Москва Издательство «ГНОМ» 2011

Арбекова, Н.Е.

А79 Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Конспек­ты фронтальных занятий логопеда / Н.Е. Арбекова. — М. : Издательство ГНОМ, 2011. — 172 с.

ISBN 978-5-91928-061-3

В данном пособии предложена система работы по разви­тию связной речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи (ОНР). Автором представлены тематический и кален­дарный планы работы на учебный год (с сентября по май включительно) и 33 конспекта фронтальных логопедичес­ких занятий. Систематическая работа по пособиям комп­лекта поможет логопедам провести эффективную коррекционную работу по развитию связной речи старших дошколь­ников с ОНР.

Пособие адресовано логопедам дошкольных учреждений.

Введение

Формирование связной монологической речи относит­ся к одной из важнейших задач логопедической работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи (ОНР). Решение этой задачи необходимо как для преодоления сис­темного речевого недоразвития детей, так и для их подго­товки к предстоящему обучению в школе.

Многие специалисты по исследованию речи детей (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Б.М. Гриншпун, В.А. Ковши­ков, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева и др.) подчеркивают, что полноценное овладение детьми с ОНР навыками связной монологической речи возможно лишь в условиях специально организованного целенаправленно­го обучения, Поэтому формирование красивой, лексичес­ки богатой и правильно грамматически и синтаксически оформленной речи у старших дошкольников 6-7 лет с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.

Формирование устной речи представляет собой слож­ный и длительный процесс даже у детей без речевых нару­шений. А проведение фронтальных и подгрупповых заня­тий по развитию связной речи у детей с ОНР часто вызы­вает значительные трудности у практикующих логопедов. Это обусловлено рядом причин:

—недоразвитием основных компонентов языковой системы (фонетико-фонетического, лексического, грам­матического) и ограниченными речевыми возмож­ностями детей с ОНР;

—недостаточной сформированностью произноситель­ной (звуковой) и семантической (смысловой) сторон речи (у детей наблюдаются сложности в организации и выстраивании в логической последовательности собственных высказываний, их языковом оформле­нии, бедный словарный запас, в свободной речи — смысловые пропуски, аграмматизм);

—психологическими особенностями детей и наличием у них вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, па­мяти, воображения и др.);

—сложностями в организации работы логопеда и на­лаживанием тесной взаимосвязи с воспитателями и родителями.

В данном пособии обобщена многолетняя работа автора по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Предлагаемое методическое пособие вхо­дит в комплект «Развиваем связную речь детей 6-7 лет с ОНР», который включает в себя:

—календарный план и конспекты 66 подгрупповых за­нятий;

—годовое понедельное планирование работы логопе­да в подготовительной к школе группе для детей с ОНР;

—годовое понедельное планирование работы воспита­теля в подготовительной к школе группе для детей с ОНР;

—три индивидуальных альбома по развитию связной речи детей (Альбом 1 «Мир растений», Альбом 2 «Мир животных», Альбом 3 «Мир человека»);

—демонстрационный материал к занятиям по разви­тию связной речи детей 6-7 лет с ОНР.

Преодоление ОНР у детей традиционно осуществляется путем использования поэтапной системы формирования речи.

Логопедическая работа в подготовительной к школе ло­гопедической группе для детей с ОНР по пособиям комплек­та предполагает проведение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми на протяжении трех пе­риодов обучения (с сентября по май включительно).

В предлагаемой ниже сетке занятий представлено пла­нирование логопедических занятий на неделю обучения.

День недели Фронтальные занятия Подгрупповые занятия Индивидуальные занятия
Поне­дельник Обучение детей грамоте   На усмотрение логопеда
Вторник   Развитие связной речи: — подгруппа 1; — подгруппа 2. На усмотрение логопеда
Среда Обучение детей грамоте   На усмотрение логопеда
Четверг   Развитие связной речи: — подгруппа 1; — подгруппа 2. На усмотрение логопеда
Пятница Обучение детей связной речи   На усмотрение логопеда


Таким образом, каждую неделю в подготовительной группе для детей с ОНР логопед проводит:

—три фронтальных занятия (два занятия по развитию произношения и обучению детей грамоте и одно за­нятие по развитию связной речи),

