Хранение доказательств

Для фиксации факта доставки и хранения доказательств в помещении страховой компании нужно завести Журнал учета и хранения доказательств по страховым событиям.

В Журнале должны быть отмечены: дата и время поступления доказательств, наименования доказательств, по какому страховому событию они проходят, их описание, упаковка. Это обеспечит защиту от нападок адвокатов, которые часто утверждают, что в помещении страховой компании те или иные предметы, изъятые страховщиком, не хранились надлежащим образом, поэтому могли получить дополнительные повреждения, деформации и др. Поэтому необходимо обеспечить ограниченный допуск к доказательствам и их защиту от случайной утери или повреждения.

Все изъятые предметы и объекты должны быть упакованы и снабжены ярлыками. Доказательства и важные документы по страховым событиям должны храниться в сейфе, в шкафу или комнате, запираемой на ключ.

По одному из уголовных дел, возбужденному в 2005 году по факту деятельности организованной преступной группы страховых мошенников, были установлены случаи хищения в страховой компании и уничтожения мошенниками старых материалов выплатных дел с фальшивыми документами.

Подлинники документов, кроме случаев их передачи по требованию суда, следователя или эксперта должны храниться в страховой компании. При этом со всех документов обязательно снимаются копии, а вещественные доказательства фотографируются с применением измерительной фотосъемки, а снимки подписываются.

Направление материалов на экспертизу и исследование

Эксперты часто в своих заключениях отражают, в каком виде поступили материалы для проведения исследования. Если в заключении эксперта будет указано, что материалы поступили в неупакованном виде, это даст возможность адвокатам страхователя признать такие доказательства недопустимыми.

Перед направлением материалов на экспертизу, следует проверить их упаковку, скрепить упаковку печатью страховщика. При вызове эксперта для осмотра и исследования крупных объектов (например, частей транспортных средств) следует позаботиться, чтобы данные доказательства, особенно находящиеся на открытом воздухе были накрыты брезентом или полиэтиленом, доступ к ним посторонних лиц должен быть ограничен.

Направлять материалы на экспертизу и исследование следует с курьером – работником страховой компании. При проведении экспертного исследования по заявке страховщика вне рамок судебного заседания доказательства следует передавать эксперту под роспись в Акте приема передачи материалов для проведения экспертного исследования. Это позволит проконтролировать вопрос о сохранности доказательств в данном экспертном учреждении.

Оформление действий по сбору доказательств внутренними документами страховщика

Для более полного процессуального закрепления факта и результатов расследования обстоятельств страхового события, следует вести внутреннюю документацию. Дадим ряд рекомендаций.

Создание комиссии по проведению расследования сложного страхового события (комиссии по проведению осмотра и пр.) можно оформить Приказом по подразделению.

Обнаружение сотрудником страховой компании признаков мошенничества и другой значимой информации, а также свое участие в сборе доказательств и полученных результатах можно оформить Служебной запиской или Заявлением на имя руководителя подразделения или филиала.

Данные документы помогут судье (следователю, прокурору) воссоздать картину работы подразделений и должностных лиц страховой компании по обработке и фиксации доказательственной информации.

Тактические приемы опроса страхователей (потерпевших)

Получение правдивой информации об обстоятельствах страхового события одна из главных задач страховщика, от решения которой зависит принятие решения о наличии признаков страхового случая и оснований для производства страховой выплаты.

Одним из источников данной информации является объяснения страхователя (потерпевшего) по обстоятельствам произошедшего события. В основном эти объяснения ограничиваются краткой фабулой в заявлении на выплату страхового возмещения, информации в извещении о ДТП, а также формулировкой в процессуальных документах: протоколе, постановлении, определении, справке.

Однако подобной информации часто не хватает, для того, чтобы понять было ли событие на самом деле, каковы особенности протекания этого события во времени, какие действия предпринимал страхователь (потерпевший) и другие лица во время события, детали происходящего. В случаях, когда событие имеет признаки страхового обмана, получение дополнительной информации в ходе опроса является просто необходимым.

Для получения информации о страховом событии следует провести опрос страхователя (потерпевшего) с фиксацией его показаний.

Подготовка к опросу

Для успешного проведения опроса нужно лучше к нему подготовиться. Есть несколько рекомендаций по этому поводу.

