Основные требования закона, соблюдение которых должно быть обеспечено участниками избирательного процесса после закрытия участка для голосования и до начала подсчета голосов
Избирательный участок должен быть закрыт в 20 часов по местному времени. При этом лица, находящиеся в помещении для голосования к моменту закрытия должны быть допущены к голосованию.
Посторонние лица, не являющиеся членами УИК с правом решающего и совещательного голоса, членами вышестоящих комиссий, сотрудниками МВД, наблюдателями, кандидатами и их доверенными лицами, доверенными лицами партий, участвующих в выборах и представителями СМИ, обязаны незамедлительно покинуть помещение, где будет проводиться подсчет голосов избирателей.
Подсчет голосов не может начаться до того, как членами УИК в присутствии наблюдателей будут погашены (отрезан правый нижний угол) неиспользованные избирательные бюллетени. Следующим шагом должно быть оглашение и занесение в итоговый протокол и в увеличенную копию протокола (вывешенную на стене) числа погашенных бюллетеней (в это число входят неиспользованные бюллетени и бюллетени, испорченные при голосовании).
По требованию члена УИК с правом совещательного голоса ему должна быть предоставлена возможность пересчитать погашенные бюллетени.
До вскрытия ящиков для голосования и начала подсчета голосов по всем страницам списка избирателей проводится подсчет следующих данных:
а) число избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования (без учета числа избирателей, которым выданы открепительные удостоверения ТИКом и УИКом, а также выбывших по другим причинам);
б) число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке);
в) число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей);
г) число открепительных удостоверений, выданных УИКом избирателям на избирательном участке;
д) число открепительных удостоверений, выданных ТИКом избирателям;
е) число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке.
Эти данные вносятся на каждую страницу списка и заверяются подписью члена УИКа с правом решающего голоса. Потом проводится суммирование этих данных по всему списку. После этого установленное число проголосовавших избирателей вносится на последнюю страницу списка избирателей.
Председатель УИК оглашает эти данные, и они тут же заносятся в соответствующие строки протокола и в увеличенную копию протокола.
По требованию члена УИК с правом совещательного голоса, ему должна быть предоставлена возможность проверить правильность подсчета по списку избирателей, а наблюдателю – ознакомиться со списком.
Эта стадия избирательного процесса завершается тем, что список избирателей убирается в сейф.
ПОДСЧЕТ ГОЛОСОВ И СОСТАВЛЕНИЕ ПРОТОКОЛОВ ОБ ИТОГАХ ГОЛОСОВАНИЯ
Это, с одной стороны – кульминация дня голосования, «момент истины», с другой – последний шанс для УИК «выправить ситуацию», если она намерена «отдать голоса» «нужным субъектам», но вброс осуществить не удалось. Кажется маловероятным, что можно посчитать бюллетени, получить одни цифры, а потом вписать в протокол совершенно другие цифры, но правда жизни такова, что с этим вполне можно столкнуться. Если говорить о порядке подсчета «в идеале», то ошибиться в процедуре невозможно: сперва вскрываются переносные ящики для голосования и пересчитывается количество бюллетеней в них, затем вскрываются стационарные ящики и бюллетени сортируются по группам в зависимости от кандидата, партии или по признаку их недействительности либо несоответствия форме, проводится итоговое заседание УИК, где рассматриваются поступившие жалобы, после подписывается протокол, с него снимаются копии, которые, предварительно их заверив, выдаются наблюдателям. Дальше еще проще – бюллетени упаковываются в мешки или коробки и первый экземпляр протоколов (их будет два: один по голосованию по одномандатным округам, второй – по партийным спискам кандидатов) уезжает в ТИК. В действительности, так благообразно все может выглядеть только внешне, тогда как в реальности не исключены серьезнейшие нарушения, заслон которым могут поставить наблюдатели, вооруженные знанием закона.
Основные требования закона, соблюдение которых должно быть обеспечено участниками избирательного процесса в ходе подсчета голосов и при составлении протоколов об итогах голосования
После завершения работы со списком начинается установление результатов голосования с подсчета бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках (на этом этапа голоса не подсчитываются, подсчитывается лишь количество бюллетеней).
Вскрытие каждого переносного ящика осуществляется не произвольно, а лишь после объявления числа избирателей, проголосовавших с его использованием.
