Достоверность информации (аутентичность)
Введение
Основная задача справочно-правовой системы (СПС) заключается в том, чтобы быть надёжным помощником специалиста в его профессиональной деятельности, обеспечивать правовую безопасность его бизнеса. Разработчики СПС предоставляют пользователю не только документы, не информацию как таковую, но и уверенность. Уверенность в том, что он с помощью СПС сможет в любой момент получить всю необходимую информацию, причём в удобном виде, и на её основе принять верное решение.
Чтобы обеспечить выполнение поставленных перед СПС задач, необходимо на высоком уровне реализовать три её составляющие:
1) Качественное информационное наполнение системы.
2) Передовые программные технологии и обработки информации.
3) Качественное информационное обслуживание пользователей со стороны компании-разработчика.
Компания «КонсультантПлюс» на протяжении многих лет выполняет, усовершенствует, развивает все эти свойства системы, поэтому она является лидером на рынке СПС. Рост количества пользователей СПС «КонсультантПлюс» увеличивается с каждым годом (см. таблицу 1).
Таблица 1. Рост количества пользователей
СПС «Консультант Плюс»
Годы | 1992-1997г.г. | 1998-2002г.г. | 2003-2007г.г. | 2008-2009г.г. | |||
Количество организаций-пользователей | 100 000 | 150 000 | 250 000 | 300 000 |
СПС «КонсультантПлюс» надежнее во всем: в информации, в технологии, в сервисе. |
I. КАЧЕСТВО ИНФОРМАЦИОННОГО НАПОЛНЕНИЯ
Что ожидает пользователь от СПС? Это уверенность в том, что в любой момент ему будет доступна вся необходимая в работе информация, как непосредственно правовая, так и вспомогательная справочная. Возможность выполнения данных требований определяется такими свойствами СПС, как:
· полнота информационного массива СПС;
· достоверность представленной информации;
· оперативность актуализации информации при изменении законодательства;
· юридическая обработка информации (тематическая классификация, отражение связей между документами, подготовка новых редакций и т.д.)
Полнота информации
Полнота информационного массива – понятие относительное, и оценивать её следует исходя из целей и задач, которые ставит перед собой разработчик СПС.
Совершенно очевидно то, что ни одна СПС не может включать всю имеющуюся к настоящему времени правовую информацию. Поэтому, следует иметь в виду, что большое количество документов в информационном банке (ИБ)* системы не всегда является показателем «качества» его полноты.
Исходя из выше сказанного, важным становится правильно отобрать документы, которые необходимо включить в информационный массив СПС, действительно нужные широкому кругу пользователей, отсекая малозначимые, невостребованные документы.
Таким образом, полнота информации измеряется отношением числа нормативных актов, включенных в ИБ систем пользователя, к числу реально вышедших (существующих) открытых нормативных документов.
Оценить полноту информации СПС можно по следующим критериям:
1) По наличию у компании-разработчика пакета договоров об обмене информацией с органами государственной власти и управления, что является верным признаком стабильной и аккуратной работы с информацией. На сегодняшний день (2009г.) с компанией «КонсультантПлюс» заключено более 80 договоров на федеральном уровне и около 3 000 на региональном.
2) По общему количеству документов в базах разработчика и постоянному расширению информационного массива СПС. В системе «КонсультантПлюс» по состоянию на март 2009 год представлено более 4 000 000 документов (точный общий объем можно посмотреть на сайте: www.consultant.ru). Обязательно учитывается мнение пользователей, поэтому информационный массив системы увеличивается различного рода аналитическими материалами:
· обзоры законодательства – оперативное оповещение пользователя о новых документах, попавших с последним пополнением;
· специализированный банк – «Подборки судебных решений» – в виде тезисов передаётся суть наиболее существенных судебных решений по определённому вопросу;
· специализированный банк – «Путеводитель по налогам» – рассчитан на бухгалтеров, где в компактном виде представлены материалы из практических пособий и энциклопедий спорных ситуаций по налогам и взносам;
· специализированный банк – «Путеводитель по сделкам» – аналитический материал, разработанный специально для бухгалтеров, содержащий подробную информацию о налогообложении и бухгалтерском учёте различных сделок.
