СИТУАЦИЯ: Обязаны ли налоговые органы выдавать третьим лицам информацию о задолженности налогоплательщика перед бюджетом?
На практике может возникнуть необходимость запросить у налоговых органов информацию о задолженности потенциального контрагента (т.е. другого налогоплательщика) перед бюджетами. Однако налоговики часто отказываются предоставлять ее, ссылаясь на налоговую тайну, а также на то, что в их обязанности не входит предоставление этой информации согласно ст. 32 НК РФ. Правомерен ли отказ налоговых органов?
Как следует из пп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ, сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за данные нарушения не являются налоговой тайной. Со ссылкой на эту и некоторые другие нормы в Письме УФНС России по г. Москве от 03.10.2008 N 09-10/093263 сделан вывод о том, что сведения о задолженности налогоплательщиков перед бюджетами разных уровней не составляют налоговую тайну.
По данному вопросу существует и другая точка зрения, суть которой сводится к следующему. Неисполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога при отсутствии признаков налогового правонарушения не влечет применения к нему мер налоговой ответственности и не может рассматриваться как нарушение законодательства о налогах и сборах, о котором говорится в пп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ. В указанном случае эта норма не применяется и информация о налоговой задолженности имеет статус налоговой тайны. Подобный подход отражен в Постановлении ФАС Центрального округа от 29.08.2007 N А14-15673-2006/614/34.
В арбитражной практике встречается мнение, что налоговые органы не вправе отказывать в предоставлении такой информации, поскольку налоговой тайной она не является. Некоторые судебные акты, в которых выражена эта позиция, приведены в Письмах Минфина России от 20.08.2013 N 03-02-08/33970, от 16.05.2013 N 03-02-07/1/17050, от 04.06.2012 N 03-02-07/1-134.
Вместе с тем существует и иная точка зрения: отказ инспекции в предоставлении указанных сведений не противоречит законодательству, поскольку они не относятся к информации, которую в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны сообщать.
Налоговая тайна не подлежит разглашению, за исключением случаев, которые предусмотрены федеральным законом (п. 2 ст. 102 НК РФ). Незаконное разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, или утрата документов, которые содержат такие сведения, влечет ответственность. Это следует из анализа п. 4, пп. 2 п. 8 ст. 102 НК РФ.
Так, за незаконное разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, лица, которые обязаны ее хранить, могут быть привлечены к уголовной ответственности в соответствии с ч. 2 - 4 ст. 183 УК РФ (п. 4, пп. 2 п. 8 ст. 102 НК РФ).
Отметим, что ст. 13.14 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом. Однако данная статья КоАП РФ не распространяется на случаи разглашения указанной информации, которые влекут уголовную ответственность. Таким образом, при разглашении налоговой тайны ст. 13.14 КоАП РФ не применяется.
Кроме того, налоговые, таможенные, следственные органы и их должностные лица несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщику вследствие их неправомерных действий (решений) или бездействия. Аналогичную ответственность несут также органы внутренних дел и их должностные лица (абз. 1 п. 1 ст. 35, абз. 1 п. 1 ст. 37, ст. 103 НК РФ).
К таким неправомерным действиям или бездействию относится в том числе разглашение налоговой тайны. Если в результате этого налогоплательщику были причинены убытки и ему удалось это доказать, то он вправе требовать их возмещения за счет федерального бюджета (абз. 2 п. 1 ст. 35, абз. 2 п. 1 ст. 37, п. 2 ст. 103 НК РФ).
При этом Налоговый кодекс РФ не дает определения убытка. Следовательно, руководствоваться необходимо гражданским законодательством (п. 1 ст. 11 НК РФ). Согласно п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются:
- реальный ущерб, т.е. расходы, которые налогоплательщик произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, а также утрата или повреждение его имущества;
- упущенная выгода, т.е. неполученные доходы, которые налогоплательщик получил бы, если бы его право не было нарушено.
Однако на практике любые убытки от разглашения налоговой тайны, как и сам факт разглашения информации именно сотрудниками налоговых органов, доказать практически невозможно.
Отметим, что в случае ненадлежащего исполнения служебных обязанностей должностные лица налоговых органов могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности (ст. 12 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1, ст. ст. 57, 58 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ).
