Механизмы взаимовосприятия: стереотипизация, идентификация, эмпатия, рефлексия, каузальная атрибуция
Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания:
- с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет богатство представление о другом.
- а с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек, тем более полно становится представление о себе.
В ходе познания другого человека, одновременно осуществляется и эмоциональная оценка другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение стратегий своего собственного поведения.
Анализ осознания себя через другого включает две стороны:
1) идентификационная – это отождествление себя с другим
2) рефлексия – это осознание действующим индивида того как он воспринимает партнёрам по общению.
1) Термин "идентификация" имеет несколько значений в социальной психологии. В проблематике общения идентификация - это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления. Свое восприятие и понимание другого человек, как правило, строит на базе своего собственного жизненного опыта, в основе которого лежит механизм идентификации (от лат. identificare – отождествлять), или приравнивания, уподобления людей друг другу.
Человек испытывает симпатии к другому, сочувствует ему, если он способен почувствовать или представить себя на его месте, если для него понятна, близка и приемлема точка зрения и позиция того человека, с которым он общается.
Иными словами, внутренней основой и предпосылкой взаимного понимания людьми друг друга оказывается механизм их психологической идентификации, или взаимного уподобления.
Существует две модели идентификации:
1. идентификация начинается с уподоблением объекта субъекту (другого себе) и завершается уподоблением субъекта объекту (себя другому).
2. идентификация начинается с первоначального уподобления субъекта объекту (себя другому) к последующему сведению объекта к субъекту (другого себе).
2) Рефлексия (англ. reflection) – мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношений с и к другим (ими), своих задач, назначения и т.д. с помощью разума, логики, слова и осознание того, как я в действительности воспринимаюсь и оцениваюсь другим. [4; стр. 469] Формирование рефлексии начинается в младшем школьном возрасте, а у подростков становится основным фактором (механизмом) регуляции поведения и личностного саморазвития. [4; стр. 470]
В проблеме взаимопонимания друг друга рефлексия - это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе взаимного отражения участников общения рефлексия является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию и стратегии поведения субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга.
Признаками развитой рефлексии выступают: осознавание особенностей своей личности, независимость от прошлого, ориентация в настоящем и будущем, способность самостоятельно изменить неблагоприятный ход событий, выйти из затруднительной ситуации, активно вмешаться в то, что происходит.
Каузальная атрибуция (от лат. causa — причина и attribuo — придаю, наделяю) — интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей.
Изучение каузальной атрибуции исходит из следующих положений:
1) люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением внешне наблюдаемых сведений, но стремятся к выяснению причин поведения и выводам, касающимся соответствующих личностных качеств субъекта;
2) поскольку информация о человеке, получаемая в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель находит вероятные причины поведения и черты, личности и приписывает их наблюдаемому субъекту;
3) эта причинная интерпретация существенно влияет на поведение наблюдателя.
Наиболее существенные результаты экспериментального исследования каузальной атрибуции заключаются в установлении:
1) систематических различий в объяснении человеком своего поведения и поведения других людей;
2) отклонений процесса каузальной атрибуции от логических норм под действием субъективных (мотивационных и информационных) факторов;
3) стимулирующего воздействия, оказываемого на мотивацию и деятельность человека объяснением неудачных результатов этой деятельности внешними факторами, а успешных — внутренними.
Виды (типы)атрибуций:
В атрибутивных характеристиках присутствует выражение различных ценностей. Исходя из аксиологических (ценностных) критериев можно выделить три разновидности атрибутивных характеристик: положительные (позитивные) атрибутивные характеристики, отрицательные (негативные) атрибутивные характеристики и смешанные или амбивалентные (позитивно-негативные) атрибутивные характеристики. Положительными считаются такие атрибутивные характеристики, которые в данной этнокультурной среде считаются положительными, одобряемыми, желательными. Тем самым его личности приписывается высокая ценность, которую он объективно может иметь, а может не иметь. Отрицательными считаются такие атрибутивные характеристики, которые в данной этнокультурной среде считаются отрицательными, неодобряемыми, нежелательными. В зависимости от решения дилеммы о локусе причин поведения, выделяют два типа атрибуции: внутреннюю (диспозициональную) и внешнюю (ситуативную). При осуществлении внешней атрибуции, наблюдателем делается вывод о том, что поведение объекта обусловлено внешними факторами. При осуществлении же внутренней атрибуции, наблюдатель поведения социального объекта приходит к выводу, что объект действует под влиянием своих внутренних мотивов, черт личности и установок. Существует еще две важные разновидности атрибуции: гетероатрибуция и самоатрибуция (автоатрибуция). Гетероатрибуция – это атрибуция определенных черт и мотивов у других индивидов и социальных групп. Самоатрибуция – приписывание самому себе различных черт, мотивов поведения и установок.Самоатрибуция является важным механизмом формирования самосознания (Я-концепции) личности.
Явление стереотипизации наблюдается в процессе познания людьми друг друга. Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например принадлежности его к какой-то профессии. Тогда ярко выраженные профессиональные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие всякому представителю этой профессии (все учителя назидательны). Стереотипизация приводит к возникновению предубеждения и к определенному упрощению процесса познания другого человека.
Эмпатия(от греч. empatheia - сопереживание) – не имеющее рационального объяснения понимание, постижение внутреннего мира или эмоционального состояния другого человека. Является необходимым профессиональным качеством практических психологов, психотерапевтов. Эмпатия нужна для повышения продуктивности деятельности, для развития компетентности в общении, для создания более глубоких и личных отношений.
Эмпатия также может пониматься как эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого человека, отклик на чувства другого, а также как сопереживание – переживание человеком тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой, на основе полного отождествления.
Помимо эмоциональной выделяют эстетическую эмпатию – вчувствование в художественный образ, объект, вызывающий эстетическую реакцию.