—два подгрупповых занятия по развитию лексико- грамматических навыков, навыков словообразова­ния, словоизменения и связной речи (с каждой под­группой детей);

— ежедневные индивидуальные занятия по коррекции звукоцроизношения. ;

Работа по развитию у детей с ОНР лексико-грамматических навыков, навыков словообразования* словоизмене­ния и связной речи проводится на протяжении 36 недель учебного года на базе 31 лексической темы. Ниже предла­гается тематический план.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР

Первый период обучения
Сентябрь Октябрь Ноябрь
1.Времена год. Осень. 2.Золотая осень. Деревья и кустар­ники. 1.Осенью в саду и огороде. Фрук­ты. Овощи. 2.Труд взрослых и детей в саду и огороде. 3.Садовые и лесные ягоды. 1.Осенние грибы. 2.Поздняя осень. Одежда обувь, головные уборы. 3.Дикие животные леса. Подготовка к зиме.
Второй период обучения
Декабрь Январь Февраль
1. Времена года. Зима. 2. Домашние живот­ные. 3. Животные Севера. Животные жарких стран. 4. Новогодние празд­ники. 1. Домашние птицы. 2. Зимующие птицы. 3. Инструменты. 1. Профессии. 2. Транспорт. 3. Проводы русской зимы. Масленица. 4. Наше Отечество.
Третий период обучения
Март Апрель Май
1.Времена года. Весна. Праздник мам. 2. Мебель. 3. Посуда. 4. Пресноводные, морские и аквари­умные рыбы. 1. Насекомые. 2. Освоение космоса. 3. Перелетные птицы. 4. Весна в лесах и са­дах. 1. День Победы. 2. Цветы и травы. 3. Времена года. Лето. 4. На пороге школы. Школьные прина­длежности.
       

Первые две недели сентября логопед и воспитатели традиционно проводят обследование речи и психических процессов детей, заполняют диагностические и речевые карты. В пособии «Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Планирование работы логопеда в подготовительной к школе группе» в соответствующих графах логопед отме­чает виды проводимой работы, фамилии детей, проходя­щих обследование, и записывает задания для воспитате­лей и родителей.

Начиная с третьей недели сентября, логопед проводит фронтальные и подгрупповые занятия по развитию связ­ной речи в соответствии с календарным планированием и конспектами занятий. Темы и цели фронтальных занятий по произношению и обучению детей грамоте на каждую не­делю предстоящего обучения логопед записывает в плани­рование самостоятельно (в соответствии с используемыми пособиями). В последнюю графу таблицы планирования логопед заносит фамилии детей, с которыми проводит так­же индивидуальные занятия. Количество индивидуаль­ных занятий логопед определяет самостоятельно.

Большинство подгрупповых занятий и занятий воспи­тателей по заданиям логопеда проводится с использовани­ем входящих в данный комплект трех индивидуальных альбомов для детей по развитию связной речи (альбом 1 «Мир растений», альбом 2 «Мир животных», альбом 3 «Мир человека»). Каждая тема любого альбома представ­лена отдельным модулем. В альбомах предложены речевые задания и упражнения по следующим лексическим темам: «Деревья и кустарники», «Фрукты», «Овощи», «Садовые и лесные ягоды», «Грибы», «Цветы и травы»; «Дикие живот­ные леса», «Домашние животные», «Животные Севера и жарких стран», «Домашние птицы», «Зимующие и пере­летные птицы», «Пресноводные, морские и аквариумные рыбы», «Насекомые»; «Одежда, обувь, головные уборы», «Инструменты», «Профессии», «Транспорт», «Мебель», «Посуда». Логопед может проводить занятия по развитию речи в порядке, предложенном в данном методическом по­собии, либо самостоятельно выбирать порядок прохожде­ния тем.

На подгрупповых занятиях логопед активизирует сло­варь детей по каждой лексической теме, отрабатывает у них умение использовать в речи различные грамматичес­кие конструкции, закрепляет навыки словообразования и словоизменения, учит детей составлению сложных пред­ложений и рассказов разных видов. Также логопед знако­мит детей со значениями многозначных слов, различных образных выражений, пословицами и поговорками, учит детей правильно использовать их в свободной речи. Прове­дение подгрупповых занятий помогает созданию речевой готовности детей для проведения итоговых по лексичес­ким темам фронтальных занятий[1].