11. Понятие, виды и принципы проведения налоговых проверок.
Ст. 87 НК РФ предусматривает 2 вида налоговых проверок:
1. Выездная проверка.
2. Камеральная проверка.
Оба этих вида объединяет общая единая цель, которая заключается в контроле за соблюдением налогового законодательства.
Налоговая проверка – процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов). Оно осуществляется путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы.
Как отмечалось, одной из групп принципов проведения налоговых проверок являются общеправовые, конституционные принципы, которые пронизывают всю правовую систему России, и, естественно, присущи нормативному регулированию налоговых проверок. К группе общеправовых принципов, характерных для регулирования налоговых проверок, можно отнести следующие принципы:
) законности;
) юридического равенства;
) приоритета защиты прав и интересов налогоплательщиков;
) гласности;
) ответственности. Рассмотрим эти принципы.
Следующую группу принципов проведения налоговых проверок составляют, как отмечалось, специальные принципы, которые традиционно выделяются при рассмотрении контрольной деятельности как особого вида управленческой деятельности.
К ним относятся следующие нормативные требования:
) независимости;
) планомерности;
) регулярности (систематичности) контроля;
) объективности и достоверности;
) документального оформления результатов контроля;
) взаимодействия и обмена информацией с другими государственными органами.
. Принцип независимости. На сегодняшний день налоговые органы Российской Федерации являются объединенной в самостоятельное федеральное министерство и организованной государством единой централизованной системой контрольных органов, независимой от влияния каких-либо организаций или физических лиц и призванной реализовывать публичные интересы государства в сфере налогообложения. Налоговые органы имеют установленную федеральными нормативными актами внутреннюю организационную и территориальную структуру, финансовую основу, компетенцию, законодательно предписанные методы и формы деятельности и т.д., что позволяет им работать с высокой степенью автономности.
Организационно-правовой основой действия принципа независимости служит то обстоятельство, что налогоплательщики и иные обязанные лица находятся с налоговыми органами как властным субъектом лишь в отношениях функциональной зависимости и организационно ему не подчинены.
2. Принцип планомерности. В соответствии с данным принципом любая контрольная деятельность, для которой характерны цикличность и постадийное осуществление, всегда должна быть тщательно подготовлена, а конкретные действия по проведению контроля должны быть соотнесены с временными рамками их осуществления. Принцип планирования мероприятий налогового контроля в форме налоговых проверок предполагает проведение предварительной подготовки и составление графика проведения мероприятий налогового контроля, установление четкого перечня подлежащих проверке объектов контроля и определение очередности проведения налоговых проверок в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей .
Камеральная проверка (п.1 ст.88 НКРФ):
Проводится по месту нахождения налогового органа по расчетам либо декларациям налогоплательщика.
Выездная проверка (п.1 ст.89 НК РФ):
Осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика (месту его деятельности, месту расположения объекта налогообложения), но если нет помещения то на территории ФНС.
Разделение налоговых проверок на камеральные и выездные проводят по следующим критериям:
1. По основаниям проведения:
a. Для ВНП – на основании решения руководителя налогового органа
b. Для КНП – без решения, на основании налоговой декларации.
2. По обязательности проведения:
a. ВНП проводится в отношении плательщиков выбранной категории.
b. КВП проводится обязательно для всех, если представлена налоговая декларация.
3. По предмету проверки:
a. В рамках ВНП определяется самим налоговым органом по любому налогу и за несколько периодов, но не больше чем за 3 предыдущие года.
b. В рамках КНП проверяется исполнение налогоплательщиком обязанности по конкретному налогу за конкретный период.
4. По месту проведения проверки.
a. ВНП: на территории налогоплательщика.
b. КВП: на территории НО.
5. По срокам проведения:
a. ВНП: не более 2 месяцев.
b. КВП: в течение 3 месяцев.
12. Права и обязанности налоговых органов и налогоплательщиков при проведении камеральной налоговой проверки. Налоговая декларация.
Камеральная налоговая проверка - это одна из форм налогового контроля (абз. 2 п. 1 ст. 82, п. 1 ст. 87 НК РФ).