1. Нужно запланировать время опроса

Время опроса должно быть выбрано с таким расчетом, чтобы, во-первых, никто не мешал ходу опроса, а во-вторых, чтобы можно было по максимуму использовать тактические приемы опроса.

Очевидно, что вечером, к концу рабочего дня человек устает, ему трудно сосредоточится, он пропускает детали и не видит скрытых психологических приемов получения правдивой информации. Кроме того, в ходе «вечерних опросов» нередко возникает желание раз и навсегда закончить разговор, поставить точку в неприятном общении, сказать правду и спокойно пойти домой.

Наоборот, некоторые чувствительные личности, которым есть что скрывать, получив вечером информацию о необходимости утром придти в страховую компанию для дачи пояснений по страховому событию, не спят всю ночь. Они переживают по поводу происходящего, обдумывают варианты развития событий, вопросы-ответы, возможные негативные последствия. В итоге, утром они приходят в совершенно «разбитом» состоянии, с испугом реагируют на представленные доказательства и нередко сознаются в содеянном, чтобы психологически избавится от внутреннего напряжения, связанного с ложью.

2. Нужно подготовить место опроса

Человек всегда изучает детали обстановки, находясь в незнакомом месте. Так, страхователь (потерпевший) который пришел в кабинет юриста, обращает внимание на все предметы в этом кабинете, их расположение, предназначение, особенности.

Поэтому, перед опросом лица, который подозревается в совершении страхового мошенничества, следует «поработать» над обстановкой в кабинете. Разложенные на видном месте книги «Уголовный кодекс», «Судебные экспертизы», «Экономические преступления» и тому подобное могут создать у страхователя (потерпевшего) впечатление о том, что они имеют непосредственное отношение к его делу и «расшатать» его уверенную, заранее заготовленную позицию. В такой ситуации будет проще «поймать» опрашиваемого на лжи.

Наличие на столе юриста толстой папки с документами, на которой будет указана фамилия страхователя (потерпевшего) может быть расценено как совокупность доказательств его вины или объем проведенного в отношении него расследования. Это также может привести к деморализации оппонента по опросу.

3. Нужно подготовить материалы и документы, предъявляемые в ходе опроса

Никогда нельзя начинать опрос лица, подозреваемого в совершении страхового обмана без наличия других доказательств. Только весьма слабые и психологически неустойчивые личности могут не выдержать натиск опроса и во всем признаться сразу, но это скорее исключение из общего правила.

Большинство осознает, что они находятся в страховой компании – частном, коммерческом учреждении, и если нет доказательств, то можно «поиграть», тем более что речь идет о крупных деньгах. Поэтому, следует заранее опросить других лиц, провести необходимые исследования, получить дополнительные документы и материалы. Указанные доказательства должны быть «под рукой», чтобы можно было их использовать в ходе опроса. Рекомендуется использовать копии документов, так как нередки случаи уничтожения оригиналов документов уличающих мошенников.

4. Нужно подготовить средства аудио-видео записи опроса

Фиксация результатов опроса на бумаге на аудио-видео носители не отменяет документальной фиксации, но имеет большое значение как доказательство. Подобная запись, представленная следственным или судебным органам ярко иллюстрирует все эмоциональные подробности опроса, поведение опрашиваемого лица, паузы, проговорки, ложные высказывания.

Кроме того, применение устройств записи заставляет опрашиваемого волноваться, он понимает, что каждое его слово и движение фиксируется и его нельзя исправить, «переиграть заново».

Рекомендуется, прежде чем применять запись спросить на это разрешения опрашиваемого лица. Обычно мошенники, играющие роль невинных страхователей (потерпевших) всем свом видом показывают, что им нечего скрывать и соглашаются на запись. Однако для подстраховки, после получения согласия включите диктофон (видеокамеру) и еще раз спросите согласия на запись, чтобы ответ был четко зафиксирован.

5. Нужно подготовить тактические приемы опроса

Следует четко знать, что применение того или иного тактического приема опроса строго индивидуально, и должно рассматриваться во взаимосвязи с психологическим портретом конкретного опрашиваемого лица. Следует заранее подобрать те или иные приемы опроса, которые «подходят» для данной ситуации. Если нет уверенности в том, что вы имеете представление о человеке, с которым предстоит беседовать, лучше отложить опрос и более детально изучить личность опрашиваемого лица.

Наши рекомендации