Перед вскрытием каждого переносного ящика, публично и открыто, проверяется целостность пломб на них.
Вскрываются переносные ящики также публично и открыто.
Никто из членов УИК, подсчитывающих бюллетени, не вправе пользоваться письменными принадлежностями (кроме председателя, зам.председателя, секретаря УИК).
Параллельный подсчет бюллетеней несколькими членами УИК недопустим.
Никто не вправе препятствовать обзору наблюдателями столов, за которыми ведется подсчет бюллетеней.
Бюллетени перечитываются путем их перекладывания по одной штуке из одной стопки в другую.
Все бюллетени, обнаруженные в переносном ящике для голосования, признаются недействительными, упаковываются отдельно и опечатываются, если их число больше числа заявлений избирателей с отметкой о получении бюллетеня, о чем составляется соответствующий акт.
Результаты подсчета бюллетеней в переносных ящиках незамедлительно вносятся в итоговый протокол и увеличенную копию протокола.
Все перечисленные выше применимо к переносным ящикам справедливо и в отношении вскрытия стационарных ящиков и общих условий подсчета (отсутствие пишущих средств, возможность обзора и т.п.).
Подсчет голосов производится без перерыва до установления итогов голосования.
Сортировка бюллетеней производится открыто и гласно (каждый бюллетень демонстрируется всем присутствующим и результат голосования оглашается).
Бюллетени неустановленной формы и бюллетени, на которых отсутствуют в правом верхнем углу подписи двух членов УИК и печать УИК отделяются и их число оглашается после подсчета.
Недействительные бюллетени (нет отметки ни в одном квадрате или отметки проставлены в 2-х и более квадратах) отделяются от действительных бюллетеней и их число оглашается после подсчета.
В ходе сортировки бюллетени распределяются по кандидатам (спискам кандидатов).
После сортировки бюллетеней производится их подсчет в каждой пачке путем перекладывания их по одному так, чтобы всем присутствующим видны пометки избирателя в каждом бюллетене.
Одновременный подсчет голосов несколькими членами УИК не допускается.
Членам УИК с правом совещательного голоса предоставляется возможность пересчитать бюллетени в каждой пачке.
Число действительных бюллетеней и число бюллетеней установленной формы, содержавшихся в стационарных ящиках для голосования, оглашается.
Полученные данные вносятся в итоговый протокол и увеличенную копию протокола.
Проводится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в итоговый протокол (например, в ящиках не должно оказаться больше бюллетеней, чем их было фактически выдано).
Если после проверки контрольных соотношений необходимо заново пересчитать бюллетени, то новые данные заносятся в новый бланк протокола (исправления в протоколе не допускаются).
После подсчета голосов бюллетени упаковываются в отдельные пачки по отдельным кандидатам (спискам кандидатов), за которых поданы голоса в этих бюллетенях, а также отдельно недействительные и погашенные бюллетени.
В обязательном порядке перед подписанием итогового протокола проводится заседание УИК, где рассматриваются заявления о нарушениях при голосовании и подсчете голосов.
Итоговый протокол изготавливается в 2-х экземплярах, подписывается всеми присутствующими членами УИК с правом решающего голоса (протокол считается действительным, если его подписало большинство от установленного числа членов УИК с правом решающего голоса).
Итоговый протокол не может заполняться карандашом.
К первому экземпляру протокола прилагаются все поступившие заявления о нарушениях при голосовании и подсчете голосов.
Если к протоколу прилагается “особое мнение” отдельных членов УИК с правом решающего голоса, то в нем делается соответствующая запись.
Немедленно после подписания протокола, УИК выдает его копию наблюдателю по требованию последнего, с выполненной на нем председателем (зам.председателя, секретарем) записью “Верно”, его подписью, указанием на дату и время (часы и минуты) и проставленной печатью УИК.
Первый экземпляр протокола направляется в ТИК.
Всем присутствовавшим представляется для ознакомления второй экземпляр протокола, его заверенная копия вывешивается для всеобщего ознакомления.
ЗАВЕРШАЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ
Наблюдателю необходимо:
1. ознакомиться с федеральным законом «Об основных гарантия избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Кодексом Республики Башкортостан «О выборах», а также с настоящей Памяткой и иными документами, полученными в ходе обучения;
2. получить направление в штабе;
3. знать адрес помещения УИК в которую он направлен и местонахождение помещения для голосования.