Основное дело руководства - это
А. Организация производства и поиск рынков сбыта
Б. Направлять работу и повышать эффективность
В. Делегирование ответственности и координация работы подразделений
Г. Инновации, решение проблем и налаживание сотрудничества между людьми
2. Коммуникации в нашей организации в основном:
А. Формальные и безличные
Б. Редкие, в письменной форме
В. Личные
Г. Частые и неформальные
3. Контроль в основном основан на:
А. Планах и формальных процедурах
Б. Достижении целей, выработанных подчиненным вместе с руководителем
В. Показателях сбыта продукции
Г. Бухгалтерских системах, бюджетах и нормативах
4. Мотивация чаще основана на:
А. Чувстве принадлежности к команде и командных ценностях
Б. Надежде на повышение
В. Личных оценках
Г. Повышении статуса
5. Организационная структура в основном:
А. Неформальная
Б. Централизованная, функциональная
В. Децентрализованная и линейно-штабная
Г. Кросс-функциональная, ориентированная на проблему
6. Основные ценности:
А. Доминирование и подавление сопротивления
Б. Рациональность и поддержание порядка
В. Защита интересов членов организации
Г. Достижение целей подразделения
7. Люди работают в основном, чтобы:
А. Соответствовать представлениям о «правильном» поведении
Б. Получать удовлетворение от работы
В. Решать проблемы и вносить свой вклад в общее дело
Г. Сохранять имеющиеся привилегии и завоевывать новые
8. Отношения с другими организациями в основном строятся на:
А. Взаимных интересах и общности
Б. Сотрудничестве
В. Конкуренции
Г. Соглашениях и соблюдении буквы закона
9. Власть в основном основана на:
А. Компетентности, опыте и знаниях
Б. Способности поддерживать дисциплину и порядок
В. Должностной позиции
Г. Способности и желании помогать другим людям
10. Людей поощряют в основном за:
А. Способность добиваться результата и побеждать
Б. Следование правилам и процедурам
В. Помощь другим людям
Г. Вклад в достижение целей организации
КЛЮЧ К ТЕСТУ
При подведении итога для каждого вопроса обведите в кружок те буквы, которые вы отметили в опроснике. Затем по каждой колонке подсчитайте число баллов (букв, обведенных кружками).
ВОПРОС № | Авторитарная культура | Бюрократическая культура | Культура, ориентированная на задачу | Культура, ориентированная на человека |
Б | В | А | Г | |
А | Б | Г | В | |
Г | А | В | Б | |
В | Г | Б | А | |
Б | В | А | Г | |
А | Б | Г | В | |
Г | А | В | Б | |
В | Г | Б | А | |
Б | В | А | Г | |
А | Б | Г | В | |
Итого: |
Колонка, получившая наибольшее количество баллов, будет соответствовать той культуре, которая доминирует в вашей организации.
Каждый тип организационной культуры, как правило, связан с определенной организационной структурой. Авторитарная культура реализуется через жесткую иерархическую организационную структуру, задающую четкую систему подчиненности. Бюрократическая культура может выражаться в различных оргструктурах, хотя тяготеет к иерархической. Культура, ориентированная на задачу, чаще связана с матричной структурой, а культура, ориентированная на человека, как правило, вообще не соотносится с формальной оргструктурой.
Оптимизируя систему управления и организационную культуру, следует учитывать взаимодействие между следующими переменными:
• Люди в организации , их возможности (способности) и мотивы
• Задачи организации и те виды поведения, которые необходимы, чтобы максимально эффективно решать эти задачи
• Внешнее окружение организации и требования к творчеству, гибкости, качеству и т.д., предъявляемые к труду персонала. Томас Уотсон-младший, обобщая опыт АйБиЭм в книге "Бизнес и его верования", которую он целиком посвятил проблеме ценностей, пишет: «...Я считаю, что настоящая разница между успехом и неудачей в корпорации восходят к вопросу, хорошо ли организация раскрывает способности своих сотрудников и направляет их творческую энергию... Я верю..., что если организация намерена ответить на вызов меняющегося мира, она должна быть готова в ходе своей организационной жизни изменить в себе все, кроме своих убеждений. Иными словами, философия основ, дух и энергия организации играют гораздо большую роль в ее достижениях, чем технологические или экономические ресурсы, организационная структура, нововведения и синхронность действий».
