Эволюция электронной коммерции
Тема 1. Электронная коммерция и её место в современной экономике.
Сущность электронной коммерции и её место в сетевой и традиционной экономике.
Развитие экономических отношение на основе появления электронной коммерции.
Эволюция электронной коммерции.
Понятие ЭК и отличие ЭК от ЭБ.
Субъекты и объекты электронной коммерции.
Основные отличия электронной экономики от традиционной.
Появление новой электронной экономики явилось следствием прорыва в области телекоммуникаций и систем обработки данных. Теперь, как частные лица, так и компании во всем мире связаны друг с другом по электронным каналам и это приводит к изменению принципов ведения бизнеса, к изменению основных характеристик делового бизнеса:
1. Обработка и обмен информацией стали более мощным и эффективным средством ведения бизнеса, чем перемещение физических товаров.
2 Стоимость компаний все в большей степени определяется ее нематериальными активами, как люди, идеи, технологии и стратегией объединения и использования главных информационных ресурсов компании. Главнейшим фактором в развитии новой экономики становится интеллектуальный капитал. Большие доходы приносят оригинальные идеи, технологии и модели ведения бизнеса.
7. Обычного посредника заменяет информационный посредник (инфопосредник). С ростом объемов информации, появляется необходимость в таких инфопосредниках, способных переработать этот поток данных в полезную информацию.
3. Интерактивность становится важнейшим фактором успеха, и она ведет к существенным изменениям в ведении бизнеса. Преимущества в бизнесе получают те, кто может быстро реагировать на изменения на рынке и адаптироваться к новым условиям в реальном времени.
4. Расстояния исчезают. Любой человек может мгновенно связаться о своим клиентом в любой точке планеты. Теперь весь мир становится потенциальным клиентом. Перед бизнесом открываются огромные возможности.
6. Увеличивается рыночная стоимость. Она изменяется экспоненциально с ростом доли на рынке. Для продуктов, которые помогают создать типовой стандарт, сетевой эффект еще более заметен. Чем в большем количестве он используется, тем более важным он становится. В этом есть коренное отличие от обычной экономики, в которой ценность продукта тем выше, чем больше его дефицитность.
7. С появлением сети появляются новые возможности для всех субъектов экономики. Теперь для сравнения цен на товары и услуги достаточно зайти в сеть, и, не выходя из офиса получить необходимую информацию и подобрать наиболее привлекательное предложение.
8. Информационная составляющая товара или услуги становится все большей частью их стоимости, а информацию легче персонифицировать, чем товар. Поэтому для производителей становится все проще персонифицировать товар так, чтобы он наиболее полно удовлетворял потребностям конкретного клиента.
9. Сокращается расстояние между желанием купить товар и самой покупкой.
Интернет — всего лишь инструмент организации единого информационного пространства, однако именно он позволил выйти на новый виток развития бизнеса. С одной стороны, Интернет предоставил производителям доступ к максимальной аудитории потребителей со всеми их разнообразными предпочтениями, а с другой — дал клиентам возможность с помощью электронных интерфейсов самим вводить свои заказы в отлаженную систему управления производством.
Определимся, что будем понимать под понятием электронный бизнес и электронная коммерция.
Эволюция электронной коммерции
В эволюции электронной коммерции можно выделить 4 фазы развития:
Первая фаза - коммуникации.
Эта фаза характеризуется возникновением таких сервисов как:
FTP - File Transfer Protocol (Протокол передачи файлов), который позволяет передавать и получать файлы. Этот сервис остается одним и основных способов распространения бесплатных программ и различных дополнений и исправлений к коммерческим версиям программ;
Gopher - система вложенных меню, которая была прообразом Всемирной паутины. В настоящее время эта система постепенно отмирает;
Новости
В результате на первой фазе появилась возможность передачи/получения файлов и налаживания коммуникаций в среде академических и компьютерных энтузиастов.
Вторую фазу можно назвать "односторонний маркетинг".
Она характеризуется возникновением системы "Mosaic" - прообраз Всемирной паутины, который служил для распространения рыночной информации и обеспечивал клиентов базисными услугами.
Третья фаза характеризуется возникновением системы Всемирной паутины - WWW-World Wide Web.
Технология WWW была разработана Европейской лабораторией физики элементарных частиц. В основу этой системы положено понятие гипертекста, т.е. множества отдельных текстов , которые имеют ссылки друг на друга . Эти тексты также называются документами, статьями или страницами. Слова, находящиеся в одном документе, как бы "привязаны " к другим документам. Для работы со всемирной паутиной используется специальный протокол HTTP - Hyper Text Transter Protocol (Протокол передачи гипертекста).
В результате создания WWW стало возможным взаимодействие клиентов, осуществление базисных коммуникаций между компаниями, осуществление простых трансакций.
Сейчас мы находимся вчетвертой фазе развития, которая характеризуется трансформацией бизнес-процессов и, благодаря применению новых Интернет технологий, возникновением новых направлений бизнеса.
Электронная коммерция на основе внедрения новых Интернет технологий позволяет оптимизировать бизнес- процесс, полностью его автоматизировать, включая поиск необходимых товаров или услуг, проведение платежей, отгрузку и доставку товаров.