Тема № 4: Коммуникативные задачи текста. Микротема текста
Цели:дать определение понятиям «коммуникативная задача текста», «смысло-речевые ситуации», определить позицию предложения, содержащего коммуникативную задачу.
Основные вопросы
1. Коммуникативная задача (КЗ) текста как цель авторского общения, для раскрытия которой создается текст.
2. Тема и микротема текста.
3. Прогрессия текста.
СРСП № 4
Задание 1. Выполнение упражнения № 33, стр. 25 (определение коммуникативных задач текста, озаглавливание текста) Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005
Когда я был студентом Института восточных языков в Ленинграде, я слушал лекции одного из самых выдающихся арабистов мира – академика Игнатия Юлиановича Крачковского. Я изучал тогда арабский язык, кончил институт, но впоследствии почти забыл язык, увлекшись русской литературой. Однако одна из глубоких мыслей Крачковского запомнилась мне и как бы сопровождает меня всю жизнь. Крачковский утверждал с полным основанием, со множеством неопровержимых примеров, что арабы относятся к своему языку как к предмету искусства. Именно эта черта прочно связана с поэтическим отношением к слову. Вот почему я считаю, что после Гоголя Лесков – первый поэт в русской прозе. Это не только не мешало понимать то, что происходит вокруг. Для Лескова это ключ к познанию действительности. Его стилистическое разнообразие основано на такой разговорной естественности, что Лескова, по моему глубокому убеждению, нельзя перевести на иностранный язык без неисчислимых потерь.
О Лескове невозможно сказать ничего существенного в нескольких словах. Его творчество удивительно многосторонне. Проницательный историк быта, он искал и находил исторические черты в событиях или характерах, на первый взгляд не имеющих никакого значения. В то же время он с необыкновенной силой приближает к нам исторические события, рисуя их так, как будто они происходили вчера. Современность и история для него почти равнозначны. Он смело действует, когда надо дать читателю понять, что история преследует нас, шаг за шагом вплотную идя за нами.
(По В. Каверину.)
· Озаглавить текст, определить тему и микротемы текста.
· Определить коммуникатвные задачи текста.
Задание 2. Подбор текстов по своей специальности. Задание: озаглавить, определить вид прогрессии, способ развития информации в тексте, определить тему и микротемы текста.
Методические рекомендации:работа с текстом осуществляется в аудитории, текст должен быть предварительно вклеен в тетрадь. Приступая к работе с текстом, внимательно ознакомьтесь с теоретическим материалом занятия. Тексты должны быть небольшими (≥0,5 страницы), возможно, чтобы это были определения каких-либо терминов по своей специальности. Тексты должны быть вклеены в тетрадь для СРСП.
Форма контроля:письменный ответ.
Срок предоставления работы: 3-4 неделя
Тема № 5: Функционально – смысловые типы речи. Языковые особенности функциональных типов речи. Описание как тип речи.
Цель занятия:сформировать у будущих специалистов понятие об основных типах речи, научить определять тип текста и создавать текст любого типа.
Основные вопросы
1. Понятие о функционально-смысловых типах речи.
2. Описание как тип речи. Языковые особенности описания.
3. Повествование в различных сферах общения.
4. Рассуждение как тип монологической речи. Виды рассуждения.
СРСП № 5
Задание:
1. Написать мини – сочинения – описание:
- «Мои родители»;
- «Мой лучший друг (подруга)»;
- «Мой самый любимый уголок на земле»;
- «Мой самый счастливый день».
2. Написать мини – сочинение – рассуждение: «Каким я вижу себя через 10 лет?»;
«Как пополнить свой словарный запас?»;
«Куда уходит детство?»;
«Нужно ли слушать чужие советы?»
3. Написать мини – сочинение – повествование:
«Интересная поездка»;
«Что я знаю о своей будущей профессии?»
Методические рекомендации:прежде чем приступить к выполнению практических заданий, внимательно прочитайте теоретический материал по теме. Написанию сочинения должна предшествовать предварительная словарная работа: подбор синонимов
(существительных, прилагательных, наречий, глаголов).
Форма отчетности:письменная.
Срок предоставления:5, 6 неделя.
Тема № 6: Функциональные стили речи. Разговорный стиль речи. Нормы произношения и ударения. Стилистические ошибки и недочеты культуры речи. Чистота речи. Определение практической стилистики.
Цели: проверить знания учащихся по теме “Функциональные стили речи”; продолжить отрабатывать умения и навыки практического применения знаний по теме; закрепить умения написания связных текстов в различных стилях и жанрах, выработать и закрепить нормы произношения и ударения, ввести понятие «стилистические ошибки».
Основные вопросы
1.Понятие о функциональных стилях речи.
2. Разговорный стиль речи.
3. Нормы произношения и ударения.
4. Стилистические ошибки и недочеты культуры речи.
СРСП № 6
Задание: составить диалог с использованием элементов разговорной речи на тему: «Город Семей».
Методические рекомендации: диалог должен быть максимально приближен к разговорной речи, т.е. допускается использование разговорных слов, неполных предложений и т.д.
Форма отчетности: письменная.
Сроки предоставления:7 неделя.
Тема № 7: Официально – деловой стиль и его особенности. Культура речевого поведения в профессиональной сфере. Виды делового общения.
Цель занятия:сформировать у будущих специалистов языковые понятия об официально-деловом стиле, научить распознавать текст этого стиля и создавать его,дать понятие о официально-деловом стиле, научить оформлять деловые бумаги.
Основные вопросы.
1. Понятие об официально-деловом стиле речи.
2. Основные жанры документации.
3.Лексические особенности языка ОДС.
4. Грамматические особенности языка ОДС
СРСП № 7
Задание:
1. Речевые тренировки в виде высказываний, выступлений, обмена мнениями о прочитанном, дискуссий на заданную тему, диалогов в определенных коммуникативных ситуациях, связанных с естественной профессиональной деятельностью
2. Составление автобиографии, характеристики, доверенности, заявления.
Методические рекомендации:выступлению должна предшествовать дополнительная работа по сбору информации об актуальности выбранной профессии.Перед выполнением задания внимательно ознакомьтесь с теоретическим материалом занятия, при необходимости обратитесь к дополнительной литературе. (Список рекомендуемой литературы дан к каждому занятию) Автобиография, характеристика, доверенность и заявление составляются на листах А4 в соответствии с требованиями к структуре и стилю.
Форма контроля: письменный ответ
Срок предоставления работы: 7-8 неделя
Тема № 8: Публицистический стиль и его особенности.Лексические особенности языка публицистического стиля. Грамматические особенности языка публицистического стиля. Анализ публицистического текста.
Цели: выявить функциональные особенности публицистического стиля; продолжить отрабатывать умения и навыки практического применения знаний по теме; закрепить умения написания связных текстов в жанре публицистического стиля.
Основные вопросы
1. Лексические особенности публицистического стиля.
2. Грамматические особенности публицистического стиля.
СРСП № 8
Задание:написать очерк и репортаж на любую выбранную тему, учитывая особенности жанров.
Методические рекомендации: репортаж и очерк должен отвечать требованиям жанра.
Форма контроля: письменный ответ.
Срок предоставления работы: 9 неделя.