Барьеры манеры общения
Барьер недостаточного понимания важности общения. Чаще всего возникает как следствие недооценки одной из сторон производственной коммуникации важности общения как социально-психологического механизма управления людьми.
Барьер внутренних установок. Установка — это благоприятная или неблагоприятная оценочная реакция на что-либо или кого-либо, которая выражается во мнениях, чувствах и целенаправленном поведении.
Можно ли изменить установки того или иного человека? В. Шрамм предлагает следующий путь изменения.
1. Для изменения установок человеку нужно подсказать направленность и содержание этого изменения. Эта мысль должна быть воспринята и попята человеком.
2. Изменение установок произойдет тем успешнее, чем больше указанная мысль будет соответствовать имеющимся у данного человека потребностям и мотивам.
3. Изменение будет более вероятным, если:
— содержание воспринятой информации будет соответствовать признанным нормам поведения;
— источник информации будет достаточно добросовестным и компетентным;
— передача будет удовлетворять формальным требованиям, предъявляемым к структуре и способу аргументации.
4. Изменение установок будет более устойчивым, если окружающая человека действительность подтверждает содержание воспринятой информации.
5. Изменение установок будет более эффективным, если пропагандистское воздействие подкрепится другими воспитательными воздействиями.
Барьер стереотипа. Стереотип — это упрощенное, заранее принятое представление, не вытекающее из собственного опыта.
Барьер отсутствия интереса. Иногда в процессе общения, которое человеку в принципе не особенно-то и интересно, он перестает придавать значение тому, что ему говорят. Его внимание рассеивается, и человек перестает следить за течением мысли собеседника.
Барьер пренебрежения фактами является результатом привычки человека делать поспешные выводы и заключения, не располагая достаточным объемом исходной необходимой информации либо неправильно понимая и интерпретируя уже полученную информацию и факты.
Барьеры речи
Эти барьеры возникают из-за различных ошибок речи, поскольку речь — одно из основных средств общения. Такие барьеры могут возникнуть из-за:
• эмоционального возбуждения;
• неправильного выбора слов;
• слабой аргументации;
• неспособности партнера понять передаваемую информацию.
Н. М. Тимченко выделил следующие причины, которые затрудняют передачу информации:
• неточность высказывания;
• несовершенство перекодирования мыслей в слова;
• неуместное использование профессиональных терминов;
• неверное истолкование намерений собеседника;
• чрезмерное использование иностранных слов;
• неполное информирование партнера;
• излишне быстрый темп изложения информации;
• наличие смысловых разрывов и скачков мысли;
• неполная концентрация внимания;
• неиспользование различных каналов восприятия;
• витиеватость мысли;
• наличие логического противоречия;
• неадекватные интонация, мимика и жесты, не совпадающие со словами.
Невозможно описать и классифицировать все барьеры, которые могут возникнуть между людьми в процессе общения. Поэтому обозначим лишь основные группы.
Физические барьеры:
• барьеры, возникающие из-за несоответствия места общения его характеру и задачам;
• барьер, который может возникнуть из-за большой удаленности людей друг от друга;
• барьер физических состояний — может возникнуть из-за перенапряжения в результате длительного ожидания, неумения регулировать свое внутреннее состояние;
• барьер, возникающий, если люди не хотят общаться друг с другом, и т.д.
Социально-ролевые барьеры:
• барьер внутреннего противостояния между общающимися людьми;
• барьер социально-ролевой дисгармонии между участниками общения;
• барьер социально-ролевого несоответствия ситуации общения.
Информационно-познавательные барьеры:
• барьер, возникающий из-за различия опыта собеседников;
• барьер, возникающий из-за различия уровней образования;
• барьер, возникающий из-за различия типа мышления (одним проще мыслить образами, у других — абстрактно-аналитическое мышление; таким людям сложно понять друг друга и достаточно сложно договориться между собой, поскольку они говорят и думают "на разных языках").
Идеологические барьеры:
• барьер, возникающий при наличии у собеседников различных стереотипов;
• барьер, возникающий при различии системы ценностей;
• барьер различия социальных установок и т.д.
Социально-психологические барьеры возникают, если есть непринятие формы общения одной из сторон. Рафинированный интеллигент и продавец с рынка вряд ли смогут длительное время успешно общаться, поскольку у этих людей уровень социально значимых ценностей разный. Соответственно складывается и отношение к собеседнику.