Коммуникация и социальная коммуникация

ВВЕДЕНИЕ

Коммуникативный процесс представляет собой необходимую предпосылку становления, развития и функционирования всех социальных систем, потому что именно он обеспечивает связь между людьми и их общностями, делает возможной связь между поколениями, накопление и передачу социального опыта, его обогащение, организацию совместной деятельности. Коммуникация – явление универсальное, ее содержание и формы попадают в поле зрения многих наук. Все большая востребованность коммуникативных знаний и навыков, которую ощутила как отечественная наука, так и общество в целом, обусловила «коммуникативный бум», привела к тому, что о проблемах коммуникации сегодня говорят и пишут представители разных дисциплин, а сам термин «коммуникация» уже прочно вошел в понятийный аппарат социально-гуманитарного знания.

Междисциплинарный характер предмета исследования – социальных коммуникаций – диктует с одной стороны необходимость интеграции психологии со многими другими отраслями знаниями (социологией, семиотикой, информатикой, лингвистикой, менеджментом), а с другой – необходимость дифференциации психологии социальных коммуникаций и выделение именно психологических аспектов обсуждаемого феномена.

Данное учебное пособие во многом восполняет дефицит в изданиях учебного характера в области психологии социальных коммуникаций. Его актуальность обусловлена в первую очередь тем, что данная дисциплина преподается в ряде вузов, готовящих студентов по специальности «Психология» (специализация «Социальная психология»), но в то же время недостаточностью (если не сказать отсутствием) учебных пособий по ней.

До недавнего времени различные виды социальных коммуникаций были освещены в учебниках по теории социальных коммуникаций, деловому общению, риторики, имиджеологии, общей и социальной психологии, психологии общения, психологии массовых коммуникаций, психологии управления, психологии рекламы, что представляло определенные трудности в изучении дисциплины. Отличительной особенностью настоящего учебного пособия является его комплексный характер.

Учебное пособие выполнено на основе анализа многочисленных теоретических и практических исследований отечественных и зарубежных психологов в сфере социальных коммуникаций. Задачей автора являлась систематизация материала, структурирование его в удобной и приемлемой для восприятия, понимания и усвоения студентами форме.

Структурная композиция учебного пособия основана на внутреннем единстве четырех основных разделов, содержащих 17 глав, в которых рассматриваются методологические проблемы психологии социальных коммуникаций, особенности коммуникативного процесса, виды социальных коммуникаций с определением их психологической структуры и специфических особенностей.

Издание снабжено таблицами, схемами, рисунками. Материал иллюстрируется цитатами и афоризмами, примерами из реальных жизненных ситуаций, что также способствует более эффективному усвоению материала и приобретению столь необходимых каждому человеку коммуникативных знаний, умений и навыков.

Учебное пособие адресовано в первую очередь студентам, изучающим психологию социальных коммуникаций в качестве учебной дисциплины. Кроме того, оно будет полезно специалистам самого широкого профиля, для которых общение с людьми является неотъемлемой частью их профессиональной деятельности.

РАЗДЕЛ 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Глава 1. Категориальный аппарат психологии социальных коммуникаций

Наука не существует в отвлеченности.

Н.Г. Чернышевский

Стремительно разрастаясь и игнорируя междисциплинарные барьеры, коммуникативное знание охватывает все более широкое «исследовательское поле». Исследования проблем коммуникации не ограничивается только областью социальных наук. Они активно изучаются представителями нескольких десятков дисциплин – гуманитарных, естественных, технических. Обращение к проблеме коммуникации многочисленных научных дисциплин – философии, социологии, психологии, политологии, культурологии, лингвистики и многих других дисциплин социогуманитарного, естественно-научного и научно-технических циклов – объясняется тем, что коммуникация представляет собой в высшей степени сложное и многогранное явление. Каждая из перечисленных наук изучает коммуникацию под своим углом зрения[1].

Философия видит в коммуникации одно из атрибутивных свойств материи, обусловленных материальным единством мира и, следовательно, взаимосвязью, взаимозависимостью явлений и процессов действительности. Коммуникация по-разному проявляется на разных уровнях организации материи: от универсальной способности отражения как свойства явлений живой и неживой природы до сложнейшего и многогранного мира человеческого общения. Сама философия изначально – это жанр общения, диалог – диалог человека с человеком (у софистов, Сократа, Платона).

Психология. Одним из важнейших коммуникативных аспектов психологической науки является изучение способности человека отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним. При этом общая психология уделяет большое внимание таким, имеющим непосредственное отношение к коммуникативистики проблемам, как психологическая природа речи и языка. В рамках социальной психологии исследуются психология общения, психология малых групп (взаимодействие индивида и малой группы, внутригрупповое и межгрупповое взаимодействия) и т.д.

Социология, изучая структуру общества и динамику общественного развития, большое внимание уделяет проблемам коммуникации, поскольку в фокусе ее внимания оказываются проблемы связей и отношений различных социальных субъектов – отдельных личностей, малых и больших социальных групп – классовых, национальных, этнических, демографических и др. В последнее время социальная коммуникация активно изучается общей социологической теорией.

