Основные требования, предъявляемые к комплексной системе защиты информации в организации
Уровни политики безопасности
· Верхний
· Средний
· Нижний
Верхний уровень политики безопасности
Верхний уровень политики безопасности определяет решения, которые затрагивают организацию в целом. Эти решения носят весьма общий характер и исходят, в основном, от руководства организации. Например формулировка целей, которые преследует организация в области информационной безопасности, определение общих направлений в достижении этих целей;
Политика верхнего уровня имеет дело с тремя аспектами законопослушности и исполнительской дисциплины:Во-первых, организация должна соблюдать существующие законы. Во-вторых, следует контролировать действия лиц, ответственных за выработку программы безопасности. В-третьих, необходимо обеспечить определенную степень законопослушности персонала, а для этого нужно выработать систему поощрений и наказаний.
Средний уровень политики безопасности
Средний уровень политики безопасности определяет решение вопросов, которые не являются основными и касаются отдельных аспектов информационной безопасности, но важных для различных систем, эксплуатируемых организацией.
В пример к таким вопросам - отношение к доступу в Internet, использование домашних компьютеров, использование съемных носителей и т.д.
Нижний уровень политики безопасности
Нижний уровень политики безопасности относится к конкретным сервисам. Эта политика включает в себя два аспекта: цели и правила их достижения. В отличие от двух верхних уровней, рассматриваемая политика должна быть более детальной.
При исследовании данной политики следует ответить на ряд вопросов :
· Кто имеет право доступа к объектам, поддерживаемым сервисом?
· При каких условиях можно читать и модифицировать данные?
· Как организован удаленный доступ к сервису?
Обязанности различных категорий персонала:
1.Руководители подразделений отвечают за доведение положений политики безопасности до пользователей. Они обязаны:
· Постоянно держать в поле зрения вопросы безопасности. Следить за тем, чтобы то же делали их подчиненные;
· Проводить анализ рисков, выявляя активы, требующие защиты, и уязвимые места систем, оценивая размер возможного ущерба от нарушения режима безопасности и выбирая эффективные средства защиты;
· 2.Администраторы сети обеспечивают непрерывное функционирование сети и отвечают за реализацию технических мер, необходимых для претворния в жизнь политики безопасности. Они обязаны:
· Обеспечить защиту оборудования корпоративной сети, в том числе интерфейсов с другими сетями;
· Оперативно и эффективно реагировать на события, представляющих угрозу;
· Информировать администраторов сервисов о попытках нарушения защиты;
3.Администраторы сервисов отвечают за конкретные сервисы и, в частности, за то, чтобы защита была построена в соответствии с общей политикой безопасности. Они обязаны:
· Управлять правами доступа пользователей к обслуживаемым объектам;
· Оперативно и эффективно реагировать на события, таящие угрозу;
· Оказывать помощь в отражении угрозы, выявлении нарушителей и предоставлении информации для их наказания;
· Регулярно выполнять резервное копирование информации, обрабатываемой сервисом;
4.Пользователи обязаны работать с корпоративной сетью в соответствии с политикой безопасности, подчиняться распоряжениям лиц, отвечающих за отдельные аспекты безопасности, ставить в известность руководство обо всех подозрительных ситуациях. Они обязаны:
· Знать и соблюдать законы и установленные правила, принятые в организации, политику и процедуры безопасности;
· Использовать доступные защитные механизмы для обеспечения конфиденциальности и целостности своей информации;
· Использовать механизм защиты файлов и должным образом задавать права доступа;
· Выбирать пароли в соответствии с процедурами политики безопасности, регулярно менять их. Не записывать пароли на бумаге, не сообщать их другим лицам;
· Информировать администраторов или руководство о нарушениях безопасности и иных подозрительных ситуациях;
· Не использовать уязвимости в защите сервисов и корпоративной сети в целом. Не совершать неавторизованной работы с данными, не создавать помех другим пользователям;
· Всегда сообщать корректную идентификационную и аутентификационную информацию, не пытаться работать от имени других пользователей;
Основные требования, предъявляемые к комплексной системе защиты информации в организации.
Поскольку комплексная система защиты информации предназначена обеспечивать безопасность всей защищаемой информации, к ней должны предъявляться следующие требования:
— она должна быть привязана к целям и задачам защиты информации на конкретном предприятии;
— она должна быть целостной: содержать все ее составляющие, иметь структурные связи между компонентами, обеспечивающие ее согласованное функционирование;
— она должна быть всеохватывающей, учитывающей все объекты и составляющие их компоненты защиты, все обстоятельства и факторы, влияющие на безопасность информации, и все виды, методы и средства защиты;
— она должна быть достаточной для решения поставленных задач и надежной во всех элементах защиты, т. е. базироваться на принципе гарантированного результата;
— она должна быть «вмонтированной» в технологические схемы сбора, хранения, обработки, передачи и использования информации;
— она должна быть компонентно, логически, технологически и экономически обоснованной;
— она должна быть реализуемой, обеспеченной всеми необходимыми ресурсами;
— она должна быть простой и удобной в эксплуатации и управлении, а также в использовании законными потребителями;
— она должна быть непрерывной;
— она должна быть достаточно гибкой, способной к целенаправленному приспособлению при изменении компонентов ее составных частей, технологии обработки информации, условий защиты.
Таким образом, обеспечение безопасности информации — непрерывный процесс, который заключается в контроле защищенности, выявлении узких мест в системе защиты, обосновании и реализации наиболее рациональных путей совершенствования и развития системы защиты:
— безопасность информации в системе обработки данных может быть обеспечена лишь при комплексном использовании всего арсенала имеющихся средств защиты;
— никакая система защиты не обеспечит безопасности информации без надлежащей подготовки пользователей и соблюдения ими всех правил защиты;
— никакую систему защиты нельзя считать абсолютно надежной, т. к. всегда может найтись злоумышленник, который найдет лазейку для доступа к информации.
Данные требования и пути совершенствования являются основными, вне зависимости от типа организации и её вида деятельности. Особенно хотелось бы обратить внимание на последнюю фразу, о том, что никакую систему нельзя считать абсолютно надежной. У руководителя организации никогда не должна быть полная уверенность, что его система защищена, ведь всегда найдется такой человек, который сможет взломать/разрушить эту систему. Не стоить забывать и про подотчетность нижестоящим органам вышестоящим, организация должна работать как одна единственная система.