Менеджер и его роль в книжном деле. Требования, предъявляемые к менеджеру
Книжный рынок: понятие, основные элементы и особенности.
Современный книжный рынок и его характеристика. Число покупателей на книжном рынке. Снижение спроса на книжную продукцию. Основные каналы в книжной торговле. Характеристики конкуренции. Концентрация и монополизация. Продолжающееся расширение ассортимента крупных книготорговых предприятий.
Основа этого процесса -открытая модель «издательство - книготорговое предприятие - потребитель»,
построенная на основе единых стандартов электронного обмена данными.
Рынок - эк. отношения, связ.с обменом товаров/услуг, в результате кот. формируется спрос, предложение и цена. Рынок кн. продукции: межгосударственный, внешний, региональный, межрегиональный. Кн. - товар вторичной потребности, ее потребит.качества должны соответствовать спросу.Спрос: 1) Твердосформулированый, 2)Альтернативный, 3)Импульсный. С 91 г. - снижение спроса на книги. 14% доля активных пок-лей (1-5 кн. в год), 40% не имеют возможности. Более 70% - покупатели-потребители, кроме того- библиотеки. 1/3 пок-лей покупает 2/3 ассортимента. Каналы распр-я: оптовая и розн. торговля. Альтернативные каналы: кн.клубы, Интернет, ТВ
Формы: магазины, книж. Палатки, розничная торг., отделы сетевого некнижн магазина, «книга-почтой», автоматы, автолавка
Субъекты: издательства, типографии, библиотеки, розничные предприятия, дистрибьюторы, конечные покупатели. Стр. 13
Особенности товарной политики в книжном деле.
Товар - все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, use или потребления.
Товарная единица - обособленная целостность, характер-мая показателями величины, цены, внешнего вида и прочими атрибутами.
Товарная политика разрабатывается в стратегическом плане на несколько лет. Исследуя рынок, который проводят для товарной политики, ставят задачу ответить на два вопроса: Кому будут продавать книги? Будут ли покупать те, кому планируется продавать книги?Товарная политика предполагает решение следующих задач: Формирование ассортимента и его управление, Поддержание конкурентоспособности товара, Нахождение для товара определенного сегмента, Определение упаковки, маркировки товара.Этапы товарной политики: 1. Предварительное определение категории покупателей. Сбор данных метод опроса, наблюдения и т.д. 2. Книгоиздание - конкурентоспособность. Сбор информации о конкретной книге и потребителе. 3. Разработка сегмента рынка (географич., демографич., поведенч., и т.д.). 4. Процесс производства товара и срок его реализацииЖизненный цикл товара. 5 фаз: Разработка товара; Внедрение товара на рынок; Развитие рынка, если необходимо, освоение новых рынков; Стабилизация рынка, дореклама и стимулирование сбыта; Сокращение рынка, «товар умер». Неудачи продуктов бывают абсолютными и относительными. Абсолютный провал, когда предприятие не способно компенсировать свои расходы на производство и маркетинг и несет финансовые потери. Относительный, когда предприятие получает доход, но данный товар не достигает целей по прибыли и(или) отрицательно сказывается на образе предприятия.
Книжный маркетинг: каналы распространения и их характеристика.
Маркетинг - деятельность в сфере рынка, товаров, услуг, ценных бумаг, направленная на формирование спроса, стимулирование сбыта во имя получения прибыли. («Маркет»-рынок). Два основных толкования маркетинга:
как совокупность действий, которую производят на рынке для сбыта товаров,
как философия бизнеса.
Теория маркетинга - теория предсказания успеха на рынке. Исходной позицией маркетинга является потребность покупателя.
Таким образом, маркетинг:
выявляет потребность в товаре (кол-во, свойства),
формирует потребность покупателя в товаре, чтобы его продать.
Теория маркетинга реализуется в товарной, ценовой, сбытовой политике и стимулировании сбыта (Маккарти - 4 «П»: product, price, place, promotion). Маркетинговые исследования включают в себя:
- социологические исследования (изучение потребителя)
- наблюдения (изучение рынка). Понятие жизненного цикла товара:
1 .Фаза внедрения и развития 2.Фаза роста З.Фаза насыщения 4.Фаза спада 5.Товарные остатки. Задача маркетолога как можно дольше удерживать товар в Зй фазе. Маркетинг обязан продлевать жизненный цикл товара.
Сегментация книжного рынка: жанровая и тематическая направленность. Специфика книги-товара: сугубо индивидуализирована, имеет целевое назначение. Ее износ не подразумевает утилизацию. Меновая и потребительная стоимость книги Качество книги имеет условное обозначение.
Функции м.: Аналитическая, Продуктово-производственная, Сбытовая, Формирующая, Управления и контроля
Менеджер и его роль в книжном деле. Требования, предъявляемые к менеджеру.
Менеджмент - это управление хозяйственной деятельностью - умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения, интеллект других людей.. Бизнес менеджмент - управление группой людей.
Менеджмент предполагает управление в условиях рыночной экономики. Это:
ориентация фирмы на спрос и потребности рынка, запросы потребителя, организация производства технологических видов продукции, которая может принести прибыль;
постоянное стремление к эффективному производству.
хозяйственная самостоятельность, свобода в принятии решений.
постоянная корректировка целей и программ в условиях рынка, где конечный результат деятельности фирмы определяется на рынке в процессе обмена.
Необходимость использования современной информационной базы для принятия обоснованного решения. Менеджмент - это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение определенных целей, в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов, с применением принципов, методов и функций экономического механизма менеджмента.
Менеджмент предполагает наличие в качестве субъекта этой деятельности специалиста - менеджера. И в качествеобъекта - хозяйственную деятельность фирмы в целом или какую-то ее часть. Задача менеджера- достичь слаженной деятельности, менеджер - это управляющий, не зависимо от уровня управления, профессиональной подготовки.
Менеджер может быть собственником и наемным работником.
Под хозяйственной деятельностью понимается деятельность фирмы в любой отрасли экономики, в любой сфере деятельности (производство, сбыт, финансы), если эта деятельность направлена на получение прибыли. Управление осуществляется с учетом потенциальных возможностей фирмы и ее обеспечения необходимыми ресурсами. Рациональное использование материальных ресурсов предполагает достижение цели при минимуме затрат и максимальной эффективности. Экономический механизм менеджмента обусловлен хозяйственной деятельностью фирмы в рыночных условиях, когда результаты деятельности определяются на рынке.