Цель ее - определить, соблюдаете ли вы законодательство о налогах и сборах (п. 2 ст. 87 НК РФ).
Камеральная проверка начинается после того, как вы представили в налоговый орган налоговую декларацию или расчет (далее - отчетность). Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Следовательно, налоговики могут провести камеральную проверку на основании любой представленной налоговой декларации (расчета). Более того, по смыслу п. 2 ст. 88 НК РФ налоговый орган обязан проводить проверку каждой полученной декларации (расчета).
Узнать о том, что в вашем случае проводится углубленная камеральная проверка, вы можете только тогда, когда налоговый орган запросит у вас пояснения, истребует документы, начнет встречную проверку ваших контрагентов и т.п.
Также камеральная проверка проводится в связи с представлением уточненной декларации (расчета по авансовым платежам) по указанным выше налогам (п. п. 1, 7 ст. 81 НК РФ). При этом если не завершена проверка первичной декларации (расчета), то она прекращается и начинается камеральная проверка "уточненки". Основание - п. 9.1 ст. 88 НК РФ.
Этапы:
1. Камеральная проверка любой декларации (расчета) начинается с того, что данные отчетности заносятся в автоматизированную информационную систему налоговых органов (АИС Налог).
2. Далее идет сверка контрольных соотношений. В частности, сверяют данные представленной отчетности с показателями отчетности за предыдущий период, а также с данными отчетности за этот же период, но по другим налогам. В том числе проверяют бух отчетность и т.д.
3. Проверка сроков предоставления декларации. Если налогоплательщик опоздал на 10 и более дней, то налоговый орган вправе принять решение о приостановлении операций по счетам. Разблокируют средства не ранее дня следующего за предоставлением декларации.
4. Если не выявлено ошибок, то проверка заканчивается. Но если есть ошибки, то начинается углубленная проверка.
Если основанием для углубленной проверки явились выявленные в ходе первичной проверки технические ошибки в отчетности, очевидные противоречия или несоответствия между отчетностью и представленными вами или другими имеющимися документами, то процедура углубленной проверки, скорее всего, сразу начнется с требования представить пояснения или внести исправления в отчетность.
Вариант 1. Представить уточненную отчетность, которая будет составлена с учетом требований налоговиков.
В этом случае вам придется доплатить налог и перечислить в бюджет сумму пеней за просрочку уплаты соответствующей части налогового платежа. В то же время штрафа вам, скорее всего, удастся избежать. Конечно, если вы перечислите налог и пени в бюджет еще до подачи уточненной декларации (п. п. 3, 4 ст. 81 НК РФ).
При этом желательно уложиться в установленный срок - пять рабочих дней (п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 88 НК РФ). Однако на практике налоговики не оформляют акт проверки и не привлекают налогоплательщиков к ответственности, если те успели уточнить свои налоговые обязательства, а также покрыть недоимку и заплатить пени до составления акта. Основание - п. 9.1 ст. 88 НК РФ. В этом пункте указано, что подача уточненной отчетности в ходе камеральной проверки влечет ее прекращение. В том числе налоговики должны прекратить все действия в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). А это значит, что вынести акт в такой ситуации они не вправе.
По поданной уточненной декларации начинается новая камеральная проверка (п. 9.1 ст. 88 НК РФ). На практике она также бывает углубленной.
Вариант 2. Не подавать уточненную отчетность, а представить пояснения.
В этом случае вы должны быть готовы к тому, что вам могут не только доначислить налог, насчитать пени, но и привлечь вас к налоговой ответственности (уплата штрафа).
Конечно, вы вправе представить пояснения и приложить оправдательные документы, а налоговики будут обязаны их рассмотреть (п. п. 4, 5 ст. 88 НК РФ).
Однако, если пояснения и доказательства их не устроят, они вправе провести мероприятия налогового контроля, чтобы собрать доказательства нарушения вами налогового законодательства. Какие именно, зависит от обстоятельств проверки.
После окончания всех необходимых проверочных мероприятий при наличии доказательств совершения вами нарушения налогового законодательства налоговики оформят акт камеральной проверки.
13. Этапы проведения и порядок оформления результатов выездной налоговой проверки. Особенности проведения выездной проверки для отдельных категорий налогоплательщиков. Права и обязанности субъектов.
