Структура пропедевтического (вводного) курса синтаксиса, программа и классификация упражнений
В соответствии с отобранным содержанием обучения необходимо было выявить последовательность введения понятий семантического синтаксиса. Определяя структуру пропедевтического курса, мы опирались на работы психологов, исследующих учебный процесс. Так, в частности для нас был важен один из принципов организации учебного материала, сформулированный В.В.Давыдовым, который заключается в том, что "усвоение знаний общего и абстрактного характера предшествует знакомству с более частными и конкретными знаниями, последние должны быть выведены из первых как из своей единой основы" [69, 397].
Из этого принципа следует, что понятия более широкого объема должны вводиться раньше тех понятий, для которых они являются определяющими. Такой подход осуществлен в методике орфографии М.Т.Барановым [23; 25] и др. (основным понятием, с которого начинается работа по орфографии, является "орфограмма"); в методике морфологии подобная организация учебного материала впервые была предложена Л.АТростенцовой [161] (в начало всего курса морфологии вводятся обобщенные морфологические понятия "часть речи" и "морфологические признаки")
В семантическом синтаксисе таким широким понятием, с которого необходимо начать изучение пропедевтического курса, является понятие "ситуация". Из этого понятия, "как из своей единой основы", выводятся понятия "участники ситуации", "отношения между участниками ситуации", "типы ситуации".
Для реализации программы обучающего эксперимента был разработан комплекс упражнений. Опираясь на общепринятую классификацию, которая получила наиболее полное отражение в учебном пособии для студентов пединститутов под редакцией проф. М.Т.Баранова"Методика преподавания русского языка" [117], мы выделили упражнения, формирующие 1) учебно-языковые и 2) речевые умений.
Учебно-языковые упражнения делятся на опознавательные, направленные на узнавание отдельных явлений языка и речи, классификационные, предназначенные для обучения школьников группировке языковых явлений, и синтетические, заключающиеся в полном разборе языковых явлений.
Речевые упражнения направлены на обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Работа по обогащению словарного запаса ведется на основе словарно-семантических упражнений, предназначенных для закрепления семантики новых слов и показа типичной лексической сочетаемости этих слов, и словарно-стилистических, обучающих школьников выбору слов.
Для обогащения грамматического строя речи учащихся проводятся упражнения 1) на построение (составление, конструирование) отдельных словосочетаний, предложений, а также предложений с изучаемыми языковыми средствами; 2) на замену одних конструкций другими, параллельными (соотносительными); на выбор из данных конструкций более уместной с точки зрения задачи высказывания, его стиля; 3) свободные диктанты и изложения; 4) составление текстов (сочинения - миниатюры).
Для формирования учебно-языковых и речевых умений были использованы упражнения, которые можно разделить на две группы: 1) упражнения, связанные только с понятиями семантического синтаксиса, и 2) традиционные синтаксические упражнения, формулировка заданий которых была дополнена в связи с введением понятий семантического синтаксиса..
I Упражнения, разработанные с учетом понятий "ситуация", "участники ситуации" состояли как из учебно-языковых, так и речевых упражнений. На формирование опознавательных учебно-языковых умений были направлены следующие упражнения;
1, Подчеркните слова, называющие участников ситуации, в следующих предложениях.
1. Он открыл дверь плечом.
Билет 16.Главные члены предложения . Способы выражения подлежащего. Типы сказуемого. Методика изучения синтаксиса в средней школе..Связь изучения синтаксиса с работой по развитию речи.
Двусоставное предложение. Подлежащее и способы его выражения.
1. Структурная характеристика простого предложения.
2. Двусоставное предложение. Связь между подлежащим и сказуемым.
3. Морфологизованные и неморфологизованные члены предложения.
4. Подлежащее, способы его выражения.
В русском языке простое предложение разнообразно по структуре и семантике. Различия в структуре связаны со строением предикативного центра, соотношением главных и второстепенных членов, с наличием или отсутствием второстепенных членов предложения.
Традиционно при классификации простых предложений учитывают следующие характеристики:
· Состав и количество главных членов предложения. По этому признаку выделяются односоставные и двусоставные. В двусоставных предложениях предикативный центр представлен двумя главными членами предложениями – подлежащим и сказуемым, в односоставных – одним. Например: Но яне создан для блаженства. Послушайте ж меня без гнева.