Фронтальные занятия по развитию связной речи про­водятся по пятницам. Каждое фронтальное занятие по­дытоживает проведенную за неделю, совместно с воспита­телями группы, работу по заявленной лексической теме. На фронтальных занятиях широко используется демонс­трационный материал: репродукции картин известных русских художников, сюжетные картины, предметные картинки, опорные картинные и рисуночные планы, ри­сунки-пиктограммы .

Для создания у детей положительной мотивации на протяжении всего занятия логопеду предлагается исполь­зовать специальные фишки (предварительно нарезанные из двустороннего желтого картона квадратики или круж­ки). За составление любого высказывания по заданию ло­гопеда на фронтальном или подгрупповом занятии ребенок обязательно получает желтую фишку. Но каждый ребенок может также заработать и призовую красную фишку (за каждое составленное «красивое» предложение, использо­вание в речи сравнения, образного выражения, поговор­ки или пословицы). Дети, как правило, начинают очень стараться, чтобы заработать в свою копилку эти фишки. Не беда, если на первых порах допускаются многочислен­ные ошибки и неточности. Логопед тактично поправляет детей и поддерживает их речевую активность.

На занятиях также вводятся различные сюрпризные моменты, используются элементы драматизации, «вол­шебные» мешочки и коробочки, что также повышает ин­терес детей к занятиям.

Опыт работы показывает, что эффективность коррекционной работы логопеда по развитию связной речи у стар­ших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) напрямую зависит от четко спланированной, правильно организованной и систематически проводимой предвари­тельной работы воспитателей.

Используя пособие «Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Планирование работы воспитателя в под­готовительной к школе группе», каждую неделю обучения по заданиям логопеда воспитатель проводит беседы с деть­ми, активизирует и пополняет их словарь по различным лексическим темам, проводит игры и упражнения на раз­витие речи и словесно-логического мышления. В конце годового планирования приведен список рекомендуемой дополнительной литературы и картинного материала по каждой лексической теме.

На занятиях воспитателя по заданиям логопеда дети должны называть предметные картинки по теме, основные признаки и свойства предметов, объяснять значения мно­гозначных слов, образных выражений, поговорок и посло­виц; уметь находить по сюжетным картинам причинно- следственные связи и объяснять их.

В последнюю графу таблицы планирования работы каждый день логопед вписывает фамилии детей, с которые ми воспитателю нужно провести индивидуальные занятия по закреплению правильного произношения звуков речи.

Как уже говорилось выше, проводя с детьми занятия по заданиям логопеда, воспитатель должен использовать в работе три индивидуальных альбома, входящих в данный комплект пособий.

С самого начала учебного года логопед должен наладить тесную взаимосвязь с родителями детей. Необходимо прово­дить тематические родительские собрания и систематичес­кие консультации, на которых нужно объяснять специфи­ку и особенности речевого и психического развития детей с ОНР, отвечать на вопросы, возникающие у родителей.

Каждую пятницу логопед просит родителей за выход­ные дни повторить с детьми по индивидуальному альбому задания по пройденной лексической теме, оценить знания и достижения своего ребенка.

В третьем периоде обучения логопед более активно при­бегает к помощи родителей. За выходные дни родители вместе с детьми должны, по заданию логопеда, готовить небольшие сообщения по некоторым темам. Такая совмест­ная работа очень важна не только для специалиста, но и для самих детей и их родителей. Дети начинают чувство­вать себя на логопедических занятиях более уверенно, а родители помогают детям расширить словарный запас и могут оценить их уровень владения связной речью.

Многочисленными исследованиями доказано, что сис­тематическое использование педагогом на занятиях раз­личных вспомогательных средств моделирования, предме­тов-заместителей, наглядных моделей (опорных картинок, картинных и рисуночных планов, рисунков-пиктограмм и др.) и некоторых приемов ТРИЗ эффективно развивает умственные способности дошкольников. Особенно это за­метно при работе с детьми с ОНР. Чтобы связно рассказать о чем-либо, ребенку нужно ясно представлять главную мысль рассказа, уметь анализировать, устанавливать раз­личные отношения между предметами и явлениями. Кро­ме того, необходимо подбирать адекватные для выражения той или иной мысли слова, уметь строить простые и слож­ные предложения. Это становится возможным, когда ребе­нок зрительно имеет перед глазами картинную опору.