Выездная проверка
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Отбор налогоплательщиков для выездной проверки │
└────────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┘
V
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Определение периода и предмета выездной проверки. │
│ Решение о проведении выездной проверки │
└────────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┘
V
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ 1. Проведение выездной проверки │
└─────────────────┬───────────────────────────────────────────────────────┘
│ Проводится в течение
│ двух месяцев со дня
│ вынесения решения о
│ проведении выездной
│ проверки
V +
┌──────────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────────────┐
│Мероприятия налогового контроля: │>>>│ Продление срока выездной проверки│
│1) истребование документов у │ │ до четырех или шести месяцев │
│налогоплательщика; │ └──────────────────────────────────┘
│2) истребование документов и │
│сведений у третьих лиц (встречная │ +
│проверка); │
│3) выемка документов и предметов; │ ┌──────────────────────────────────┐
│4) осмотр помещений; │>>>│ Приостановление выездной проверки│
│5) инвентаризация принадлежащего │ │ на срок до шести (девяти) месяцев│
│налогоплательщику имущества; │ └──────────────────────────────────┘
│6) допрос свидетелей; │
│7) экспертиза; │
│8) участие специалиста; │
│9) участие переводчика; │
│10) другие │
└─────────────────┬────────────────┘
V
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ 2. Оформление результатов выездной проверки │
└────────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┘
│ В последний день выездной проверки
V
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Справка о проведенной выездной проверке и ее вручение налогоплательщику │
└────────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┘
│ Не позднее двух месяцев со дня
│ составления справки о проведенной
│ выездной проверке
V
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Акт выездной проверки │
└────────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┘
│ Не позднее пяти рабочих дней с даты
│ акта выездной проверки
V
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Вручение акта выездной проверки налогоплательщику │
└─────────────────┬──────────────────────────────────────┬────────────────┘
V V
┌──────────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────────────┐
│ Налогоплательщик согласен │ │ Налогоплательщик не согласен │
│ с содержанием акта │ │ с содержанием акта │
│ выездной проверки │ │ выездной проверки │
└─────────────────┬────────────────┘ └─────────────────┬────────────────┘
│ │ В течение
│ │ одного месяца со
│ │ дня получения
│ │ акта
│ V
│ ┌──────────────────────────────────┐
│ │ Возражения на акт │
│ │ выездной проверки │
│ └─────────────────┬────────────────┘
V V
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ 3. Рассмотрение материалов выездной проверки │
└────────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┘
│ Материалы должны быть рассмотрены
│ и решение по проверке принято
│ в течение 10 рабочих дней с даты
│ окончания срока представления
│ возражений по акту выездной проверки
│ (один месяц со дня получения акта) +
│ один месяц при продлении срока
│ рассмотрения материалов проверки
V
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Извещение о рассмотрении материалов выездной проверки │
└─────────────────┬───────────────────────────────────────────────────────┘
│
V
┌──────────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────────────┐
│ Подготовительные мероприятия │ │ Неявка ненадлежаще извещенного │
│ │>>>│ налогоплательщика или лица, │
│Руководитель инспекции: │ │ участие которого необходимо │
│- представляется и оглашает, │ └─────────────────┬────────────────┘
│материалы какой налоговой проверки│ V
│будут рассматриваться; │ ┌──────────────────────────────────┐
│- проверяет явку лиц, приглашенных│ │ Решение об отложении │
│на рассмотрение; │ │ рассмотрения материалов проверки │
│- удостоверяется в полномочиях │ └────────────────────────────────┬─┘
│представителя налогоплательщика; │ │
│- разъясняет участвующим лицам их │ │
│права и обязанности │ │
└─────────────────┬────────────────┘ │
V │
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │
