Нарушение порядка слов

Задание. Определите место данных фрагментов в предложении

23. В читальном зале установили (А) дубовые (Б) столы.

новые

24. Перед публичным выступлением надо обдумать (А) каждое (Б) слово.

своё

25. (А) ваше (Б) высказывание станет афоризмом.

это

26. (А) есть немало произведений о детстве автора (Б).

в мировой литературе

27. В соседнем дворе оборудовали спортивную площадку. Было решено построить (А) такую площадку (Б) у нас.

и
Ключ № 1 Ключ № 2
- Б - А - А - А
- А - Б - А - А
- В - А - Б - Б
- Б - Б - А - Б
- А - А - Б - Б
- А - Б - А - А
- А - А - Б - Б
- Б - Б - Б - Б
- Б - А - Б - Б
- А - А - А - А
- А - Б - А - А
- Б - А - А - Б
- Б - А - А - А
- А - А - Б - А
- Б - Б - А - Б

Коммуникативный аспект

Цель - совершенствование навыка создания речевых произведений (точность, экономичность, полнота, логичность, уместность речи), осознание культуры речи как части речевой культуры народа.

Вопросы: 1. Коммуникативная функция языка и речи. 2. Культура речи как часть культуры общения. 3. Точность, экономичность, полнота, логичность, уместность речи. 4. Коммуникативный кодекс.

Литература:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Катаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебн. пособие для вузов.– Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2002.

2. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1988.

3. Казанцева О.М. Культура речевого общения. Теория и практика обучения. – М., 1999.

4. Культура русской речи: Учебн. пособие для вузов / под ред. Л.К.Граудиной, Е.Н. Ширяева. – М., 1999.

5. Русский язык и культура речи: Практикум / под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2000.

6. Русский язык и культура речи: Учебн. пособие для студентов / под ред. В.И.Максимова. – М.: 2000.

Культура речи – важнейший фактор культуры речевого общения, самого процесса коммуникации. Коммуникативная функция языка и речи состоит прежде всего в регуляции связей, отношений внутри общества, обслуживании в нем информационных потоков. От коммуникативных знаний, умений, навыков, т.е. от коммуникативной компетенции, во многом зависят жизненные успехи отдельных людей и общества в целом, особенно в современном обществе, которое многие философы определяют как «информационное».

Коммуникативные роли участников речевого общения – это роли адресанта (отправителя сообщения), адресата (получателя сообщения) и наблюдателя.

Адресант выбирает участников коммуникации, предлагает тональность и жанр общения, учитывая свои потребности, цели, ситуацию общения. Всегда ли принимаются партнером предложенные тональность и жанр общения ? Очевидно, что нет (напр., речь студентов, когда они приходят на кафедру, чтобы получить методическую литературу: А мы … это самое … брошюрки, ну книжки приобрести хотели. Ну … женщина, учительница говорила … А это где … здесь ?). Адресант должен соотносить речевые действия с социальным статусом адресата, соблюдая принятый в обществе этикет и общие требования вежливости, и при установке на взаимопонимание следовать правилам кооперативного общения (о принципах кооперации см. ниже).

Язык предлагает говорящему варианты, из которых он в соответствии с ситуацией общения, целью высказывания, личностью и позицией партнера по общению, собственной языковой личностью выбирает те или иные языковые (речевые) средства. Таким образом, культура речи является частью культуры общения, которая включает в себя:*

а) владение необходимым набором средств и разновидностей общения (инструментальный аспект культуры общения);

б) способность строить общение в соответствии со своими целями, достигая максимальной эффективности коммуникативных действий (аспект функциональности или целесообразности);

в) стремление учитывать в общении не только собственную позицию, но и позиции, интересы партнеров по общению и общества в целом (этический аспект);

г) умение сосредоточиваться на самом процессе общения, на искусности, совершенстве его форм, его организации (эстетический аспект).

Качества речи

Точность речи

Точность речи – это качество, необходимое в любой ситуации общения, особенно – в письменной речи (в устной речи можно переспросить, уточнить и т.д.). Важно, во-первых, назвать предмет, действие, явление и т.д. соответствующим словом и, во-вторых, найти нужные речевые средства для выражения собственной мысли (что гораздо труднее). Точность речи чаще всего связывают с точностью словоупотребления. От чего зависит эта точность ? Во-первых, от знания предмета; во-вторых, - от умения логически мыслить и, в-третьих, от умения выбрать нужное слово. Существует несколько лингвистических условий, которые помогают сделать речь более точной. Важнейшие из них:

1. Употребление слова в том значении, которое оно имеет, в языке (именно им, скорее всего, владеют ваши партнеры по коммуникации).