Таким образом, использование в пособиях данного комплекта большого количества наглядных моделей в ходе коррекционно-развивающего обучения позволяет логопеду:

-провести эффективную работу по развитию активно­го и пассивного словаря детей по каждой лексичес­кой теме;

-закреплять у детей навыки словообразования и сло­воизменения;

-формировать и совершенствовать умение детей ис­пользовать в речи предложения различных видов;

—научить детей составлять план устного высказыва­ния;

—осуществлять правильный и точный подбор речевых средств;

—научить детей составлять рассказы по восприятию (рассказы по сериям картин и по сюжетной много­фигурной картине, рассказы-описания, рассказы- сравнения, повествовательные рассказы), рассказы по представлению (из личного опыта) и рассказы по воображению (творческие рассказы и сказки).

У детей, сознательно использующих внешние формы за­мещения и наглядного моделирования (условные обозна­чения, чертежи, схематичные рисунки-пиктограммы, кар­тинные и рисуночные планы и т.п.), появляется возмож­ность применить полученные речевые навыки в свободной речи. Постепенно в ходе обучения у детей с ОНР формиру­ются представления об основных принципах построения связного сообщения: последовательное изложение про­изошедших событий, отражение причинно-следственных связей, определение основной мысли и соответствующий выбор лингвистических средств. На их основе становится возможным составление любого самостоятельного моноло­гического высказывания без помощи наглядных опор.

Использование пособий данного комплекта поможет логопеду, воспитателям и родителям подготовить детей с ОНР к связному изложению событий, а также поможет развить у них языковое чутье.

В дополнение к комплекту пособий для проведения фронтальных и подгрупповых занятий логопедам реко­мендуется использовать следующие пособия:

- Арбекова, Н.Е. Картинки на пружинке. Дидактичес­кий материал по развитию логического мышления и связной речи у детей / Н.Е. Арбекова. — М. : Изда­тельство ГНОМ, 2011.

Выпуск 1. Мир растений. — 16 с.

Выпуск 2р. Ми животных. — 16 с.

Выпуск 3. Мир человека. — 16 с. Семьи домашних животных. — 16 с.

-Арбекова, Н.Е. Карточки по лексическим темам. Уп­ражнения по развитию навыков словообразования, словоизменения и связной речи у детей с речевыми нарушениями / Н.Е. Арбекова. — М. : Издательство ГНОМ, 2011.

«Овощи» и «Фрукты». — 16 с. [текст]: 40 с. [ил.].

«Мебель» и «Посуда». — 16 с. [текст]: 40 с. [ил.].

«Домашние животные». — 16 с. [текст]: 40 с. [ил.].

«Дикие животные». — 16 с. [текст]: 40 с. [ил.].

-Ильякова, Н.Е. Серии сюжетных картин. Демонстра­ционный материал и конспекты подгрупповых заня­тий по развитию связной речи у детей 5-7 лет с ОНР / Н.Е. Ильякова. — М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2009.

«Как щенок нашел друзей». — 28 с.: ил.

«Как помочь птицам зимой». — 28 с.: ил.

«Скворцы прилетели». — 28 с.: ил.

«День рождения цыпленка». — 28 с.: ил.