John Scully использует термин "импресарио" для описания своих усилий в направлении создания культуры Apple Computer . "Импресарио - это важная метафора для вдохновения творчества... Импресарио должен умно использовать творческий темперамент актеров. Время от времени он может учить их, потому что он знает, что творчество - это процесс приобретенный. Он обеспечивает постановку спектаклей. На Apple мы собираем вместе компанию актеров...
Есть разница между тем, чтобы вдохновлять и просто мотивировать людей. Тот, кто знает, как заставить людей работать сверх их способностей, знает, как управлять творчеством.
Традиционное руководство и творчество можно даже рассматривать как противоположные состояния. Если управление требует общего понимания, контроля, определенности, постоянства, то творчество требует свободы и ниспровержения авторитетов.
Импресарио на Apple пытаются уничтожить все иерархические преграды, но они обеспечивают ресурсы там и тогда, где и когда это необходимо, и обеспечивают поддержку в выполнении работы. Импресарио помогает артистам делать свою работу без того, чтобы они вникали в организационные вопросы».
«Я начну волноваться, если в организации не будет некоторой анархии, - говорит Джон Скулли. - Это как ртуть: в малых количествах это лекарство, а в больших - она может убить вас. Мы не определяем обязанности для творческих людей в традиционном смысле: - в том, что они должны присутствовать на работе с 8 до 5 и не контролируем точность их прихода и загруженность работой. Вместо этого они отвечают за результаты своей работы»
Характеристики "здоровой" культуры
Специалисты, изучавшие феномен организационной культуры, выделили ряд характеристик, отличающих культуру "здоровых" организаций, добившихся выдающихся показателей в своей сфере деятельности, отличающихся высокой конкурентоспособностью и высокой приспособляемостью к изменениям внешней среды:
• Нацеленность на действия .Организация не парализована анализом. Руководство принимает решения, а затем успешно внедряет их в практику.
• Ориентация на потребителя ,на удовлетворение запросов клиентов, на качество, обслуживание и надежность.
• Инициатива, самостоятельность и творческое отношение к делу. Организации, не способные добиться от своих подчиненных этих качеств, обречены на стагнацию и проигрывают в конкурентной борьбе.
• Люди - основной ресурс организации. Люди, работающие в организации, определяют конкурентоспособность организации. Поэтому противостояние между персоналом и руководством (установка "мы - они") является разрушительным для организации.
• Пропаганда и поддержка руководством ценностей, способствующих реализации выработанной стратегии .Наивысших результатов добиваются те организации ,где руководство собственным примером и активным личным участием показывает пример следования декларируемым ценностям и образцам поведения.
• Стремление к совершенству в своем деле, в своем бизнесе. Наибольших успехов добиваются те организации, которые стремятся быть самыми передовыми, лучшими, первыми в своей сфере деятельности. Вот всего лишь три типичные высказывания лидеров таких крупнейших корпораций, как Эмерсон, АйБиЭм и Дженерал Электрик:
"Я хочу, чтобы все наши люди верили, что их организация - лучшая в мире. Чувство гордости творит чудеса".
"Устанавливайте самые высокие стандарты и требуйте их достижения. Всякий, кто ограничивается посредственностью - в школе, на работе, в жизни, - это неудачник".
"Мы хотим обеспечивать самое лучшее в мире обслуживание потребителя".
• Достаточно простая оргструктура, отсутствие излишнего бюрократизма. Люди в таких организациях имеют достаточно полномочий для принятия самостоятельных решений. Их активность и инициатива не скованы положениями и инструкциями, детально прописывающими каждый шаг.