Пример юридической профессиограммы
Параметры профессиограммы | Характеристика профессии |
Профессиональная область | Юриспруденция |
Доминирующий способ мышления* | В зависимости от профессиональной специализации: «приложение — процедура», «приложение — регуляция», «адаптация — анализ», «адаптация — координация», «адаптация — формализация» |
Область базовых знаний, уровень высокий (теоретический, системный) | Юриспруденция |
Область практического использования знаний, сформированность общекультурных и профессиональных компетенций | Юриспруденция; углубленное знание отраслевого права в зависимости от профессиональной специализации |
Область знаний, полученных опытным путем (средняя) | Междисциплинарное знание отраслевого права в зависимости от профессиональной специализации |
Межличностное взаимодействие | По типу «напротив», по типу «рядом», по типу «вместе» в зависимости от профессиональной специализации |
Доминирующий интерес** | Социальный, исследовательский, конвенционный, реалистичный |
Дополнительный интерес | Артистичный, предприимчивый |
Доминирующие виды деятельности | Правовая помощь; изучение нормативных актов и применение их на практике, толкование законов; составление документов; методическое руководство правовой работы; участие в судебных процессах; правовое просвещение, воспитание и пропаганда |
Условия работы | Преимущественно сидячая, в помещении. Исключение составляют специальности в правоохранительных органах |
Требования к умениям специалиста | Высокий уровень аналитических и коммуникативных (устных и письменных) способностей; логическое мышление; высокий уровень развития памяти (кратковременной и долговременной); хорошее развитие концентрации, устойчивости и переключения внимания; умение соблюдать конфиденциальность |
Требования к индивидуальным особенностям специалиста | Усидчивость, терпение, обязательность, ответственность, аккуратность, честность, порядочность, исполнительность, эмоциональная и волевая устойчивость (способность к самоконтролю), вежливость, эрудированность, справедливость |
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности | Отсутствие способностей к аналитическому и логическому мышлению; плохая память, быстрая утомляемость, невнимательность, недисциплинированность; импульсивность, вспыльчивость, несдержанность и грубость в поведении; отсутствие склонности к работе с людьми; отсутствие морально-этических норм; небрежность; Заболевания нервной системы; заболевания сердечно-сосудистой системы; психические заболевания |
Перспективность профессии | Задачи развития правового государства; восстребованность на рынке труда; высокий уровень заработной платы |
Пути получения профессии | Государственные и негосударственные средние профессиональные и высшие профессиональные учебные заведения |
Области применения профессиональных знаний | Органы государственной власти; государственные и негосударственные организации; адвокатура и прокуратура, суды, следственные органы; нотариальные конторы и юридические консультации; образовательные учреждения |
Перспективы карьерного роста | Могут быть технологически представлены только с учетом специальности и конкретно сферы профессиональной деятельности |
* Классификация способов мышления: приложение — способ разрешения проблемной ситуации четко определен, имеется ясная внутренняя модель того, как должно быть. Разновидности: приложение — процедура, приложение — диагностика, приложение — регуляция; адаптация — имеется несколько способов решения проблемной ситуации, и необходимо выбрать оптимальный в зависимости от обстоятельств. Разновидности: адаптация — анализ, адаптация — координация, адаптация — формализация; производство — представление о выполнении задачи хранится в двигательной памяти человека, производится непосредственное действие. Разновидности: производство — сила, производство — ловкость.
** В зависимости от доминирующего (т. е. ведущего, основного) интереса выделяют следующие типы личности: реалистический, артистический, интеллектуальный, конвенциальный, предприимчивый, социальный
Следует прокомментировать отдельные характеристики юридической профессии, которые отмечены в таблице 5. 4.
В профессиональной деятельности люди вступают во взаимодействие друг с другом, причем в разных профессиях тип взаимодействия разный. При этом люди различаются по тому, предпочитают ли они частое или редкое взаимодействие, решать задачи вместе или в одиночку.
Так, частое взаимодействие по типу «вместе» означает, что человек стремится действовать вместе с другими людьми, для него лучше такая работа, которая происходит при постоянных взаимоотношениях с другими. Следует заметить, что хотя такой тип взаимодействия свойственен юридической профессии, но не является доминирующим, а возникает на определенных этапах юридических практик, когда предпочтение отдается выполнению общей работы «командой», и человек соглашается или вынужден согласиться на некоторую зависимость от других в работе
Межличностное взаимодействие по типу "рядом", присущее юридической профессии, человек находится рядом с другими людьми при решении профессиональных задач. Это характерно для таких профессиональных ситуаций, когда специалисты обмениваются разнообразной информацией, но работу выполняют независимо друг от друга. Такой тип взаимодействия свидетельствует, что человек сохраняет определенную самостоятельность в действиях при коллективной работе.
Межличностное взаимодействие по типу «напротив» означает, что для человека лучшей работой является та, которая проходит в активном взаимодействии с другими, не имеющими непосредственного отношения к процессу принятия им профессиональных решений. Такие специалисты предпочитают профессиональные ситуации переговоров, консультаций; ценят возможность обсуждать, договариваться, давать справки другим.
Еще одним из типов межличностного взаимодействия является редкое взаимодействие, когда специалист предпочитает независимость в действиях, сам организует решение своих профессиональных задач, не исключает, но и не настроен на работу в группе.