Календарное планирование фронтальных занятий

I период обучения

Неделя Лексическая тема Номер и тема фронтального занятия Цель фронтального занятия
Сентябрь
1-2 Обследование устной речи детей
Времена года. Осень 1» «Осень пришла» Составление описательного рас­сказа по предметным картинкам и опорному картинному плану.
Золотая осень. Деревья и кустарники 2. Описание пейзажной кар­тиныИ.С. Остроухова «Зо­лотая осень» (1886—188.7) Составление описания пейзажной картины по опорному картинному плану.
Октябрь
Осенью в саду и огороде. Фрукты. Овощи 3. «Путешествие в деревню» (часть 1) Составление рассказов-описаний фруктов и овощей по опорному картинному плану.
Труд взрослых и детей в са­ду и огороде 4. «Путешествие в деревню» (часть 2) Составление рассказов-сравнений фруктов и овощей по опорному картинному плану.
Труд взрослых и детей в са­ду и огороде 5. «Осенью в саду и в огоро­де» Составление повествовательного рассказа по сюжетной многофи­гурной картине.
Садовые и лесные ягоды 6. «Мы по ягоды пойдем» Составление рассказа с элемента­ми драматизации по предметным картинкам и опорному плану.
Ноябрь
Осенние грибы 7. Пересказ рассказа В.Г. Сутеева «Чей это гриб?» Пересказ текста по опорным ри­сункам.
Поздняя осень. Одежда, обувь, головные уборы 8. «Как щенок нашел друзей» Составление рассказа по серии сю­жетных картин.
11-12 Дикие животные леса. Под­готовка к зиме 9. «Осенью в лесу. Подготов­ка диких животных к зиме» Описание сюжетной многофи­гурной картины с придумыванием детьми предшествующих и после­дующих событий с опорой на рису­ночный план.
10. «Как подружились лесные животные» Придумывание фантастической ис­тории (сказки) по опорным картин­кам.
Декабрь
Времена года. Зима 11. Описание пейзажной картины А .С. Степанова «Лоси» (1889) Составление описания пейзажной картины по опорному картинному плану.
Домашние животные 12. «Дедушкин подарок» Рассказывание по сюжетной много­фигурной картине с придумыванием детьми предшествующих и последу­ющих событий.
Животные Севера. Животные жарких стран 13. «В зоопарке» Составление повествовательных рас­сказов о посещении зоопарка (из лич­ного опыта детей).
Новогодние праздни­ки 14. Пересказ произведения неизвест­ного автора «Рождественский ан­гел» (1913) Составление пересказа по опорным рисункам.
Январь
Зимние каникулы
Домашние птицы 15. Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Чужое яичко» Составление пересказа рассказа по схематичному плану.
Зимующие птицы 16. «Как помочь птицам зимой?» Составление рассказа по серии сю­жетных картин.
Инструменты 17. «Чудесные инструменты» Придумывание мини-сказок о раз­личных «волшебных» инструмен­тах.
Февраль
Профессии 18. «Кем быть?» Составление творческих рассказов с элементами драматизации о раз­личных профессиях.
Транспорт 19. «Путешествие на машине вре­мени» Составление рассказов о путешес­твии во времени по воображению с опорой на предметные картинки.
Проводы русской зи­мы. Масленица 20. Описание пейзажной картины Б.М. Кустодиева «Масленица» (1916) Составление описательного расска­за по пейзажной картине и опорно­му картинному плану.
День защитника Отече­ства 21. «Богатыри земли русской» Составление творческих рассказов о русских богатырях по картинам известных художников и опорному плану.
Март
Времена года. Весна. Праздник мам 22. «Весна пришла» Составление повествовательного расска­за по сюжетной многофигурной картине и опорному плану.
Мебель 23. «Чудесные превращения» Придумывание рассказов о «волшебных» предметах мебели.
Посуда 24. «В царстве дедушки Самовара» Придумывание рассказов о «волшебных» предметах посуды.
Пресноводные, мор­ские и аквариумные рыбы 25. «Если бы рыбы могли гово­рить...» Составление творческих рассказов по представлению от лица различных рыб.
Апрель
Насекомые 26. «На лесной полянке» Составление рассказов-описаний насеко­мых по предметным картинкам и опор­ному плану.
Освоение космоса 27. «Путешествие к далеким планетам» Составление творческих рассказов о не­изученных планетах и их жителях с опо­рой на картинный план.
-31 Перелетные птицы 28. «Скворцы прилетели» Составление рассказа по серии сюжет­ных картин.
Весна в лесах и садах 29. Описание пейзажной карти­ны И.И. Левитана «Цветущие яблони» (1896). Составление описания пейзажной кар­тины по опорному картинному плану.
Май
День Победы 30. Пересказ сказки К.Г. Паустов­ского «Похождения жука- носорога» Составление пересказа с опорой на ри­сунки.
Цветы и травы 31.Пересказ румынской сказки «Ромашка» Составление пересказа по рисуночному плану.
Времена года. Лето 32. «День рождения цыпленка» Составление рассказа по серии сюжет­ных картин
На пороге школы. Школьные прина­длежности 33. «Собираемся в школу» Проведение викторины о школе и школь­ных принадлежностях.

Наши рекомендации