Тема 3. Психофизиологический механизм восприятия и воспроизведения речи
Общие основы обучения глухих и слабослышащих детей устной речи
Тема 2. Звуковая природа устной речи
Устная речь – разновидность словесной речи, материальные средства, которые используются для выражения и различения смысла.
Звуковые средства: варьирование таких свойств звука, как принадлежность его к тонам или шумам, его высота, сила, тембр, длительность, прерывистость или непрерывность. Динамический диапазон речи. Частотный диапазон речи. Элементы фонетической системы языка: фонема, словесное ударение и интонация. Фонема (от греч. phone - звук) – наименьшая (кратчайшая) единица звукового строя языка, служит для образования и различения значимых единиц языка – морфем и слов. Характеристика акустических и артикулярных свойств фонем; изменение фонем в зависимости от комбинаторных и позиционных условий; варианты фонем, аллофоны, назначение фонем – служит материалом – для образования знаменательных единиц речи – слов, морфем. Случаи становления морфемы знаменательной единицей речи.
Механизм: образования звуков речи, и их классификация.
Акустические свойства звуков речи. Разделение фонем по механизму, образования.
Признаком каждого звука является его акустический спектр. Форматы гласных, согласных. Высокие и низкие гласные, высокие и более низкие согласные.
Фонетическая мощность разных звуков: наиболее мощные гласные (по убывающей интенсивности) - а, о, э, у, ы, и; интенсивные согласные – вибранты, сонанты, шипящие, свистящие. Различение звуков речи по длительности. Объективные свойства, позволяющие распознавать фонемы и отличать их друга в процессе восприятия речи.
Звуковые средства языка для выражения и различения смысла – принадлежность звука к тонам или шумам, его высота, сила, длительность или непрерывность.
Фонетическая структура слов и фраз.
Словесное ударение. Акустическая характеристика словесного ударения. Основная функция словесного ударения. Особенности русского словесного ударения (разноместность, подвижность).
Орфоэпия. Нормы орфоэпии. Стили произношения и интонация. Интонация – признак фонетической структуры фразы. Интонация как средство членения речи на фразы и фраз на синтагмы. Синтагмтическое ударение. Соотношение фонетических средств устной речи с графическими средствами.
Механизм образования звуков и их классификация.
Механизм образования различных гласных и согласных звуков, соответствующих основным вариантам фонем. Распределение гласных по рядам и подъемам. Основные признаки различения согласных: по наличию или отсутствию голосовых складок; по способу артикуляции; по месту артикуляции; по наличию или отсутствию дополнительного подъема передне-средней спинки языка к твердому небу.
Лексические и грамматические особенности устной речи.
Тема 3. Психофизиологический механизм восприятия и воспроизведения речи
Владение языком – необходимая предпосылка для слухового восприятия речи. Качества, которыми должен владеть адресат для восприятия речевого общения. Сущность встречной активности в ходе восприятия речи. Взаимодействие сенсорного аппарата с моторным; роль системы кинестезий в работе слухового аппарата; вероятный характер антиципации (предвосхищение, прогнозирование) поступающей речевой информации; виды речевого контакта – ситуация, личность человека, являющегося источником сообщения, совокупность выразительных движений, сопровождающих речь говорящего. Наличие в памяти слушающего речевых образов (фонем, морфем, слов с различными синтаксическими структурами) – необходима предпосылка для опознавания соответственных компонентов слышимой речи в процессе ее восприятия. Действие прямого принципа в обратной связи в процессе восприятия речи.
Роль предшествующего речевого опыта; общая внутренняя схема, возникающая при намерении высказать мысль: модель предложения, действие импульсов, поступающих из центра на периферию, серия внешних речедвижений, произнесение (говорение). Контрольный корковый аппарат произносительных актов. Акцептор действия и его роль в процессе речи.
Устное слово – основной вид словесной речи в процессе ее усвоения ребенком. Функция слухового и речедвигательного анализаторов. Развитие устной речи (ее восприятие и воспроизведение) у ребенка в первые три года жизни. Первый год жизни – подготовительный, второй и третий – быстрое накопление словаря, овладение морфологической структурой слова и синтаксисом, развитие фонематического слуха и произносительных навыков. Сформированность речи (к 3-4 годам) и ее дальнейшее развитие. Приближенный характер восприятия устной речи и произношения в первые три года жизни.
Нарушение функции слухового анализатора препятствует развитию речи ребенка. Две основные категории постепенной потери слуха – тугоухость и глухота (по Л.В. Нейману). Три степени тугоухости. Четыре степени глухоты с наличием остатков слуха. Факторы, определяющие последствия для развития устной речи ребенка с нарушенным слухом: степень потери слуха, возраст, в котором она произошла, сразу или постепенно возник слуховой дефект, условия воспитания ребенка, индивидуальные особенности (уровень интеллекта, степень активности, общительность). Возможность обучения глухих детей устной речи.
Сенсорная база (чувственная основа) у нормально слышащего ребенка для усвоения устной речи. Сенсорная база устной речи у детей с недостатком слуха; слуховой анализатор. Возможности для слухового восприятия стороны речи детьми с различными остатками слуха, пути расширения этих возможностей; типы звукоусиливающей аппаратуры, применяемой с целью максимального развития и использования слухового восприятия у детей с нарушенным слухом. Самоконтроль над произношением на основе остаточного слуха.
Зрительный анализатор. Возможность зрительного восприятия устной речи. Зрительное восприятие посредством чтения с губ звуков речи, словесного ударения, интонации. Типы аппаратуры для визуального отображения устной речи. Самоконтроль над произношением с помощью зрения.
Кожный анализатор. Его возможности восприятия устной речи. Возможности кожного анализатора для самоконтроля над произношением. Применение специальной электронно-акустической аппаратуры для более полного тактильно-вибрационного восприятия устной речи.
Двигательный анализатор. Роль двигательного анализатора для восприятия и воспроизведения речевых движений. Речевые кинестезии, их роль в обеспечении естественного текущего контроля над произношением. Комплексное использование сохранных анализаторов.
Чтение с губ как способ восприятия устной речи при нарушенном слухе. Роль встречной активности в переработке поступающей информации.
Основные компоненты механизма чтения с губ: зрительное восприятие речевых движений, опирающихся на оживление в памяти соответственных зрительных образов; отраженное повторение этих движений и связанное с ними оживление в памяти соответственных кинестетических образов; прогнозирование и переработка поступающей информации (с учетом речевого и встречного контекста), осмысление содержания информации. Особенности механизма чтения с губ у слабослышащих детей. Особенности слухо-зрительного и слухо-тактильного восприятия речи с применением электро-акустической аппаратуры. Факторы, от которых зависит успешность восприятия устной речи детьми с нарушенным слухом.