Классификация ИС по характеру обработки информации
На рис.5 представлены отдельные элементы и процедуры типовой ЭИС предприятия, в которой уровень знаний объединен с тактическим уровнем управления.
Информационная Система поддержки
система управления принятия решений
Система обработки данных
Рисунок 5. Отдельные элементы и процедуры типовой ЭИС
В соответствии с характером обработки информации в ЭИС на различных уровнях управления выделяются следующие типы ИС:
- системы обработки данных (СОД или EDP – electronic data processing);
- информационные системы управления (ИСУ или MIS – management information system);
- системы поддержки принятия решений (СППР или DSS –decision support system).
СОД предназначены для учета и оперативного регулирования хозяйственных операций, подготовки стандартных документов для внешней среды (счетов, накладных, платежных поручений). Типовые производственные процессы обслуживаемые системой:
· оформление и мониторинг выполнения заказов;
· приход и расход материальных ценностей на складе;
· ведение табеля учета рабочего времени и т.д.
имеют итеративный, регулярный характер, выполняются непосредственными исполнителями хозяйственных процессов (рабочими, кладовщиками, администраторами и т.д.) и связаны с оформлением и пересылкой документов в соответствии с четко определенным алгоритмом.
ИСУ ориентированы на тактический уровень управления:
· среднесрочное планирование;
· анализ и организация работ в течение нескольких недель (месяцев);
· составление производственных программ и т.д.
Для данного класса задач характерны регламентированность (периодическая повторяемость) формирования результатных документов и четко определенный алгоритм решения задач. Решение подобных задач предназначено для руководителей различных служб предприятия (нач. цехов, отделов и т.д.). Задачи решают на основе накопленной базы данных оперативной информации.
СППР используются в основном на верхнем уровне управления (руководство фирм, предприятий, организаций), имеющего стратегическое долгосрочное значение в течение года или нескольких лет:
· планирование источников финансирования;
· планирование привлеченных ресурсов;
· выбор местоположения предприятия и т.д.
Иногда эти задачи решают на тактическом уровне, например, при выборе поставщика или заключении контракта с клиентом и т.д.
Задачи имеют нерегулярный характер и им свойственны:
· недостаточность имеющейся информации;
· противоречивость и нечеткость информации;
· преобладание качественных оценок и ограничений;
· слабая формализованность алгоритма решения
Модели и алгоритмы, а также любые аналитические отчеты могут использоваться на тактическом и стратегическом уровне одновременно только в случае построения единой Базы данных, общей для всех уровней управления. В этом случае возможно использование в качестве инструментов обобщения:
- средства составления аналитических отчетов произвольной формы;
- методы статистического анализа;
- методы экспертных оценок и систем;
- математического и имитационного моделирования.
Классификация ИС по степени охвата функций и уровней управления.
Что означает функциональный признак ИС?
Функциональный признак определяет назначение подсистемы (самодостаточной части системы), а также ее основные цели, задачи и функции, т.е. ИС автоматизировано выполняет определенную функцию производственной деятельности предприятия при заданных условиях. Структура ИС всего предприятия может быть представлена как совокупность ее функциональных подсистем, а функциональный признак может быть использован при классификации ИС.
В хозяйственной практике производственных и коммерческих объектов существуют типовые виды управленческой деятельности, которые называют конкретными функциями: производственная, маркетинговая, финансовая, кадровая деятельность. Иногда конкретные функции называют предметами управления.
Каждая конкретная функция раскладывается на основные функции управления – планирование, организация, мотивация, координация и контроль.