Назначение и технические возможности пультов радиста, командира, офицеров Р-142Н, Р-145БМ
ФГБОУ ВПО «ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (НПИ)
Имени М.И. ПЛАТОВА»
ФАКУЛЬТЕТ ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Кафедра войск связи, тактики и общевоенных дисциплин
ТЕКСТ ЛЕКЦИИ
по дисциплине техническая подготовка
(для специальностей— ВУС-420 код 414)
Тема №8:Устройство и эксплуатация техники связи.
Занятие №31-32: Назначение и технические возможности пультов радиста, командира, офицеров Р-142Н, Р-145БМ. Порядок работы с пультов при ведении внутренней связи и управлении радиостанциями, технические возможности пультов по предотвращению передачи в эфир переговоров между членами экипажа.
Новочеркасск 2014 г.
Лекция
Тема №8.«Устройство и эксплуатация техники связи».
Занятие №31-32. «Назначение и технические возможности пультов радиста, командира, офицеров Р-142Н, Р-145БМ. Порядок работы с пультов при ведении внутренней связи и управлении радиостанциями, технические возможности пультов по предотвращению передачи в эфир переговоров между членами экипажа».
Учебные, методические, развивающие и воспитательные цели:
1. Ознакомить студентов с устройством техники связи.
2. Изучить Р-142Н, Р-145БМ.
3. Воспитывать у обучаемых трудолюбие, внимательность, чувство
ответственности в достижении учебных целей.
Время:2 часа
План занятия:
№ п/п | Содержание занятия | Время, мин. |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ | ||
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | ||
1. Назначение и технические возможности пультов радиста, командира, офицеров Р-142Н, Р-145БМ. | ||
2. Порядок работы с пультов при ведении внутренней связи и управлении радиостанциями, технические возможности пультов по предотвращению передачи в эфир переговоров между членами экипажа. | ||
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ |
Материально-техническое обеспечение:
1. Плакаты.
2. Слайды.
3. Мультимедийный проектор.
4. Р-142Н, Р-145БМ
Литература:
8.Учебник сержанта войск связи. Учебник. М.: Воениздат, 2004г. стр. 195-201
9.Командно-штабные машины ФВО. Военная кафедра связи. ЮРГТУ(НПИ) 2001г. (Учебное пособие). стр. 21-23, 32-37
Методические рекомендации преподавателю по проведению занятия
Вводная часть
Принять доклад дежурного по взводу.
Проверить наличие личного состава.
Объявить название темы и занятия, учебные вопросы и цели, пути их достижения, высветит соответствующий электронный слайд. Указать взаимосвязь предлагаемого учебного материала с другими дисциплинами и актуальность изучаемых вопросов в свете предстоящей военно-профессиональной деятельности.
Основная часть
Особое внимание уделить следующим понятиям и определениям, которые необходимо дать под запись и проиллюстрировать соответствующими слайдами (см. перечень слайдов):
· Технические возможности Р-142Н, Р-145БМ.
· Порядок работы с пультов при ведении внутренней связи
При комментарии содержания слайда целесообразно дать четкое определение существа вопроса, а затем обосновать его.
Работу студентов периодически контролировать, обходить аудиторию, проверять ведение конспектов, оценивать усвоение материала опросом 2 – 3 человек.
По окончании изложения материала подвести краткий итог учебному вопросу.
Контрольные вопросы:
1. Назначение и технические возможности пультов радиста, командира, офицеров Р-142Н, Р-145БМ.
2. Порядок работы с пультов при ведении внутренней связи и управлении радиостанциями, технические возможности пультов по предотвращению передачи в эфир переговоров между членами экипажа.
Заключительная часть
Напомнить тему, учебные цели и степень их достижения. Объявить оценки за ответы студентов на вопросы. Дать задания на самостоятельную работу, высветить соответствующий слайд рекомендованной литературы для самостоятельной работы. При этом целесообразно дать предельно краткую аннотацию.