2. Правильное употребление многозначного слова. В толковом словаре у какого-либо слова может фиксироваться несколько значений, но слово в речи должно выступать как однозначное, уточняться контекстом, ситуацией общения. Попробуйте определить, что может значит предложение «Он отошел» вне контекста ?!

3. Различение паронимов и правильное их употребление, напр.: лесной – лесистый, болотный – болотистый, особый – особенный, экономный – экономичный – экономический (с этим вы уже знакомы, см. раздел «Лексические нормы»).

4. Употребление устойчивых словосочетаний в соответствии с нормами языка.

Задания

2.1.1.1. Прочитайте диалог и скажите, почему говорящие не понимают друг друга.

- Займи мне двести рублей.

- Я не знаю у кого.

- Тебя прошу мне занять !

- Я так и поняла, что ты меня просишь. Но скажи у кого ?

2.1.1.2. Найдите предложения, где слова не соответствуют тем предметам, признакам и явлениям, которые они обозначают. Исправьте ошибки.

1. В деле повышения производства мы используем новые альтернативы.

2. Эта борьба ведется под тезисом защиты прав человека.

3. Он познакомился с плеядой новейших компьютеров.

4. В зале были люди изрядного возраста, то есть многолетние читатели журнала «Знамя».

5. Я попросил прохожего описать дорогу до вокзала.

6. Учитель изобразил на доске план выполнения работы.

7. Некоторые рабочие допускают дефекты в работе станков.

2.1.1.3. Назовите причины возникновения двусмысленности в следующих предложениях. Укажите, в каких случаях двусмысленность может выступать как средство выразительности.

1. Сегодня мы всем классом ходили в Эрмитаж – Ну, и что ты вынес оттуда ?

2. Здоровье и уход день за днем (плакат в поликлинике).

3. Оставьте свои мысли !

4. Эти расчеты по установке генератора мы просмотрели.

5. Недостаток приборов ставит под сомнение результаты экспериментов.

6. Остаться одному невозможно.

2.1.1.4. Устраните ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.

1. Спектакль оказал на ребенка большое впечатление.

2. Большое внимание благоустройству города будет оказано в следующем году.

3. Эти слова окончательно подорвали терпение депутатов.

4. Не надо делать напрасных обещаний.

5. Не нужно из этого факта строить проблему.

6. Продукт пользуется авторитетом у покупателей.

7. Фирма традиционно изготавливает ювелирные изделия, но может выполнить и другую продукцию.

8. Ставится упор на более глубокое изучение предметов, относящихся к избранному направлению.

2.1.1.5. Устраните ошибки, связанные с нарушением норм стилистической сочетаемости слов.

1. Она соучастница во всех переживаниях своих друзей.

2. У Базарова нет сообщников, он трагически одинок.

3. В деревне воздвигли столовую.

4. Закоренелые москвичи особенно сильно любят свой город.

5. Метелица быстро пролез в душу пастушонка.

6. Его произведение натолкнуло многих людей вступить в борьбу.

7. На полях животноводческой фермы трудится самая современная техника.

2.1.1.6. Прочитайте отрывок из статьи «Наш город завалят слоганами и брэндами». Какое ироническое определение понятия «брэнд» вы могли бы дать на основе текста ? Попробуйте дать своё (серьёзное или ироническое) толкование следующих иностранных слов: риэлтерские услуги, секвесторская политика, пиар, эмбарго, волонтер, харизма, визави, мораторий.

Текст

Главное дело фонда – раскручивание брэнда. А если в городе происходят выборы, то это весьма удачная площадка для раскрутки этого брэнда (при этом используются серьезные ресурсы, напр., мощные «креативные группы») Для тех, кто не интересуется тонкостями рекламного дела, объясняем попросту: раскручивать брэнд – это значит пропихивать на рынок и успешно там продвигать некий товар, пиво там или молоко.

2.1.1.7. Исправьте в предложениях ошибки, возникшие в результате смешения паронимов. При затруднении обратитесь к словарю паронимов.

1. Самолеты значительно укоротили путь от Камчатки до Москвы.

2. Общество возросло на миллион человек.

3. В редакционной почте в декабре наблюдался самый большой приток писем о плохой работе энергетиков.

4. Эффектное управление экономикой имеет огромное значение для стабилизации ситуации в стране.

5. Весь иллюстрированный материал он хранит в специальной папке.

6. Множество фактов: климатические и температурные условия способ обработки, характер освещения – влияют на развитие растений.

7. Доказанная опытом, гипотетичность становится научной теорией.

Наши рекомендации