│ Исследование материалов выездной проверки │ │
└─────────────────┬────────────────────────────────────┬──────────────┘ │
V V │
┌──────────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────────┐ │
│ В материалах выездной проверки │ │В материалах выездной проверки│ │
│недостаточно сведений для принятия│ │ достаточно сведений │ │
│ решения │ │для принятия итогового решения│ │
└───────┬──────────────────┬───────┘ └───────────────┬──────────────┘ │
│ │ │ │
│ и (или) │ │ │
V V │ │
┌──────────────┐ ┌───────────────┐ │ │
│ Решение │ │ Решение │ │ │
│ о привлечении│ │ о проведении │ │ │
│ эксперта, │ │ дополнительных│ │ │
│ свидетеля, │ │ мероприятий │ │ │
│ специалиста │ │ налогового │ │ │
│ │ │ контроля │ │ │
└───────┬──────┘ └───────┬───────┘ │ │
V V │ │
┌──────────────┐ ┌───────────────┐ │ │
│ Решение │ │ Решение │ │ │
│ об отложении │ │ о продлении │ │ │
│ рассмотрения │ │ срока │ │ │
│ материалов │ │ рассмотрения │ │ │
│ проверки │ │ материалов │ │ │
│ │ │ проверки │ │ │
└───────┬──────┘ └───────┬───────┘ │ │
V V │ │
┌──────────────────────────────────┐ │ │
│ Повторное рассмотрение │<──────────────────┼────────────────┘
│ материалов выездной проверки │ │
└─────────────────┬────────────────┘ │
V V
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Итоговое решение по выездной проверке: │
│ │
│- решение о привлечении к ответственности │
│или │
│- решение об отказе в привлечении к ответственности │
└────────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┘
│ Не позднее пяти рабочих дней
│ после вынесения решения
V
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Вручение решения по выездной проверке │
└─────────────────┬──────────────────┬───────────────────┬────────────────┘
V │ V
┌──────────────────────────────────┐ │ ┌──────────────────────────────────┐
│ Налогоплательщик согласен │ │ │ Налогоплательщик не согласен │
│ с решением по проверке │ │ │ с решением по проверке │
└─────────────────┬────────────────┘ │ └─────────────────┬────────────────┘
┌────────────┘ По истечении │ V
│ одного месяца │┌───────────────────────────────────┐
│ после вручения ││Обжалование решения по проверке <1>│
│ решения │└────┬────────────────────┬─────────┘
│ V V V
│ ┌────────────────┐ ┌─────────────────┐
│ ┌─────────────────────────┤ Решение │ │ Решение │
│ │ ┌────────────────┐ │ по проверке │ │ по проверке │
│ │ │ Взыскание │ или │ вступило в силу│ │ не вступило │
│ │ │ налогов, пеней,│ │ │ │ в силу │
│ │ │ штрафов │<────┤ │ │ │
│ │ │(ст. ст. 45 - 48│ │ │ │ │
│ │ │ НК РФ) │ │ │ │ │
│ │ └────────────────┘ └────────┬───────┘ └────────┬────────┘
V V V V
┌──────────────────────────────┐ ┌────────────────┐ ┌─────────────────┐
│ Налогоплательщик │ │ Обжалование │ │ Обжалование │
│ исполняет решение по проверке│ │ решения │ │ решения │
│ │ │ по проверке │ │ по проверке │
│ │ │ в вышестоящий │ │ в вышестоящий │
│ │ │ налоговый орган│ │ налоговый орган │
│ │ │ │ │ в апелляционном │
│ │ │ │ │ порядке │
└──────────────────────────────┘ └────────┬───────┘ └────────┬────────┘
/│\ └──────────┬─────────┘
│ ┌──────────┴─────────┐
│ V V
│ ┌────────────────┐ ┌─────────────────┐
│ │Налогоплательщик│ │ Налогоплательщик│
└───────────────────────────┤ согласен │ │ не согласен │
│ с результатами │ │ с результатами │
│ обжалования │ │ обжалования │
└────────────────┘ └────────┬────────┘
V
┌─────────────────┐
│ Обжалование │
│ решения │
│по проверке в суд│
└─────────────────┘
Перечислим обстоятельства, на которые нужно обратить внимание налогоплательщику при самостоятельной проверке соответствия финансово-хозяйственной деятельности указанным критериям оценки рисков.
1. Налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (по виду экономической деятельности) >>>
2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов >>>
3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период >>>
4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг) >>>
5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ >>>
6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы >>>
7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год >>>
8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели) >>>
9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности >>>
10. Непредставление налоговому органу запрашиваемых документов >>>