3) По структуре массива информации. В настоящее время разделение массива информации по тематическому принципу, который привлекает многих разработчиков СПС, является неудобным, т.к., осуществляя поиск информации по всем базам, возможно дублирование документов по тематическому сходству в разных банках. Поэтому, реализованный компанией «КонсультантПлюс» подход к разделению информационного массива на
* Информационный банк (ИБ)– множество всех документов с текстами, входящих в систему пользователя. |
отдельные части, является наиболее удобным. Все документы содержатся в Едином информационном массиве СПС «КонсультантПлюс», который делится на разделы, объединяющие документы определённого типа (например, нормативные акты, материалы судебной практики, финансовые консультации и т.д.); разделы же делятся на отдельные информационные банки, являющиеся более или менее замкнутой подборкой документов (например, раздел с нормативными актами подразделяется на ИБ с документами федерального уровня и ИБ с документами отдельных субъектов РФ) (см. таблицу 2).
Таблица 2. Структура разделов Единого
информационного массива
Разделы | Информационные банки, входящие в раздел |
«Законодательство» | «Версия Проф» (включая ИБ «Российское законодательство») «Эксперт-приложение» «Документы СССР» «Сводное региональное законодательство» «Региональный выпуск» |
«Судебная практика» | «Подборки судебных решений» «Решения высших судов» «ФАС всех округов» «ФАС округа» «Налоговые споры» «Апелляционный суд» |
«Финансовые консультации» | «Путеводитель по налогам» «Путеводитель по сделкам» «Финансист» (включая ИБ «Вопросы-ответы») «Корреспонденция счетов» «Бухгалтерская пресса и книги» |
«Комментарии законодательства» | «Постатейные комментарии и книги» «Юридическая пресса» «Путеводитель по судебной практике» «Путеводитель по корпоративным спорам» |
«Формы документов» | «Деловые бумаги» |
«Законопроекты» | «Законопроекты» |
«Международные правовые акты» | «Международное право» |
«Правовые акты по здравоохранению» | «Медицина и фармацевтика» |
«Технические нормы и правила» | «Строительство» |
4) По возможности заказать отдельные документы, недостающие в системах пользователя, как сервисная услуга компании «КонсультантПлюс».
СПС «КонсультантПлюс» превосходит по полноте информации. |
Достоверность информации (аутентичность)
Достоверность – это соответствие текста документа в системе тексту оригинала. Для официальной правовой информации оригиналомявляется официальный экземпляр правового акта или его официальная публикации. Для неофициальной – текст документа, подписанный автором (если автор передал материал напрямую разработчикам СПС), или текст документа в печатном издании.
Компания «КонсультантПлюс» работает только с достоверными официальными текстами правовых актов, т.е. с бумажными носителями – копиями подлинников с печатью (подписью) или с их официальными публикациями.
Путь документа от его автора до конечного пользователя содержит два этапа, и на каждом из них необходимо обеспечить достоверность этого материла:
Первый этап – получение документа разработчиками СПС.
Второй этап – создание электронной версии документа компанией-разработчиком, включение его в СПС и передача пользователю (см. схему 1).
Создание электронной версии документа предполагает многоуровневую проверку:
1) Проверка программными средствами.
2) Последовательная проверка тремя независимыми корректорами (специалистами) файла документа на соответствие оригиналу.
3) Файл ещё раз проверяется программными средствами.
После такой проверки файл документа включается в систему, а копия подлинника подшивается в архив.
При наличии опечаток в тексте оригинала, вставляется примечание юриста «КонсультантПлюс». Например, Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996г. к статье 790:
Схема 1. Обеспечение достоверности
правовых актов
Источник информации | Получение документа разработчиками СПС | Создание электронной версии документа и включение в СПС | Пользователь СПС |