Лингвистика занимается проблемами вербальной коммуникации – возникновением и развитием языка и речи (устной и письменной, диалогической и монологической) как важнейших средств человеческого общения.

Семиотика находится на стыке лингвистики, логики, философии и других наук и изучает коммуникацию как передачу знаков или обмен знаками. При этом анализу подвергаются такие феномены, как смыслообразование, интерпретация и понимание. Акцентирование семиотической стороны коммуникации, безусловно, важной, вместе с тем может привести к абстрагированию от ее социального контекста.

Педагогика – одна из старейших прикладных коммуникационных дисциплин, которая в поисках научной глубины все больше осознает себя коммуникационной наукой[2]. Некоторые авторы обращаются к понятию «педагогическое общение» и описывают обучение как «взаимодействие таких трех главных компонентов: преподаватель – содержательная учебная информация – учащийся (учащиеся)»[3]. Но термин «коммуникация» пока не вошел в педагогический лексикон. Несмотря на это, вполне очевидно, что педагогическая деятельность – это специально организованная коммуникационная деятельность, целью которой является обучение и воспитание учащихся. В роли коммуникатора здесь выступает педагогический коллектив, а в роли реципиентов – группы учащихся.

Политология. В политологии возникло, благодаря публикации К. Дойча «Нервы управления. Модели политической коммуникации и контроль» (1963), возникло целое научное направление (коммуникативно-кибернетическое), изучающее политические процессы с точки зрения информационного обмена в обществе.

В культурологии главным образом коммуникативная проблематика рассматривается при изучении проблем трансляции культурных ценностей, либо непосредственно в общении людей, либо через механизмы опредмечивания и распредмечивания – от человека к человеку, от поколения к поколению и между представителями различных культур.

В рамках биологии с конца 19 века стало очень активно развиваться направление, изучающее поведение и коммуникацию животных, обусловленные биологическими факторами. Новое направление получило название этология.

Технические науки внесли чрезвычайно весомый вклад в изучение коммуникации. Эволюция коммуникативных возможностей человека связана с техническим прогрессом. Развитие технических средств – от изобретения книгопечатания до современной компьютерной революции – полностью изменило характер социальной коммуникации, сделав возможным мгновенную передачу информации в большом объеме практически на неограниченное расстояние. Собственно и первая модель коммуникации во многом выросла из математической теории связи (коммуникации), у истоков которой стояли К. Шеннон и У. Уивер.

Здесь названа только часть наук, затрагивающих тот или иной аспект проблемы коммуникации. Коммуникацию можно считать необходимым и всеобщим условием жизнедеятельности человека и одной из фундаментальных основ существования общества. Но при этом необходимо отметить, что коммуникативная проблематика оказывается едва ли не самой запутанной. Многие исследователи объясняют это тем, что данная проблематика столь же безгранична и разнообразна, как и само человеческое общество.

В психологической литературе (да и не только в психологической) существуют определенные проблемы в определении дефиниций «общение», «коммуникация», «социальная коммуникация». Во-первых, нередко в литературе встречается прямое отождествление понятий «коммуникация» и «социальная коммуникация». Во-вторых, в разных источниках можно наблюдать противоположные позиции относительно взаимосвязи понятий «общение» и «коммуникация»: одни авторы полностью отождествляют их, другие видят в коммуникации только одну из плоскостей общения, третьи же вообще упоминают либо только термин «общение», либо «коммуникацию».

Коммуникация и социальная коммуникация

В переводе с латыни коммуникация (communication) означает «делать общим, связывать, общаться». Обыденное толкование коммуникации, бытовавшее в русском языке, легко проследить по справочной литературе. В первом словареиностранных слов «Лексикон вокабулам новым по алфавиту», правленном лично Петром I, среди более 500 иностранных «вокабул» учтена и «коммуникация» в значении «переговоры, сообщение». В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля (1881) слово «коммуникация» писалось с одним «м» и толковалось как «пути, дороги, средства связи мест». Именно в этом смысле Н.В. Гоголь писал: «Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга». До революции иных значений за термином «коммуникация» не числилось (с начала XX в. его стали писать с двумя буквами «м»). Современный «Большой энциклопедический словарь» (1997) указывает три значения:

1) путь сообщения, связь одного места с другим;

2) общение, передача информации от человека к человеку, осуществляющаяся главным образом при помощи языка.

3) сигнальные способы связи у животных.

Термин «коммуникация» используется многими общественными, биологическими, техническими науками, и чаще всего имеется в виду элементарная схема коммуникации, приведенная на рисунке 1.1. (А.В. Соколов, 2001).