· По наличию второстепенных членов предложения выделяют распространенные и нераспространенные предложения. Нераспространенные содержат только главные члены и воплощают грамматический минимум: Солнцевсходит и заходит. Распространенные содержат и главные, и второстепенные члены: Днем и ночью часовые стерегут мое окно.
· Полнота – неполнота замещения основных синтаксических конструкций. В полных предложениях представлены все структурно обязательные члены предложения. Неполные предложения – это те, в которых пропущены обязательные по структуре и семантике члены предложения. Дождь идет. (полное предложение). Идет? (неполное предложение, пропущено подлежащее). Семантика глагола предполагает указание на субъект действия.
· Односоставным и двусоставным предложениям противопоставлены нечленимые предложения. Нечленимые предложения – это те, в составе которых нельзя выделить члены предложения. Они не могут быть распространены и дополнены другими членами предложения. Например: Естьлодка? Нет. Идем отсюда? Однозначно.
· По наличию осложняющих конструкций выделяются осложненные и неосложненные предложения
Простое предложение того или иного структурного типа может иметь определенное число грамматических форм, выражающих определенное грамматическое значение. Это прежде всего формы модальности, которые создаются глагольным наклонением, формы времени, которые опираются на глагольное время, и формы лица, которые создаются личными формами глагола и местоимениями. Отец построил дом. Отец строит дом. Отец будет строить дом. Отец построил бы дом. Пусть отец построит дом. Совокупность форм одного предложения образует его парадигму. Число членов парадигмы может быть различно. Парадигма может быть полной и неполной. Двусоставные предложения чаще всего обладают полной парадигмой, односоставные предложения – неполной.
Двусоставное предложение – это основной структурно-семантический тип простого предложения, обладающий наиболее полным набором характеристик, свойственных простому предложению. В двусоставном предложении два главных члена предложения – подлежащее и сказуемое, которые образуют структурную схему этого предложения. Связь между ними называется координацией. По форме подлежащее и сказуемое уподобляются друг другу. Сравните: Поезд идет//Поезда идут. Ночь светла//День светел//Дни светлы. Я иду//Ты идешь//Мы идем.
Внешне координация подлежащего и сказуемого сходна с согласованием, причем подлежащее обусловливает форму числа и рода сказуемого. Однако внутренне координация отличается от любой непредикативной связи. Черты различия таковы: (1) При согласовании форма зависимого компонента подчиняется форме главного, при координации трудно вообще выделить главное и зависимое слово, имеет место взаимная соотнесенность форм без выделения главных и зависимых компонентов. (2) При согласовании зависимость проходит по всем формам: новый дом, нового дома, новому дому… (всего 12 форм), при координации соотносятся только две данные определенные формы. Этот дом – новостройка//Эти дома – новостройки. Дом новый//Дома новые. (3) При согласовании между главным и зависимым словом возникают атрибутивные отношения, называющие предмет и его признак оказывает отнесенным во временной план: Дом новый//Дом был новый//Дом будет новый. Поэтому отношения между подлежащим и сказуемым называются предикативными.
Структурным элементом предложения является член предложения. Среди наиболее важных свойств члена предложения является способ выражения, то есть какой частью речи выражен тот или иной член предложения. По этому признаку все члены предложения делятся на морфологизованные и неморфологизованные.
Морфологизованные члены предложения – это члены предложения, выраженные словами тех частей речи, для которых данная функция является первичной. Так, морфологизованное подлежащее выражено существительным или личным местоимением в И.п.
Неморфологизованные члены предложения – это члены предложения, для которых данная синтаксическая функция является вторичной. Так, подлежащее, выраженное именем прилагательным, является неморфологизованным. Например: Великий человек (морфологизованное подлежащее) лишь громок на дела. Счастливые (неморфологизованное подлежащее) часов не наблюдают.
Подлежащее – Это абсолютно независимый главный член предложения, который обладает следующими признаками:
· Является обязательным, то есть входит в структурную схему предложения.
· Выражается существительным или личным местоимением в И.п.
· Занимает позицию перед сказуемым.
· Обозначает предмет речи (субъект действия или носителя признака).