Представленные комментарии свидетельствуют, что для представителей юридической профессии в разных условиях деятельности могут быть свойственны и предпочтительны разный из указанных типов межличностного взаимодействия.
Комментируя такой параметр как «доминирующий интерес», следует указать, что интересы людей разнообразны, и по степени выраженности интересов всех людей подразделяют на разные типы. В рассматриваемом случае каждый тип личности служит для описания группы людей, обладающих определенными личностными и профессиональными особенностями, и может выразить себя в определенной профессиональной среде. Согласно теории Дж. Голланда шесть типов личности наглядно представлены в виде гексагона - шестиугольника (рис. 5.4), на вершинах которого расположены эти типы личности в определенном порядке: по степени сходства с соседними по шестиугольнику и отличия от расположенных напротив[92].
Социальный |
Предприимчивый |
Реалистичный |
Исследовательский (интеллектуальный) |
Артистичный |
Конвенционный (стандартный) |
Рис.5.4. Взаимосвязь основных типов личности
Охарактеризуем указанные типы личности. Социальный тип личности характеризуется активностью, общительностью, эмоциональностью, чувствительностью, наличием развитых словесных способностей, коммуникабельностью. Предпочитаемые занятия: консультирование, информирование, обслуживание. Конвенционный (стандартный) тип, подразумевает усидчивость, исполнительность, дисциплинированность, аккуратность. Исследовательский (интеллектуальный) тип личности, к которому означает наблюдательность, сообразительность, оригинальность, нестандартность мышления, творческий подход к решению поставленных задач, склонность к анализу деталей и формированию заключений. Предприимчивый тип личности представлен такими качествами, как находчивость, инициативность, азартность, стремление к лидерству, умение рисковать. Реалистичный тип личности представлен такими качествами как надежность, эмоциональная устойчивость, практичность, упорство, целеустремленность.
Пожалуй, к юридической профессии свойственны проявления всех типов личности, но артистичный и предприимчивый типы не могут быть доминирующими.
Большой вклад в разработку профессиограмм юридических профессий внесли ученые России В.Л. Васильев, М.И. Еникеев, Ю.В.Чуфаровский. В деятельности юриста-специалиста они выделяют такие аспекты: поисковую (познавательную), коммуникативную, удостоверительную, организационную, реконструктивную (конструкционную) и социальную[93].
Дадим общую характеристику каждому из этих аспектов (видов) деятельности:
- социальный - подчеркивает социальную значимость профессии юриста как организатора борьбы с правонарушениями, защитника прав и законных интересов граждан;
- поисковый - состоит в сборе информации, необходимой для решения юридического дела;
- реконструктивный - представляет собой завершающий анализ собранной информации по юридическому делу, выдвижение рабочих гипотез, разработка плана деятельности по его дальнейшему рассмотрению и завершению;
- коммуникативный - означает умение общаться с коллегами, клиентами, участниками дела и всеми теми, кто имеет к нему отношение;
- организационный - заключается в волевых действиях по проверке рабочих версий и их реализации;
- удостоверительный - состоит в умении облекать полученную информацию по юридическому делу в законом предусмотренные формы письменных актов-документов (постановлений, протоколов, приговоров и др.).
В каждой из специальностей эти аспекты профессиональной деятельности юриста проявляются в разном наборе, с неодинаковой интенсивностью. У каждого юриста в зависимости от его личностных качеств они приобретают специфический характер.
Современная реформа российского общества предъявляет новые требования к системе образования: необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы не только дать знания, но сформировать необходимые компетенции и подготовить выпускника вуза к профессиональной работе в новых экономических условиях. Перед системой высшего профессионального образования поставлена задача наряду с совершенствованием академического образования значительного усиления внимания к овладению выпускниками практическими навыками работы в условиях изменяющейся экономики.
В настоящее время рынок профессий и рынок образовательных услуг в России оказываются практически не связанными: примерно 50 % выпускников вузов реально работают не по той специальности, по которой они получили образование. Поэтому особое значение приобретает помощь учащимся средних школ в выборе профессии, а студентам высших учебных заведений – в развитии и укреплении понимания роли, места и значения избранного ими вида профессиональной деятельности, а также формирования высокого уровня профессионализма.
Процесс выбора и обучения профессии характеризуется многомерностью и многоступенчатостью.
Например, определение профессии включает в себя прежде всего выяснение ряда сторон будущей профессиональной деятельности через разрешение общих вопросов:
- кем быть;
- к какой социальной группе принадлежать;
- какой стиль жизни выбрать;
- какие цели определить для себя в будущем.
Ответ на поставленные вопросы не может быть получен одномоментно и может уточняться в течение всего периода обучения и первичной профессиональной адаптации. Тем не менее, для первоначального выбора выпускнику школы приходится проделать большую внутреннюю работу:
- необходимо проанализировать свои ресурсы (интересы, способности, особенности личности);
- узнать и принять требования избираемой профессии;
- осознать потенциальные несоответствия личностных особенностей и особенностей профессий и оценить возможность или невозможность коррекции этих несоответствий.
Вот почему так важно правильно описать профессию, выделить в ней наиболее существенные особенности, которые могут показать молодому человеку, выбирающему род деятельности, подходит она для него или нет.