение интернет общения как метод повышения навыков): форумы, чаты, он-лайн конференции.
Специальные компьютерные программы для детей с особенностями психофизического развития.   Развивающие компьютерные программы серии «Маленький искатель». Развивающие и обучающие компьютерные программы серии «Гарфилд дошкольникам». Интерактивные аудио и графические энциклопедии для детей. Видеофильмы серии «Домашний логопед» и «В мире слов». Программно-аппаратный комплекс «Видимая речь». Программно-аппаратный комплекс «Дельфа-142». Программный комплекс «Рабочее место дефектолога». Специализированные компьютерные программы «Мир за твоим окном», «Лента времени», «Игры для Тигры». База данных «Нарушения произносительной стороны речи у детей».
Организация коррекционной работы педагога-дефектолога с использованием информационных технологий Организация работы педагога-дефектолога с использованием компьютерных технологий. Организация работы учителя-логопеда с использованием компьютерных технологий. Структура коррекционно-развивающих занятий с использованием информационных технологий. Методические требования к специализированным информационным технологиям.

Самостоятельная работа слушателей

Тема 1. Использование возможностей пакета Microsoft Office в специальном образовании(4 часа).

Вопросы для самостоятельного рассмотрения:

1.Структура пакета Microsoft Office.

2.Возможности использования Microsoft Power Point для целей семейного воспитания детей с отклонениями в развитии. В

3.озможности использования Microsoft Access для составления протоколов психолого-педагогической диагностики и ведения речевых карт детей с отклонениями в развитии.

4.Использование пакета Microsoft Office в качестве вспомогательного средства презентации профессиональной деятельности.

Практические задания для самостоятельного выполнения:

1.Создайте мультимедийную презентация для использования на уроке (коррекционном занятии) с предоставлением соответствующих информационных материалов (информация, фотографии, иллюстрации). Составьте конспект соответствующего коррекционного занятия (возраст детей, тип нарушения, тема занятия – по выбору слушателя).

2. Составьте тезисы статьи: Гаркуша Ю.Ф., Черлина Н.А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе.//Логопед. - 2004. - №2. - С. 22-29.

3. Составьте резюме статей: Тимофеева Ж.А. О способности детей с нарушениями в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы.//Дефектология. - 1997. - № 1. - С. 41-42.; Смылкина Н.Н. ИКТ для детей с ограниченными возможностями.//Информатика и образование. – 2004. – №4. – С. 74-75.

Формы контроля: демонстрация результатов работы и ее обсуждение на практическом занятии, защита рефератов, тестирование по теме.

Тема 2.Обзор информационных технологий, используемых в коррекционно-развивающей работе с детьми с отклонениями в развитии (4 часа).

Вопросы для самостоятельного рассмотрения:

1.Развивающие компьютерные программы серии «Маленький искатель». Развивающие и обучающие компьютерные программы серии «Гарфилд дошкольникам».

2.Интерактивные аудио и графические энциклопедии для детей.

3.Видеофильмы серии «Домашний логопед» и «В мире слов».

4.Программно-аппаратный комплекс «Видимая речь». Программно-аппаратный комплекс «Дельфа-142». Программный комплекс «Рабочее место дефектолога».

5.Специализированные компьютерные программы «Мир за твоим окном», «Лента времени», «Игры для Тигры».

Практические задания для самостоятельного выполнения:

1.Составьте конспект коррекционно-развивающего занятия, на котором будут использованы отдельные задания компьютерной игры «Игры для Тигры» (возраст детей, тема занятия – по выбору слушателя).

2. Составьте тезисы статьи: Вальчук Н.П., Шамшур Э.В. Компьютерная обучающая программа «Звукослоговой анализ слов» и первый опыт ее применения в детском саду.//Дефектология. - 1998. - №3. - С. 55-65.

Литература

1. Гончарова Е. Л., Кукушкина О.И. Набор упражнений для оценки сформированности читательской деятельности ребенка младшего школьного возраста из компьютерной коррекционно-диагностической среды «Мир за твоим окном».//Дефектология. - 1997 - № 6. - С. 42.

2. Королевская Т.К. «Видимая речь-3». //Дефектология. – 1997. - №5. – С.63-65.

3. Королевская Т.К. «Видимая речь»: новая технология – новые отношения.//Дефектология. – 1996. - № 2. – С.52.

4. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство достижения коммуникации.//Дефектология. - 1998. - №1.- С. 47-49

5. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении//Дефектология. – 1994. - №5. - С. 3 – 9.

6. Кукушкина О.И. Организация использования компьютерной техники в специальной школе.//Дефектология. – 1994. - №6. С. 59-62.

Формы контроля: демонстрация результатов работы и ее обсуждение на практическом занятии, защита рефератов, тестирование по теме.

Тема 3.Организация коррекционной работы педагога-дефектолога с использованием информационных технологий (4 часа)

Вопросы для самостоятельного рассмотрения:

1.Организация работы педагога-дефектолога с использованием компьютерных технологий.

2.Организация работы учителя-логопеда с использованием компьютерных технологий.

3.Структура коррекционно-развивающих занятий с использованием информационных технологий.

4.Методические требования к специализированным информационным технологиям.

Практические задания для самостоятельного выполнения:

1.Составьте перечень методических требований к специализированным информационным технологиям.

2.Составьте перечень гигиенических требований к современным компьютерным технологиям.

3.Составьте перспективный план работы учителя-логопеда на 1 месяц с учетом использования им на коррекционных занятиях одной из компьютерных развивающим программ.

4.Составьте план повышения собственной квалификации в области использования современных информационных технологий в специальном образовании.

Литература

1. Могилева В.Н. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста и их учет в работе с компьютером. – М., 2007.

2. Никишина Т.А. Компьютерные занятия в детском саду.//Информатика и образование. – 2003. - №4. – С. 89.

3. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. – М., «РИТМ», 2005. С. 8

4. Петрова Е. Развивающие компьютерные игры//Дошкольное воспитание. – 2001. - №8. – С.61-68.

5. Практическое руководство по использованию логопедического тренажера «Дельфа – 142» - М., 2005

Формы контроля: демонстрация результатов работы и ее обсуждение на практическом занятии, защита рефератов, тестирование по теме.

Наши рекомендации