коммуникация и социальная коммуникация - student2.ru Рис. 1.1. Элементарная схема коммуникации

Элементарная схема показывает, что коммуникация предполагает наличие не менее трех участников: передающий субъект (коммуникатор) – передаваемый объект (сообщение) – принимающий субъект (реципиент). Стало быть, коммуникация – это разновидность взаимодействия между субъектами, опосредованного некоторым объектом. А.В. Соколов для ограничения коммуникации от других процессов выделяет ее следующие отличительные признаки:

– в качестве участников коммуникации выступают два субъекта, которыми могут быть отдельный человек или группа людей, вплоть до общества в целом, а также животные (зоокоммуникация). Согласно этому признаку, из понятия коммуникации исключается взаимодействие неодушевленных объектов: так, взаимосвязи Солнца и Земли не есть коммуникационный процесс;

– обязательно наличие передаваемого объекта, который может иметь материальную форму (книга, речь, жест, милостыня, подарок и т.д.) или не иметь ее. Например, коммуникатор может неосознанно воздействовать на реципиента, внушая ему доверие, симпатию, антипатию, любовь;

– коммуникации свойственна целесообразность, или функциональность, поэтому бред – не коммуникационный акт.

А.В. Соколов выделяет четыре типа коммуникации, т.е. опосредованного и целесообразного взаимодействия субъектов[4]:

1) материальная(транспортная, энергетическая, миграция населения, эпидемии и др.);

2) генетическая(биологическая, видовая). Благодаря генетической коммуникации мы получаем свойственные хомо сапиенс нейрофизиологические и анатомические предпосылки мыслительной и речевой деятельности: асимметричный мозг, «речевые зоны» в левом полушарии, артикуляционный аппарат для произнесения членораздельных звуков. Ясно, что без этих предпосылок не была бы возможна ни внутриличностная, ни социальная коммуникация. Можно сказать, что наследственность «вооружает» человека для социальной коммуникации.

3) психическая(внутриличностная, автокоммуникация). Внутриличностная коммуникация формируется в ходе интеллектуального становления человека в социальной среде. Говорят, что автокоммуникация – интериоризованнаясоциальная коммуникация. Благодаря этой интериоризации взрослый человек научается облекать свои мысли, чувства, желания в коммуникабельную форму и становится коммуникатором и реципиентом осмысленных внешних сообщений. При этом внутренняя речь выполняет две функции:

ü во-первых, функцию «полуфабриката» внешних высказываний, смысл которых окончательно «совершается в слове» (Л.С. Выготский);

ü во-вторых, функцию особого коммуникационного канала, обращенного к «самости» личности, ее «внутреннему голосу». Именно этот скрытый диалог с самим собой активизируется при восприятии произведений искусства, которые нужно не просто осмыслить как сообщение о чем-то, а пережить как личный опыт.

4) социальная(общественная). Социальная коммуникация неразрывно связана с генетической и психической коммуникациями, которые служат ее необходимыми предпосылками, и вместе с тем она определяющим образом воздействует на становление и формирование последних. Действительно, генетически наследуемые органы мышления и речи никогда бы не возникли, если бы их не востребовала социально-коммуникационная практика. Психическое развитие ребенка зависит от нахождения в социальной среде и общения с другими людьми. Печальный опыт «маугли», взращенных животными, свидетельствует об этом.

Психология коммуникаций обращается именно к этому, последнему значению коммуникации – социальной коммуникации.

В то же время в психологической литературе достаточно часто не учитываются технические и биологические аспекты коммуникации. Именно поэтому и происходит практически полное отождествление понятий «коммуникация» и «социальная коммуникация», которая в полной мере наблюдается в следующих определениях, встречающихся в литературе:

Коммуникация – это передача того или иного содержания от одного сознания (индивидуального или коллективного) к другому посредством знаков (Философский энциклопедический словарь).

Коммуникация – смысловой аспект социального взаимодействия(Психология. Словарь. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский).

Коммуникация – в широком смысле социальное объединение индивидов с помощью языка и знаков, установление общезначимых наборов правил для различной целенаправленной деятельности (К. Черри).

Коммуникация – механизм, посредством которого обеспечивается существование и развитие человеческих отношений, включающий в себя все мыслительные символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во времени (Ч.Кули).

Коммуникация – это прежде всего способ деятельности, который облегчает взаимное приспособление поведения людей … Коммуникация – это такой обмен, который обеспечивает кооперативную взаимопомощь, делая возможной координацию действий большой сложности (Т. Шибутани).

Коммуникация – это акт отправления информации от мозга одного человека к мозгу другого человека (П. Смит, К Бэрри, А. Пулфорд).

Коммуникация – это обмен информацией (интеллектуальным и эмоциональным содержанием) с целью понимания (М.Т. Громкова).

Коммуникация – специфический обмен информацией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания (А.Б. Зверинцев, А.П. Панфилова).

Коммуникация – это социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации как в межличностном, так и в массовом общении по разным каналам при помощи различных вербальных и невербальных коммуникативных средств (Т.Г. Грушевицкая, В.Д. Попков, А.П. Садохин).

Коммуникация – это специфически культурная форма общения, обмен информацией между людьми посредством знаков и символов, при котором информация передается целенаправленно, принимается избирательно, а взаимодействие осуществляется в соответствии с определенными правилами и нормами (Э.В. Соколов).

Таким образом, во всех вышеприведенных случаях происходит прямое отождествление понятий «коммуникация» и «социальная коммуникация» некорректное с точки зрения терминологической строгости, но отчасти допустимое в контексте социальных и социально-психологических исследований.

Наши рекомендации