Источники власти лидера в организации. Классификация типов власти лидера

Основные типы власти (по Френчу и Равенну) :

· Власть поощрения основана на вере в то, что кто-то может награждать продвижением по службе, почетом, признанием, доступом к материальным и другим ресурсам. (Присуждение Думой звание почетный житель города (района), благодарность Думы, Звание человек года, Присвоение почетного знака, именная стипендия для детей, Поощрение, Льготы, Денежная премия, Внесение в книгу Почета, Размещение на доске почета). Эту власть человек получает на основании контроля над ресурсами, которые ценны для других.

· Власть принуждения проистекает из того, что кто-то может наказать — причинить боль, объявить выговор, разжаловать или отобрать привилегии. (не согласование на должность, размещение в газете (СМИ), лишение лицензии, запрещение деятельности, введение, наложение штрафа, принятие решения о депутатском расследовании, лишение льгот, финансовые ограничения).Эта форма власти также может быть описана как физическая власть, или власть превосходящей силы. Это власть, которая возникает, когда кто-то может наказать или причинить психологический или физический вред другому человеку.

· Власть определенная законом основана на Вашем положении в системе местного самоуправления. Этот тип власти по своей сути соответствует формальным полномочиям, и человек обладает такой властью на основании своего положения в иерархии любой организации.

· Власть авторитета проистекает из восприятия кого-то, в качестве лица, обладающего индивидуальными чертами, вызывающими уважение и преданность.(использование авторитета Совета в спорах, получение приоритета в коридорах власти). Это власть, которой обладают ввиду признанного мастерства в определенной области.

· Власть эксперта основана на убежденности в том, что кто-то обладает какими-то специальными знаниями, навыками или опытом. (решение на основе экспертизы, работа в комиссиях, рассмотрение проектов инициативных групп, администрации) Это власть основана на таких качествах человека, которыми восхищаются другие.

· Власть информациипроистекает из уверенности в том, что кто-то обладает информацией, или доступом к источникам информации, которая имеет чрезвычайную важность. (информационный "кукиш" в кармане, право запроса, право доступа).

Власть связей основана на вере в то, что Вы в качестве депутата имеете связи с влиятельными и важными людьми с:

-единомышленниками

-с выше стоящими структурами (Государственной Думой, Министерствами)

-с другими городами и городами-соседями

-с ключевыми фигурами в своей среде

Власть катализатора, которая происходит из способности комбинировать два или

больше источников своего влияния, каждый из которых не является достаточным для достижения результата. (устранение бюрократических барьеров; упрощение процедур; фиксированное время приема населения депутатами.)

13. Лидерство и власть в государственно-управленческой деятельности.

Практика показывает, что ни один фактор не обеспечивает большую выгоду и пользу для организации, чем эффективное лидерство.

Слово лидер происходит от английского lead (вести). Значит, лидер - это ведущий, идущий впереди. Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство.

Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнить с собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации - это не одно и тоже. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический тип отношений управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействии в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимодействия его участников. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных.

Так, если взять в качестве примера руководителя государственного органа, то по должности он является менеджером. Должность открывает ему дорогу к лидерству. Процесс влияния на людей с позиции занимаемой в организации должности называется формальным лидерством. Однако в своем влиянии на людей руководитель не может полагаться только на занимаемую должность. Наглядно это становится очевидным, когда выясняется, что один из его замов, имеющий меньше формальной власти, пользуется большим успехом в управлении в стрессовых и конфликтных ситуациях или при решении жизненно важных для предприятия проблем. Этот заместитель пользуется поддержкой, доверием, уважением, а может быть, и любовью коллектива за свою компетентность, рассудительность и хорошее отношение к людям.

Во всем многообразии определений государственной власти можно условно выделить две группы определений. Авторы одной группы сводят сущность власти к отношению господства людей над людьми, или к отношению подчинения всех членов общества воле одного либо узкой группе лиц. Так понимали государственную власть классики политической науки: итальянский ученый эпохи Возрождения Н. Макиавелли, английский философ Д. Гоббс, немецкие теоретики философ и экономист К. Маркс и социолог М. Вебер. В трактовке последнего политическая (государственная) власть есть господство, базирующееся на легитимном (внутренне оправданном) насилии.

Другое определение государственной власти прослеживается в современной политический науке. Его авторы, не отрицая связи власти с легитимным принуждением, подчеркивают, что принуждение тем не менее не исчерпывает сущность власти, и акцентируют ее управленческий аспект. Так, известный американский социолог и политолог Т. Парсонс в одном из своих определений рассматривает политическую власть как “способность общества мобилизовать свои ресурсы ради поставленных целей». Акцент на управленческом аспекте государственной власти прослеживается в определениях власти, формулируемых учеными-юристами. Например, авторы учебника по административному праву Российской Федерации характеризуют власть как “специфическое средство, обеспечивающее подчинение воли управляемых воле управляющих”. В государственно-правовом выражении — это “юридически властные полномочия”.

Из приведенных определений выявляется образ государственной власти не только как способности и возможности доминирующего воздействия управляющего субъекта (государственных органов) на управляемых, но и как действенный фактор и средство организации и волевого регулирования совместной деятельности людей, как реальная мощная сила, воплощенная в системе государственных органов, олицетворяющих власть, сила, обеспечивающая отношение подчинения — важнейший компонент управления. Сказанное и дает основание рассматривать власть главным орудием государственного управления. Главным потому, что управляющее воздействие и управленческое отношение не сводится к властно-волевым, к реализации юридически властных полномочий. Вместе с тем было бы ошибочно понимать государственную власть лишь в качестве средства, обеспечивающего подчинение управляемых управляемым. Через отношение подчинения власть реализует функции управления: организации, контроля и др.

Двуединая сущность государственной власти, сочетающая отношения “господство — подчинение” и “управляющий — управляемый”, служит источником односторонних толкований ее взаимосвязи с управленческой деятельностью государственного субъекта.

В чем конкретно заключается роль власти в государственном управлении? Кратко сказать, власть — та реальная сила, в том числе материальная, которая обеспечивает принятие и претворение в жизнь государственных решений. В действиях власти реализуются общая воля и общий интерес основных социальных групп или большинства населения.

Осуществление властью своих функций — принятия законов, поддержания порядка в обществе и контроля за конфликтами — составляет условие и важнейший аспект государственного управления. Без способности правящего субъекта мобилизовать свои ресурсы ради поставленной цели (функция власти) невозможно добиться исполнения любых программных проектов. Без сохранения властью данной общественной системы, что необходимо для нормального ее функционирования, бессмысленно говорить о переводе системы в новое состояние, соответствующее заданной субъектом управления цели. Действие последнего базируется на действии власти и является его продолжением.

Взаимопроникновение функций власти и управления порождает почву для проявления тенденций поглощения властью управленческих функций и придания управленческим отношениям всецело отношений типа господства-подчинения. Предотвращению этой тенденции способствует размежевание как функций власти и управления, так и соответствующих им аппаратов (институтов).

Итак, управление предлагает использование власти: права принимать решения, отдавать распоряжения и заставлять их выполнять, добиваться ответственности управляемых за исполнение путем применения санкций (наказания или одобрения).

Наши рекомендации