Стилистические ресурсы синтаксиса (синтаксическая синонимия, однородные члены, функция разных типов предложений, порядок слов). Стилистические фигуры. Период

Под синтаксическими синонимами подразумеваются близкие по смыслу разнооформленные синтаксические конструкции, различающиеся либо оттенками значения, либо эмоциональной окраской, либо употребительностью в разных стилях речи, либо несколькими из этих признаков одновременно.

Дерево держится корнями – человек друзьями. – Дерево держится корнями, а человек – друзьями. – Если дерево держится корнями, то человек – друзьями.

Однородные члены предложения используются не только для нейтрального перечисления понятий, признаков, предметов, явлений, что характерно прежде всего для деловой и научной речи. В художественном, газетно-публицистическом стилях однородные члены — яркое выразительное средство. Если специально варьировать группировку, объединение однородных членов, они могут придавать речи повествовательную плавность, пафос, различные эмоциональные оттенки. Та или иная группировка однородных членов определяет ритм фразы — энергичный, замедленный, прерывистый и т. п.

На основе однородных членов строятся стилистические фигуры: Шел дождь и два студента', Я пил чай с барышней, с лимоном и удовольствием.

Такая стилистическая фигура называется зевгма. Эта экспрессивная синтаксическая конструкция состоит из ядерного слова и зависимых от него однородных членов предложения, равноценных грамматически, но разноплановых семантически. Конструкция строится на эффекте обманутого ожидания.

С помощью однородных членов строится и такая стилистическая фигура, как градация, при которой каждый последующий однородный член предложения усиливает смысл предшествующего: Многое на войне передумано, пересмотрено, переоценено.

В практике СМИ довольно часты ошибки, связанные с использованием однородных членов. Нередки логические ошибки. Так, нельзя объединять в качестве однородных членов видовые и родовые понятия, например: «В комнате стояли столы, стулья, мебель красного дерева».

В перечисление не должны входить скрещивающиеся понятия, т.е. понятия, частично совпадающие по своему объему: «Газета обратилась с призывом к молодежи и девушкам города Пензы».

Ошибка может быть вызвана лексической несочетаемостью одного из однородных членов с тем словом, к которому относятся однородные члены: «Они с благодарностью говорят о том внимании и помощи, которыми окружило их правительство».

Типы предложений: простые и сложные.

Простое предложение. Значительные стилистические ресурсы заключает в себе синонимика односоставных и двусоставных предложений. В целом односоставные предложения шире используются в разговорной и художественной речи. Деловая и научная речь предпочитают двусоставные предложения. Но это самое общее различие. Внутри него можно выделить несколько соотносительных пар. Одна из них: личные двусоставные (или определенно-личные односоставные) — безличные предложения — Я работаю — Мне работается.

Первые обозначают констатирование факта, действия, вторые указывают на тягу к выполнению этого действия, непроизвольное влечение к нему. Безличные глаголы с частицей -ся, образованные от невозвратных глаголов, приобретают особый оттенок легкости действия: мне читается, работается, пишется.

В паре не хочу — не хочется оба глагола выражают нежелание, но в первом случае говорящий отдает себе отчет в том, чем вызвано нежелание. «Не хочется» же означает, что говорящий не осознает причин нежелания.

Безличные предложения вступают в синонимические отношения с неопределенно-личными: Его сбило машиной — Его сбили машиной.

Различие весьма существенное: первый вариант (безличное предложение) означает простую констатацию действия без указания причин; это происшествие, несчастный случай. Второй вариант (неопределенно-личное предложение) означает действие преднамеренное, злоумышленное, относящееся к уголовным делам.

Неопределенно-личные предложения соотносительны также с двусоставными личными. Особенность неопределенно-личных предложений (по сравнению с личными) заключается в том, что в них все внимание сосредоточивается на факте, событии, действии, а субъект действия остается в тени. Например: Часу в пятом купали команду. На воду спускали парус, который наполнялся водой, а матросы прыгали с борта, как в яму. Но за ними надо было зорко смотреть... нечего было опасаться, что они убегут, но боялись акул (И.А. Гончаров).

Сложное предложение. В самом общем виде сложное предложение представляет мысль, действительность, ситуацию как единое целое, части которого тесно взаимосвязаны, объединены интонацией, смыслом, союзами и не выделяются как самостоятельные содержательные отрезки. Именно такова общая мотивация употребления сложных предложений.

Полностью стилистические ресурсы сложного предложения раскрываются, реализуются в тексте в зависимости от функционального стиля, жанра, индивидуальной манеры пишущего и других факторов. Разумеется, важную роль играет и тип сложного предложения — сложноподчиненное, сложносочиненное или бессоюзное. Каждый тип сложного предложения обладает стилистической спецификой и по-разному представлен в функциональных стилях.

Так, сложноподчиненное предложение благодаря богатой союзной связи позволяет выразить многообразные отношения между частями — временные, причинно-следственные, условные и др. Поэтому сложноподчиненные предложения в наибольшей степени свойственны научной речи, а также официально-деловой.

Стилистическая специфика сложносочиненного предложения заключается в том, что это структура более свободная, чем сложноподчиненное предложение.

Во многих сложносочиненных предложениях с союзом «и» выражаются временные отношения — одновременность или последовательность действий. Такие предложения широко употребляются в языке художественной литературы — в описаниях, характеристиках, изображениях картин природы.

Соединяя, как правило, равноправные в смысловом отношении части, сложносочиненные предложения выражают не только временные, но и сопоставительные отношения — Труд человека кормит, а лень портит; присоединительные — Ты скучаешь, не находишь себе места, а скука и праздность заразительны (А. П. Чехов) и др.

Возможность выражать эти отношения и определяет сферы использования сложносочиненных предложений. Они употребительны во всех функциональных стилях, но особенно характерны для языка художественной литературы, публицистики, где выражаемые сложносочиненными предложениями отношения (сопоставление, противопоставление, последовательность действий, явлений при описании и повествовании) весьма актуальны.

Вообще следует заметить, что синтаксическая форма сложного предложения не закреплена жестко за тем или иным функциональным стилем. Поэтому в принципе можно говорить лишь о преимущественном употреблении того или иного типа сложного предложения в том или ином функциональном стиле (или стилях).

Среди типов сложного предложения бессоюзное предложение выделяется тем, что характеризует прежде всего разговорную речь. Отсутствие четких логических связей между частями бессоюзного предложения возмещается в разговорной речи жестом, мимикой, интонацией.

К числу особенностей бессоюзных сложных предложений, которые проявляются исключительно в разговорной речи, относится связь свободного соединения — связь, при которой одна из предикативных конструкций (свободная) произносится по сравнению с другой (основной) в убыстренном темпе и может занимать по отношению к основной предикативной конструкции разные позиции, причем наиболее характерна для свободной конструкции интерпозиция: Никуда — я плохо себя чувствую — не поеду, Я — жара начнется — на дачу уеду.

Помимо разговорной речи бессоюзные сложные предложения представлены в тех сферах, которые ориентируются на разговорную речь. К ним относятся язык художественной литературы, публицистический стиль, в котором часто ставится цель передать интонацию живой речи.

Стилистические фигуры - обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности). Наиболее распространённые фигуры речи: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора, парцелляция.

Наши рекомендации