Основное дело руководства - это

А. Организация производства и поиск рынков сбыта

Б. Направлять работу и повышать эффективность

В. Делегирование ответственности и координация работы подразделений

Г. Инновации, решение проблем и налаживание сотрудничества между людьми

2. Коммуникации в нашей организации в основном:

А. Формальные и безличные

Б. Редкие, в письменной форме

В. Личные

Г. Частые и неформальные

3. Контроль в основном основан на:

А. Планах и формальных процедурах

Б. Достижении целей, выработанных подчиненным вместе с руководителем

В. Показателях сбыта продукции

Г. Бухгалтерских системах, бюджетах и нормативах

4. Мотивация чаще основана на:

А. Чувстве принадлежности к команде и командных ценностях

Б. Надежде на повышение

В. Личных оценках

Г. Повышении статуса

5. Организационная структура в основном:

А. Неформальная

Б. Централизованная, функциональная

В. Децентрализованная и линейно-штабная

Г. Кросс-функциональная, ориентированная на проблему

6. Основные ценности:

А. Доминирование и подавление сопротивления

Б. Рациональность и поддержание порядка

В. Защита интересов членов организации

Г. Достижение целей подразделения

7. Люди работают в основном, чтобы:

А. Соответствовать представлениям о «правильном» поведении

Б. Получать удовлетворение от работы

В. Решать проблемы и вносить свой вклад в общее дело

Г. Сохранять имеющиеся привилегии и завоевывать новые

8. Отношения с другими организациями в основном строятся на:

А. Взаимных интересах и общности

Б. Сотрудничестве

В. Конкуренции

Г. Соглашениях и соблюдении буквы закона

9. Власть в основном основана на:

А. Компетентности, опыте и знаниях

Б. Способности поддерживать дисциплину и порядок

В. Должностной позиции

Г. Способности и желании помогать другим людям

10. Людей поощряют в основном за:

А. Способность добиваться результата и побеждать

Б. Следование правилам и процедурам

В. Помощь другим людям

Г. Вклад в достижение целей организации

КЛЮЧ К ТЕСТУ

При подведении итога для каждого вопроса обведите в кружок те буквы, которые вы отметили в опроснике. Затем по каждой колонке подсчитайте число баллов (букв, обведенных кружками).



ВОПРОС № Авторитарная культура Бюрократическая культура Культура, ориентированная на задачу Культура, ориентированная на человека
Б В А Г
А Б Г В
Г А В Б
В Г Б А
Б В А Г
А Б Г В
Г А В Б
В Г Б А
Б В А Г
А Б Г В
Итого:        

Колонка, получившая наибольшее количество баллов, будет соответствовать той культуре, которая доминирует в вашей организации.

Каждый тип организационной культуры, как правило, связан с определенной организационной структурой. Авторитарная культура реализуется через жесткую иерархическую организационную структуру, задающую четкую систему подчиненности. Бюрократическая культура может выражаться в различных оргструктурах, хотя тяготеет к иерархической. Культура, ориентированная на задачу, чаще связана с матричной структурой, а культура, ориентированная на человека, как правило, вообще не соотносится с формальной оргструктурой.

Оптимизируя систему управления и организационную культуру, следует учитывать взаимодействие между следующими переменными:

• Люди в организации , их возможности (способности) и мотивы

• Задачи организации и те виды поведения, которые необходимы, чтобы максимально эффективно решать эти задачи

• Внешнее окружение организации и требования к творчеству, гибкости, качеству и т.д., предъявляемые к труду персонала. Томас Уотсон-младший, обобщая опыт АйБиЭм в книге "Бизнес и его верования", которую он целиком посвятил проблеме ценностей, пишет: «...Я считаю, что настоящая разница между успехом и неудачей в корпорации восходят к вопросу, хорошо ли организация раскрывает способности своих сотрудников и направляет их творческую энергию... Я верю..., что если организация намерена ответить на вызов меняющегося мира, она должна быть готова в ходе своей организационной жизни изменить в себе все, кроме своих убеждений. Иными словами, философия основ, дух и энергия организации играют гораздо большую роль в ее достижениях, чем технологические или экономические ресурсы, организационная структура, нововведения и синхронность действий».

