Назначение ведущих сотрудников, ответственных
ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ
4.4.1 Залогом эффективной реализации и функционирования СУБП является назначение лица, ответственного за безопасность полётов, которому ответственный руководитель поручает функции повседневного управления СУБП. Руководитель, ответственный за безопасность полетов – это ответственное лицо и координатор разработки и поддержания эффективного функционирования СУБП. Руководитель, ответственный за безопасность полетов, также консультирует ответственного руководителя и линейных руководителей по вопросам управления безопасностью полетов и отвечает за координацию вопросов безопасности полетов внутри организации и обмен информацией о них, а также, в соответствующих случаях, за взаимодействие с внешними службами, подрядчиками и заинтересованными сторонами.
4.4.5 В условиях применения СУБП руководитель, ответственный за безопасность полетов, является тем лицом, которое отвечает за сбор и анализ связанных с безопасностью полетов данных о факторах опасности, а также за направление линейным руководителям связанной с безопасностью полетов информации о факторах опасности и факторах риска для безопасности полетов, связанных с последствиями факторов опасности..
4.4.6 Распространение информации в области безопасности полетов о факторах риска для безопасности полетов, связанных с последствиями факторов опасности, является только первым шагом в осуществлении процесса управления факторами риска для безопасности полетов. Линейные руководители, получив такую информацию должны предпринимать соответствующие действия. Разрешение проблем безопасности полетов неизбежно требует ресурсов. Также должен существовать какой-то официальный организационный процесс для обеспечения непредвзятой оценки эффективности и действенности стратегии по уменьшению риска по отношению к согласованным показателям эффективности обеспечения безопасности полетов организации.
4.4.8 После выработки стратегического направления во всей организации следует целенаправленно и координировано реализовывать стратегические меры. Это является главнейшей ролью по вопросам безопасности полетов.
КООРДИНАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ
НА СЛУЧАЙ АВАРИЙНОЙ ОБСТАНОВКИ
4.5.1 В плане мероприятий на случай аварийной обстановки (ПМАО) в письменном виде указывается, какие действия необходимо предпринять после авиационного происшествия и кто отвечает за каждое конкретное мероприятие. Цель ПМАО заключается в обеспечении упорядоченного и эффективного перехода от штатных к аварийным операциям, включая делегирование чрезвычайных полномочий и обязанностей. В плане также указываются полномочия ведущих сотрудников на принятие соответствующих мер, а также координация действий по разрешению аварийной ситуации. Главная цель состоит в продолжении безопасной производственной деятельности или в возобновлении как можно скорее нормальной производственной деятельности.
4.5.2 В аэропортах должен быть разработан план на случай аварийной обстановки в аэропорту (ПАОА), поставщики обслуживания воздушного движения должны разработать планы на случай непредвиденных обстоятельств, а авиакомпании должны разработать план мероприятий на случай аварийной обстановки. Поскольку деятельность аэропортов, органов УВД и авиакомпаний взаимосвязана, вполне понятно, что эти планы должны быть совместимыми. Координация этих планов должна быть указана в руководстве по СУБП.
ДОКУМЕНТАЦИЯ СУБП
4.6.1 Отличительной особенностью СУБП является то, что вся деятельность по управлению безопасностью полетов должна быть документирована и наглядна. Отсюда следует, что документация является важнейшим элементом СУБП.
4.6.2 В документацию СУБП должны быть включены по мере необходимости все соответствующие и применяемые национальные и международные нормативные положения или на них должны быть сделаны ссылки. Она также должна содержать непосредственно относящиеся к СУБП сведения и документацию, например: ведомости учета факторов опасности, сферы ответственности, обязанностей и полномочий в части управления эксплуатационной безопасностью, а также структуру организации управления безопасностью полетов. Более того, она должна содержать четкие инструкции относительно делопроизводства, включая обработку, хранение, извлечение и защиту информации. Однако, без всякого сомнения, наиболее важным документом СУБП является руководство по СУБП (РСУБП).
4.6.3 РСУБП – это главный источник информации для всей организации о подходе организации к безопасности полетов. В нем содержатся все аспекты СУБП, включая политику, цели, правила и сферы индивидуальной ответственности в области безопасности полетов.
4.6.4 Как правило, в РСУБП отражены следующие вопросы:
a) сфера применения системы управления безопасностью полетов;
b) политика и цели в области безопасности полетов;
c) ответственность за безопасность полетов;
d) ведущие сотрудники, ответственные за безопасность полетов;
e) порядок контролирования документации;
f) координация планирования мероприятий на случай аварийной обстановки;
g) методы выявления факторов опасности и управления факторами риска;
h) обеспечение безопасности полетов;
i) мониторинг эффективности обеспечения безопасности полетов;
j) проверка состояния безопасности полетов;
k) контролирование осуществления изменений;
l) популяризация безопасности полетов;
m) подрядные работы.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ СУБП
4.7.1 План реализации СУБП определяет подход организации к управлению безопасностью полетов. Как таковой, это реалистичная стратегия реализации СУБП, которая отвечает целям организации в области безопасности полетов и в то же время обеспечивает эффективное и действенное предоставление услуг. В нем излагается, каким образом организация будет обеспечивать достижение своих корпоративных целей в области безопасности полетов и как она будет соблюдать новые или пересмотренные требования, нормативные или иные положения в области безопасности полетов. Как правило, важнейшие элементы плана будут включены в бизнес-план организации. План реализации СУБП, который может состоять из нескольких отдельных документов, содержит подробное описание действий, которые необходимо предпринимать, кто их должен предпринимать и в какие сроки.
4.7.2 В зависимости от масштаба организации и сложности ее операций, план реализации СУБП может быть разработан одним специалистом или группой планирования, в состав которой входят соответствующие специалисты с опытом работы в этой области. Группа планирования должна проводить регулярные совещания со старшим руководством для оценки хода реализации плана и соответствия выделенных ресурсов (включая время для совещаний) решаемой в настоящий момент задачи.
4.7.3 Как правило, план реализации СУБП включает следующие вопросы:
a) политику и цели в области безопасности полетов;
b) описание системы;
c) анализ пробелов;
d) компоненты СУБП;
e) задачи и обязанности в области безопасности полетов;
f) политика в отношении представления данных о факторах опасности;
g) порядок привлечения персонала;
h) измерение показателей эффективности обеспечения безопасности полетов;
i) обмен информацией о безопасности полетов;
j) подготовка в области безопасности полетов;
k) рассмотрение руководством показателей эффективности обеспечения безопасности полетов.
4.7.4 После завершения подготовки плана реализации СУБП он должен быть утвержден старшим руководством. Обычно СУБП реализуется в течение 1–4 лет. Реализация СУБП, включая поэтапный подход, рассматривается в главе 10, а рекомендации по методологии разработки плана реализации СУБП и по соответствующим срокам реализации приводятся в добавлении 2 к настоящей главе.
Глава 5
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СУБП