Тема № 4: Коммуникативные задачи текста. Микротема текста

Цели:дать определение понятиям «коммуникативная задача текста», «смысло-речевые ситуации», определить позицию предложения, содержащего коммуникативную задачу.

Основные вопросы

1. Коммуникативная задача (КЗ) текста как цель авторского общения, для раскрытия которой создается текст.

2. Тема и микротема текста.

3. Прогрессия текста.

СРСП № 4

Задание 1. Выполнение упражнения № 33, стр. 25 (определение коммуникативных задач текста, озаглавливание текста) Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005

Когда я был студентом Института восточных языков в Ленинграде, я слушал лекции одного из самых выдающихся арабистов мира – академика Игнатия Юлиановича Крачковского. Я изучал тогда арабский язык, кончил институт, но впоследствии почти забыл язык, увлекшись русской литературой. Однако одна из глубоких мыслей Крачковского запомнилась мне и как бы сопровождает меня всю жизнь. Крачковский утверждал с полным основанием, со множеством неопровержимых примеров, что арабы относятся к своему языку как к предмету искусства. Именно эта черта прочно связана с поэтическим отношением к слову. Вот почему я считаю, что после Гоголя Лесков – первый поэт в русской прозе. Это не только не мешало понимать то, что происходит вокруг. Для Лескова это ключ к познанию действительности. Его стилистическое разнообразие основано на такой разговорной естественности, что Лескова, по моему глубокому убеждению, нельзя перевести на иностранный язык без неисчислимых потерь.

О Лескове невозможно сказать ничего существенного в нескольких словах. Его творчество удивительно многосторонне. Проницательный историк быта, он искал и находил исторические черты в событиях или характерах, на первый взгляд не имеющих никакого значения. В то же время он с необыкновенной силой приближает к нам исторические события, рисуя их так, как будто они происходили вчера. Современность и история для него почти равнозначны. Он смело действует, когда надо дать читателю понять, что история преследует нас, шаг за шагом вплотную идя за нами.

(По В. Каверину.)

· Озаглавить текст, определить тему и микротемы текста.

· Определить коммуникатвные задачи текста.

Задание 2. Подбор текстов по своей специальности. Задание: озаглавить, определить вид прогрессии, способ развития информации в тексте, определить тему и микротемы текста.

Методические рекомендации:работа с текстом осуществляется в аудитории, текст должен быть предварительно вклеен в тетрадь. Приступая к работе с текстом, внимательно ознакомьтесь с теоретическим материалом занятия. Тексты должны быть небольшими (≥0,5 страницы), возможно, чтобы это были определения каких-либо терминов по своей специальности. Тексты должны быть вклеены в тетрадь для СРСП.

Форма контроля:письменный ответ.

Срок предоставления работы: 3-4 неделя

Тема № 5: Функционально – смысловые типы речи. Языковые особенности функциональных типов речи. Описание как тип речи.

Цель занятия:сформировать у будущих специалистов понятие об основных типах речи, научить определять тип текста и создавать текст любого типа.

Основные вопросы

1. Понятие о функционально-смысловых типах речи.

2. Описание как тип речи. Языковые особенности описания.

3. Повествование в различных сферах общения.

4. Рассуждение как тип монологической речи. Виды рассуждения.

СРСП № 5

Задание:

1. Написать мини – сочинения – описание:

- «Мои родители»;

- «Мой лучший друг (подруга)»;

- «Мой самый любимый уголок на земле»;

- «Мой самый счастливый день».

2. Написать мини – сочинение – рассуждение: «Каким я вижу себя через 10 лет?»;

«Как пополнить свой словарный запас?»;

«Куда уходит детство?»;

«Нужно ли слушать чужие советы?»

3. Написать мини – сочинение – повествование:

«Интересная поездка»;

«Что я знаю о своей будущей профессии?»

Методические рекомендации:прежде чем приступить к выполнению практических заданий, внимательно прочитайте теоретический материал по теме. Написанию сочинения должна предшествовать предварительная словарная работа: подбор синонимов
(существительных, прилагательных, наречий, глаголов).

Форма отчетности:письменная.

Срок предоставления:5, 6 неделя.

Тема № 6: Функциональные стили речи. Разговорный стиль речи. Нормы произношения и ударения. Стилистические ошибки и недочеты культуры речи. Чистота речи. Определение практической стилистики.

Цели: проверить знания учащихся по теме “Функциональные стили речи”; продолжить отрабатывать умения и навыки практического применения знаний по теме; закрепить умения написания связных текстов в различных стилях и жанрах, выработать и закрепить нормы произношения и ударения, ввести понятие «стилистические ошибки».

Основные вопросы

1.Понятие о функциональных стилях речи.

2. Разговорный стиль речи.

3. Нормы произношения и ударения.

4. Стилистические ошибки и недочеты культуры речи.

СРСП № 6

Задание: составить диалог с использованием элементов разговорной речи на тему: «Город Семей».

Методические рекомендации: диалог должен быть максимально приближен к разговорной речи, т.е. допускается использование разговорных слов, неполных предложений и т.д.

Форма отчетности: письменная.

Сроки предоставления:7 неделя.

Тема № 7: Официально – деловой стиль и его особенности. Культура речевого поведения в профессиональной сфере. Виды делового общения.

Цель занятия:сформировать у будущих специалистов языковые понятия об официально-деловом стиле, научить распознавать текст этого стиля и создавать его,дать понятие о официально-деловом стиле, научить оформлять деловые бумаги.

Основные вопросы.

1. Понятие об официально-деловом стиле речи.

2. Основные жанры документации.

3.Лексические особенности языка ОДС.

4. Грамматические особенности языка ОДС

СРСП № 7

Задание:

1. Речевые тренировки в виде высказываний, выступлений, обмена мнениями о прочитанном, дискуссий на заданную тему, диалогов в определенных коммуникативных ситуациях, связанных с естественной профессиональной деятельностью

2. Составление автобиографии, характеристики, доверенности, заявления.

Методические рекомендации:выступлению должна предшествовать дополнительная работа по сбору информации об актуальности выбранной профессии.Перед выполнением задания внимательно ознакомьтесь с теоретическим материалом занятия, при необходимости обратитесь к дополнительной литературе. (Список рекомендуемой литературы дан к каждому занятию) Автобиография, характеристика, доверенность и заявление составляются на листах А4 в соответствии с требованиями к структуре и стилю.

Форма контроля: письменный ответ

Срок предоставления работы: 7-8 неделя

Тема № 8: Публицистический стиль и его особенности.Лексические особенности языка публицистического стиля. Грамматические особенности языка публицистического стиля. Анализ публицистического текста.

Цели: выявить функциональные особенности публицистического стиля; продолжить отрабатывать умения и навыки практического применения знаний по теме; закрепить умения написания связных текстов в жанре публицистического стиля.

Основные вопросы

1. Лексические особенности публицистического стиля.

2. Грамматические особенности публицистического стиля.

СРСП № 8

Задание:написать очерк и репортаж на любую выбранную тему, учитывая особенности жанров.

Методические рекомендации: репортаж и очерк должен отвечать требованиям жанра.

Форма контроля: письменный ответ.

Срок предоставления работы: 9 неделя.

Наши рекомендации