John Scully использует термин "импресарио" для описания своих усилий в направлении создания культуры Apple Computer . "Импресарио - это важная метафора для вдохновения творчества... Импресарио должен умно использовать творческий темперамент актеров. Время от времени он может учить их, потому что он знает, что творчество - это процесс приобретенный. Он обеспечивает постановку спектаклей. На Apple мы собираем вместе компанию актеров...

Есть разница между тем, чтобы вдохновлять и просто мотивировать людей. Тот, кто знает, как заставить людей работать сверх их способностей, знает, как управлять творчеством.

Традиционное руководство и творчество можно даже рассматривать как противоположные состояния. Если управление требует общего понимания, контроля, определенности, постоянства, то творчество требует свободы и ниспровержения авторитетов.

Импресарио на Apple пытаются уничтожить все иерархические преграды, но они обеспечивают ресурсы там и тогда, где и когда это необходимо, и обеспечивают поддержку в выполнении работы. Импресарио помогает артистам делать свою работу без того, чтобы они вникали в организационные вопросы».

«Я начну волноваться, если в организации не будет некоторой анархии, - говорит Джон Скулли. - Это как ртуть: в малых количествах это лекарство, а в больших - она может убить вас. Мы не определяем обязанности для творческих людей в традиционном смысле: - в том, что они должны присутствовать на работе с 8 до 5 и не контролируем точность их прихода и загруженность работой. Вместо этого они отвечают за результаты своей работы»

Характеристики "здоровой" культуры

Специалисты, изучавшие феномен организационной культуры, выделили ряд характеристик, отличающих культуру "здоровых" организаций, добившихся выдающихся показателей в своей сфере деятельности, отличающихся высокой конкурентоспособностью и высокой приспособляемостью к изменениям внешней среды:

• Нацеленность на действия .Организация не парализована анализом. Руководство принимает решения, а затем успешно внедряет их в практику.

• Ориентация на потребителя ,на удовлетворение запросов клиентов, на качество, обслуживание и надежность.

• Инициатива, самостоятельность и творческое отношение к делу. Организации, не способные добиться от своих подчиненных этих качеств, обречены на стагнацию и проигрывают в конкурентной борьбе.

• Люди - основной ресурс организации. Люди, работающие в организации, определяют конкурентоспособность организации. Поэтому противостояние между персоналом и руководством (установка "мы - они") является разрушительным для организации.

• Пропаганда и поддержка руководством ценностей, способствующих реализации выработанной стратегии .Наивысших результатов добиваются те организации ,где руководство собственным примером и активным личным участием показывает пример следования декларируемым ценностям и образцам поведения.

• Стремление к совершенству в своем деле, в своем бизнесе. Наибольших успехов добиваются те организации, которые стремятся быть самыми передовыми, лучшими, первыми в своей сфере деятельности. Вот всего лишь три типичные высказывания лидеров таких крупнейших корпораций, как Эмерсон, АйБиЭм и Дженерал Электрик:

"Я хочу, чтобы все наши люди верили, что их организация - лучшая в мире. Чувство гордости творит чудеса".

"Устанавливайте самые высокие стандарты и требуйте их достижения. Всякий, кто ограничивается посредственностью - в школе, на работе, в жизни, - это неудачник".

"Мы хотим обеспечивать самое лучшее в мире обслуживание потребителя".

• Достаточно простая оргструктура, отсутствие излишнего бюрократизма. Люди в таких организациях имеют достаточно полномочий для принятия самостоятельных решений. Их активность и инициатива не скованы положениями и инструкциями, детально прописывающими каждый шаг.

Наши рекомендации