Ответить на вопросы студентов, для чего оставить 2 – 3 мин. При ответах на вопросы лучше не повторять дословно положений, о которых уже говорилось в ходе лекции, а дать им дополнительные доказательства и обоснования или в зависимости от характера вопроса сообщить новый материал.
Подать команду об окончании занятия.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Назначение и технические возможности пультов радиста, командира, офицеров Р-142Н, Р-145БМ.
Пульт радиста (рис. 1) имеет два рабочих места Р1 и Р2 и обеспечивает с каждого из них:
ТФ радиосвязь через любую из четырех радиостанций в режиме "А";
сигнализацию занятости радиостанций;
служебную связь по двухпроводным линиям Л1, Л2 с абонентами ВТА;
кратковременную и длительную избирательную внутреннюю связь с абонентами ПК, ПО, между Р1 и Р2;
регулирование громкости принимаемого сигнала;
подключение Л2 в режиме "А" к любой из четырех радиостанций.
Рис.1. Пульт радиста
Кроме того с рабочего места Р1 обеспечивается:
ТФ радиосвязь через любую из четырех радиостанций в режиме "Б";
подключение абонентов ПК и Л1 к аппаратуре Т-219М;
включение и выключение цепей блокировки.
На передней панели пульта радиста размещены следующие органы управления:
переключатели КАНАЛЫ Р1, (КАНАЛЫ Р2) - для подключения микротелефонных гарнитур рабочих мест Р1 (Р2) к радиостанциям КШМ и линиям ВТА;
переключатель КАНАЛЫ СА - для подключения специальной аппаратуры к радиостанциям КШМ;
потенциометры ГРОМКОСТЬ - для регулировки громкости принимаемых сигналов в головных телефонах Р1 (Р2);
переключатель ЛИНИЯ 2- для подключения абонента Л2 к радиостанциям КШМ;
кнопки ВЫЗОВ - для посылки индукторного вызова в линию;
индикаторная лампа ВЫЗОВ - для индикации вызова абонента линии Л1 (Л2);
индикаторная лампа РАБ. - для сигнализации о работе абонента линии Л1 (Л2) по выбранной радиостанции;
индикаторные лампы ЗАНЯТОСТЬ РС 1, 2, 3, 4 - для сигнализации о занятости радиостанций КШМ;
индикаторная лампа ВКЛ - для сигнализации о включении питания пульта радиста;
индикаторная лампа СА - для сигнализации о работе специальной аппаратуры;
тумблеры К1, К2, Р1, Л1 - для подключения пультов командира ПК1, ПК2, пульта радиста Р1 и абонента Л1 к специальной аппаратуре для работы в режиме "Б";
тумблер БЛОКИРОВКА - для исключения работы радиостанций на передачу в режиме "А", при работе одной из них в режиме "Б";
тумблер ПИТАНИЕ - для включения питания пульта радиста;
кнопки К1, К2, 01, - для посылки вызова на пульты ПК1, ПК2, ПО с рабочих мест Р1 и Р2.
Пульты командира №1 и №2 (рис. 2). Они обеспечивают:
Рис.2. Пульт командира
ТФ радиосвязь по любой из четырех радиостанций в режимах "А" и "Б";
сигнализацию занятости радиостанции, готовности аппаратуры Т-219М к радиосвязи, вызова абонента, включения блокировки;
циркулярную и избирательную связь со всеми членами экипажа;
прием информации на выносной громкоговоритель в режиме "А" и регулировку громкости принимаемого сигнала;
отключение цепи управления радиостанцией в режиме "А", если один из членов экипажа работает в режиме "Б".
На пульте командира размещены следующие органы управления:
переключатель КАНАЛЫ - для подключения микротелефонной гарнитуры пульта к радиостанциям КШМ и СА;
индикаторные лампы ЗАНЯТОСТЬ РС 1, 2, 3, 4 - для сигнализации о занятости радиостанций;
индикаторная лампа ВКЛ - для сигнализации о включении питания пульта командира;
индикаторная лампа ВЫЗОВ - для сигнализации о поступлении вызова;
потенциометр ГРОМКОСТЬ - для регулировки громкости принимаемых сигналов в головных телефонах;
индикаторная лампа БЛОКИРОВКА - для сигнализации о занятости специальной аппаратуры другими рабочими местами КШМ;
индикаторная лампа СА - для сигнализации о подключении специальной аппаратуры к ПК;
кнопки К1, К2, О, Р1, Р2, В – для посылки вызова на другие рабочие места при ведении служебной связи.