Татьяна любит не шутя. Молчание – золото.
Грамматическим показателем независимости подлежащего является форма И.п. (номинативное подлежащее) или инфинитива (инфинитивное подлежащее). Общим вопросом к подлежащему является вопрос «о чем говорится в предложении?». Именно этот вопрос позволяет выявить предмет речи. При нетипичном подлежащем этот вопрос не всегда возможен. Например: Ваша задача – хорошо подготовиться к экзамену. О чем говорится в предложении – о задаче или о подготовке?
В структурном отношении подлежащее может быть выражено одним словом или словосочетанием.
Отдельное слово.
1. Эталоном подлежащего является имя существительное в И.п. Октябрь уж наступил. Онегин дома заперся.
2. наиболее частотны подлежащие. Выраженные личным местоимением. Я к вам пишу. Передо мной явилась ты.
3. Подлежащее может быть выражено местоимнием различных разрядов. Кто не изменит нам один? Что было следствием свиданья? Кто это? Это Иван Иванович. Это неприлично. Никто б не мог ее прекрасной назвать. Кто не работает. То не ест. Все прошло, как сон пустой.
4. Субстантивированные прилагательные, причастия, числительные. Счастливые часов не наблюдают. Будущее светло и прекрасно. Двое, трое не что один.
5. Подлежащее может быть выражено неизменяемыми частями речи, не подвергающимися субстантивации – междометиями, наречиями, предлогами, союзами. При этом они получают предметное значение и могут иметь при себе определение. Далече грянуло ура. Ваше «завтра» мне надоело. Но – это союз. Браво летело со всех сторон.
6. Подлежащее может быть выражено инфинитивом. Вас любить – плохая шутка. У вора воровать – только время терять.
7. К подлежащему–слову близки фразеологизмы с предметным значением: Остался, впрочем, один кукиш с маслом.
Если подлежащее выражено цельным словосочетанием, то главный компонент создает независимую форму подлежащего (структурный признак), а зависимый называет предмет речи или деятеля (семантический признак). В роли подлежащего могут выступать цельные словосочетания со следующим значением:
1. Количественно-именные словосочетания, в которых главный компонент бывает выражен именем числительным, существительным, образованным от числительных, или существительным со значением меры. Три пальмы в пустыне росли. Стаи птиц улетают прочь за синее море. На станции собралась куча народу.
2. Словосочетание со значением избирательности. Каждый из нас по-своему убивал время.
3. Словосочетание со значением неопределенности. Есть что-то в этой музыке притягательное. Главный компонент – неопределенное местоимение, зависимый – прилагательное или причастие.
4. Словосочетание-метафора. Серп месяца стал ярче.
5. Словосочетание со значением совместности. Мы с приятелем вдвоем замечательно живем.
6. Словосочетание со значением приблизительности. Было около девяти часов. Прошло меньше часа. Подлежащее может быть выражено именем существительным в Д.п. со значением распределительности. С дерева упало по яблоку. Сравните с эталонным предложением: Яблоко упало с дерева.
7. В качестве подлежащего могут употребляться цитаты и целые предложения. Ваше «быть рядом» звучит многообещающе. Блажен, кто смолоду был молод. Счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые. «Буду летать!» звенело в голове Алексея. В.В.Бабайцева считает, что это не подлежащее, а предложения. Которые занимают позицию подлежащего.
8. В состав подлежащего может входить семантический конкретизатор. Такое подлежащее называется составным. Быть учителем – это ваше призвание. Быть влюбленным славно. Хороший человек должен беречь себя.
Спорным является выделение подлежащего в таких конструкциях, как Ученых – много, умных – мало. Пароходов было два. Впечатлений – тьма. Это так называемые расчлененные конструкции, в которых существительное в форме Р.п. занимает позицию подлежащего, так как оно обозначает предмет речи. Полного набора структурных свойств у такого подлежащего нет (нет формы И.п.). Некоторые ученые рассматривают такие конструкции как переходные между двусоставными и односоставными предложениями. Мы будем рассматривать такие конструкции как двусоставные предложения, в которых подлежащее выражено нетипичной формой. Тем более что явно просматривается аналогия: Было два парохода//Пароходов было два. Разница между ними объясняется коммуникативным заданием.