Общая характеристика ситуационного метода исследования конфликтов

Исследование конфликтов выступает важнейшей предпосылкой их предупреждения и разрешения. Один из весьма перспективных методов исследования — системно-ситуационный анализ конфликтов.

Сущность ситуационного метода исследования конфликтов заключается в выборе конфликтной ситуации в качестве единицы анализа изучаемого явления.

Конфликтная ситуация — это наименьшая целостная неделимая часть конфликта, обладающая всеми его основными свойствами.

Во многих отраслях науки анализ явлений, основанный на выделении единиц, традиционно выступает альтернативой анализу, основанному на выделении элементов. Элемент явления не обладает всеми основными свойствами целого. Единица анализа представляет собой минимальное, далее не разложимое образование, являющееся частью целого и обладающего всеми основными свойствами последнего.

Единица анализа дает возможность осуществлять комплексный системно-ситуативный анализ и системно-информационный анализ конфликта.

В качестве единицы анализа деятельности Б.Я. Швединым в психологии предложена и успешно апробирована «ситуация». Она позволяет анализировать не деятельность вообще, абстрактно, а в субъектно-объективной определенности. Ситуация рассматривается в системе трехмерного пространства: задача деятельности, субъект деятельности объективные условия деятельности.

Ситуация — это целостная часть деятельности, за определенное время развития которой решается одна из задач деятельности.

Ситуационный метод исследования позволяет выделить в изучаемом объекте такую структурную единицу, в которой представлены все основные свойства объекта. Затем можно собрать банк реальных ситуаций. Его исследование с помощью ЭВМ позволит установить такие закономерности в развитии изучаемого объекта, какие другими методами выявить невозможно.

Применение ситуационного метода в интересах исследования конфликтов имеет особенности. Они определяются спецификой объекта исследования, который более сложен по сравнению с деятельностью.

Особенности ситуационного исследования конфликтов. Конфликты, так же как деятельность, могут исследоваться по элементам и по единицам. Например, при анализе конфликтов по элементам на территории бывшей Югославии можно изучать роль сербов в этих конфликтах, их политику в течение 10 лет. Можно оценивать за этот же промежуток времени политику НАТО на Балканах, конфликт сербского и хорватского руководства в течение 1998 г. Все это будет анализ конфликтов по элементам, поскольку в первых двух случаях изучаются действия только одной стороны конфликта или одного третьего участника. Не учитывается роль других участников, помимо двух основных. Кроме того, берется только часть конфликта длительностью 3 месяца.

Изучение этих конфликтов с помощью единицы, в качестве которой выступает конфликтная ситуация, предполагает следующий подход.

Устанавливаются все основные и второстепенные участники конфликта. Определяются пространственные границы конфликтного взаимодействия.

Выделяются фазы в развитии конфликта, в течение которых характер взаимодействия основных его участников качественно не изменялся. После этого проводится системный анализ конфликтной ситуации. Анализируются:

• социальная среда, объективная обстановка, в условиях и под воздействием которых развивается конфликт;

• объект конфликта, функциональные связи между его структурными элементами также входят в конфликтную ситуацию;

• временные границы конфликтной ситуации определяются промежутком времени, в течение которого не происходит качественных изменений в объекте конфликта, составе его основных участников и характере их взаимодействия. Как только хотя бы одни из этих трех компонентов качественно изменился, начинается развитие новой конфликтной ситуации.

Конфликтные ситуации могут анализироваться ретроспективно и непосредственно. Ретроспективный анализ может осуществляться путем изучения документов, характеризующих конфликт, опроса участников и свидетелей. Непосредственный ситуационный анализ конфликта делается исследователем во время реального развития событий.

Для проведения ситуационного анализа разрабатывается специальный бланк, в котором отражаются основные характеристики конфликта, интересующие конфликтолога. Например, следующие блоки вопросов: характеристика даты начала конфликта, места, особенности деятельности организации и коллектива, в которых произошел конфликт, источника информации о конфликте, отношения оппонентов до конфликта, описание сути конфликта, особенности личности первого оппонента, особенности действия первого оппонента (и тоже самое по отношению ко второму оппоненту), влияние конфликта на оппонентов и коллектив, вмешательство третьей стороны в конфликт, причины конфликта, характер и результаты разрешения конфликта.

Анализ базы данных, созданной А. Анцуповым и А. Шипиловым на основе ситуационного исследования межличностных конфликтов, позволил обнаружить ряд важных особенностей и закономерностей их развития. Наиболее интересны из них следующие:

• заметное возрастание вероятности конфликта, если оппоненты находятся в отношениях подчиненности;

• прямое влияние интенсивности взаимодействия оппонентов на частоту конфликтов между ними;

• цикличный характер изменения частоты конфликтов в группе в течение года;

• убывание частоты конфликтов с сослуживцами по мере адаптации сотрудника к новой должности;

• различный характер влияния конфликта на настроения, взаимоотношения, деятельность участников и свидетелей;

• различное влияние третьей стороны на разрешение конфликтной ситуации в зависимости от стратегий ее действий.

Использование системно-ситуационного метода при изучении конфликтов позволяет выявить такие закономерности развития этих конфликтов, которые другими методами установить затруднительно.

Выводы:

• Использование в конфликтологии информационного подхода обладает мощными объяснительными возможностями. Однако его необходимость и значение конфликтологами пока не осознаны.

• У каждого из участников конфликта формируется своя информационная модель конфликтной ситуации. Особенности этих моделей определяются спецификой ценностей, мотивов и целей людей.

• В процессе общения в проблемных ситуациях информация, передаваемая людьми друг другу, может существенно искажаться и теряться. Информационный анализ общения позволил установить семь основных причин потерь и искажения информации при общении.

• Конфликты могут изучаться по элементам и по единицам. Элемент конфликта не обладает всеми основными свойствами целого. Единица анализа есть минимальное неразложимое образование, являющееся частью целого и обладающее всеми основными свойствами его. В конфликтологии единицей анализа конфликта является конфликтная ситуация. Конфликтная ситуация — это наименьшая целостная неделимая часть конфликта, обладающая всеми его основными свойствами, конфликтная ситуация в целом может состоять из многих, нескольких или одной конфликтной ситуации.

• Конфликтная ситуация позволяет изучать характеристики конфликтов не вообще, а на основе систематизации конкретной информации о поведении конкретных людей и социальных групп.

Наши рекомендации