Пульт офицера (рис. 3) обеспечивает:
ТФ радиосвязь через любую из четырех радиостанций в режиме "А";
Рис 3. Пульт офицера
сигнализацию занятости радиостанций, вызова абонента ПО, включения блокировки;
циркулярную и избирательную связь со всеми членами экипажа;
прием информации на выносной громкоговоритель в режиме "А" и регулировку громкости принимаемого сигнала;
отключение цепи управления радиостанциями, если один из членов экипажа работает в режиме "Б".
Порядок работы с пультов при ведении внутренней связи и управлении радиостанциями, технические возможности пультов по предотвращению передачи в эфир переговоров между членами экипажа.
Для ведения кратковременной избирательной служебной связи (рис. 4) необходимо на соответствующем пульте нажать и держать нажатой в течение переговоров кнопку ВНУТРЕННЯЯ СВЯЗЬ вызываемого абонента, например:
К1 – вызов рабочего места командира № 1;
К2 - вызов рабочего места командира № 2;
01 и 02 – вызов рабочих мест офицеров;
Рис. 4. Обеспечение кратковременной внутренней служебной связи
Р1 – вызов рабочего места радиста № 1;
Р2 – вызов рабочего места радиста № 2;
В – вызов рабочего места водителя.
Рис. 5. Обеспечение долговременной внутренней служебной связи
Внутренняя циркулярная служебная связь
Циркулярная служебная связь возможна с пультов ПК1, ПК2 и ПО.
Для передачи сообщений циркулярно всем членам экипажа необходимо перевести тангенту нагрудного переключателя рабочего места ПК1 (ПК2, ПО) в положение ВЫЗОВ. При этом цепи приема и передачи всех членов экипажа подключаются к цепям внутренней связи.
Если на всех пультах переключатель КАНАЛЫ установить в положение ВС, то возможны переговоры между всеми членами экипажа КШМ.
Обеспечение служебной вязи с абонентами на линии
К КШМ подключаются две линии дистанционного управления Л1 и Л2. Служебная связь с абонентами по линиям дистанционного управления Л1 и Л2 возможна только с рабочих мест Р1, Р2 пульта радиста. Для ведения служебных переговоров с Р1 (Р2), необходимо органы управления на ПР установить в следующие положения:
переключатель КАНАЛЫ Р1 (Р2) - Л1 (Л2);
переключатель КАНАЛЫ СА - ВЫКЛ;
тумблер Л1 - ВЫКЛ;
переключатель ЛИНИЯ 2 - ВЫКЛ;
кнопку ВЫЗОВ - НАЖАТЬ.
После ответа абонента линии Л1 (Л2) переговоры вести, используя МТГ рабочего места. При приеме вызова с линии Л1 (Л2), на ПР звенит звонок и светится лампочка ВЫЗОВ.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Напомнить тему, учебные цели и степень их достижения. Объявить оценки за ответы студентов на вопросы. Дать задания на самостоятельную работу, высветить соответствующий слайд рекомендованной литературы для самостоятельной работы. При этом целесообразно дать предельно краткую аннотацию.
Ответить на вопросы студентов, для чего оставить 2 – 3 мин. При ответах на вопросы лучше не повторять дословно положений, о которых уже говорилось в ходе лекции, а дать им дополнительные доказательства и обоснования или в зависимости от характера вопроса сообщить новый материал.
Подать команду об окончании занятия.
Задание на самостоятельную работу:
1. Выучить материал изложенный в сегодняшней лекции.
2. Быть готовыми к следующему занятию краткому опросу по пройденному материалу
Старший преподаватель военной кафедры войск связи, тактики и общевоенных дисциплин
подполковник запаса Саламахин И. И.