Моделирование концепта

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1 Концепт как объект исследования когнитивной лингвистики и лингвокультурологии

1.1 Лингвистические подходы изучения концепта

1.1.1 Понятие концепта………………….…………………………………………….…4

1.1.2 Структура концепта………………………………………….………………..…....5

1.1.3 Типы концепта…………………………………………………………………..…..6

1.1.4 Моделирование концепта……………………………………….………….………7

1.1.5 Когнитивная интерпретация концепта……………………………………..…..….8

1.1.6 Концептосфера и картина мира…………………………………………..…….…12

1.2……………………………………………………………………………………………………

1.2.1 Национальная специфика восприятия рекламных сообщений.……….……..…13

1.2.2 Специфика структуры рекламного текста……………………….………...……..15

1.2.3 Роль визуального компонента рекламного сообщения …….……………………17

ГЛАВА 2 Концептологический анализ рекламных текстов

2.1 Концептосфера рекламы продуктов питания (на примере русскоязычной и испаноязычной рекламы)……………………………………………………………………………………………..20

2.2 Реализация концептов российской рекламы на примере рекламы напитков

2.2.1 Концепт «общение»……………………………………………………………………....21

2.2.2 Концепт «натуральность»……………………………………………………………..18

2.2.3 Концепт «совершенство»……………………………………… ……………….23

2.2.4 Концепт «удовольствие»……………………………………… …………….………...22

2.2.5 Концепт «спорт»……………………………………… ……….…..……….………….24

2.2.6 Концепт «сила»…………………………………………… …..…25

2.3 Реализация концептов испанской рекламы на примере рекламы напитков

2.3.1 Концепт «удовольствие»……………………………………… …………….………...22

2.3.2 Концепт «сексуальность»……………………………… …………………………….27

2.3.3 Концепт «натуральность»……………………………………………………………..18

2.3.4 Концепт «совершенство»……………………………………… ……………….23

2.3.5 Концепт «спорт»……………………………………… ……….…..……….………….24

2.3.6 Концепт «сила»…………………………………………… …..…25

2.3.7 Концепт «общение»……………………………………………………………………....21

Вывод…………………………………………………………………………………………………….30

Заключение……………………………………………………………………………..31

Литература………………………………………………………………………..………….32

Приложение…………………………………………………………………………………….…33

Введение

Всякое рекламное сообщение - это интересующий целевую аудиторию текст, несущий определенную информацию о товаре или услуге. Оперируя конкретными понятиями и используя своеобразные лексические формы, обладая уникальным содержанием, оно в то же время порождает ориентированные на потребителя образы. Часто установки, использованные в нем, близкие и понятные, например, населению Испании, не всегда могут адекватно и эффективно восприниматься и осмысливаться жителями нашей страны. И даже грамотный и правильный перевод не всегда решает возникающие при этом проблемы.

Таким образом, изучение этнокультурных особенностей восприятия рекламных сообщений является чрезвычайно актуальным и практически значимым.

Материалом исследования являлись рекламные сообщения (баннеры), созданные специалистами испаноязычных стран (26 единиц) и России (26 единиц). Исследуемый материал объединен тематически, то есть исследовалась реклама напитков (питьевая вода, пиво и прочие алкогольные напитки, кофе, газированные напитки).

Нужно отметить, что для исследования намеренно были отобраны национальные бренды, позиционирование которых отражает ментальные особенности восприятия рекламы, а не общемировые, реклама которых намеренно усреднена.

Основная цель исследования состояла в том, чтобы на основе теоретического и эмпирического изучения и осмысления особенностей рекламы выявить этнокультурную специфику восприятия ее содержания.

Задачи исследования включали:

1) теоретическое осмысление сущности рекламы и воздействия ее содержания на сознание людей;

2) выявление и описание своеобразия восприятия рекламного сообщения;

3) эмпирическое изучение этнокультурной специфики рекламных текстов, существующих в Испании и России.

ГЛАВА I Концепт как объект исследования когнитивной лингвистики и

Лингвокультурологии.

Лингвистические подходы изучения концепта

Понятие концепта

В настоящее время следует признать, что именно концепт является ключевым понятием когнитивной лингвистики. Однако, несмотря на то, что понятие концепт можно считать для современной когнитивистики утвердившимся, содержание этого понятия очень существенно варьирует в концепциях разных научных школ и отдельных ученых.

Например, Е. С. Кубрякова предлагает такое определение концепта: «Концепт - оперативная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга, всей картины мира, квант знания. Самые важные концепты выражены в языке»[1].

А. А. Залевская определяет концепт как объективно существующее в сознании человека перцептивно-когнитивно-аффективное образование динамического характера в отличие от понятий и значений как продуктов научного описания (конструктов).С психолингвистической точки зрения А. А. Залевская подчеркивает индивидуальную природу концепта- «многомерной симультанной структуры. Концепт- это достояние индивида», - пишет она[2].

С. Г. Воркачев определяет концепт как «операционную единицу мысли», как «единицу коллективного знания (отправляющую к высшим духовным сущностям), имеющую языковое выражение и отмеченное этнокультурной спецификой». Если ментальное образование не имеет этнокультурной специфики, оно, по мнению ученого, к концептам не относится[3].

М. В. Пименова отмечает: «Что человек знает, считает, представляет об объектах внешнего и внутреннего мира и есть то, что называется концептом. Концепт - это представление о фрагменте мира»[4].

Среди множества определений концепта, мы выделяем формулировку З.Д. Поповой и И.А. Стернина, определяющих концепт как дискретное ментальное образование, являющееся базовой единицей мыслительного кода человека, обладающее относительно упорядоченной внутренней структурой, представляющее собой результат познавательной (когнитивной) деятельности личности и общества и несущее комплексную, энциклопедическую информацию об отражаемом предмете или явлении, об интерпретации данной информации общественным сознанием и отношении общественного сознания к данному явлению или предмету[5].

Структура концепта

Структура концепта включает образующие концепт базовые структурные компоненты разной когнитивной природы - чувственный образ, информационное содержание и интерпретационное поле, и описывается как перечисление когнитивных признаков, принадлежащих каждому из этих структурных компонентов концепта.

ü Образ

Наличие в концепте образного компонента определяется самим нейролингвистическим характером универсального предметного кода: чувственный образ кодирует концепт, формируя единицу универсального предметного кода.

ü Информационное содержание

Информационное содержание концепта включает минимум когнитивных признаков, определяющих основные, наиболее важные отличительные черты концептуализируемого предмета или явления.

Это признаки, наиболее существенные для самого предмета или его использования, характеризующие его важнейшие дифференциальные черты, обязательные составные части, основную функцию.

ü Интерпретационное поле

Интерпретационное поле концепта включает когнитивные признаки, которые в том или ином аспекте интерпретируют основное информационное содержание концепта, вытекают из него, представляя собой некоторое выводное знание, либо оценивают его.

Интерпретационное поле неоднородно, в нем достаточно отчетливо вычленяются несколько зон (оценочная, энциклопедическая, утилитарная, регулятивная, социально-культурная, паремиологическая) - таких участков интерпретационного поля, которые обладают определенным внутренним содержательным единством и объединяют близкие по содержанию когнитивные признаки[5].

Типы концепта

Вопрос о типологии концептов - один из первых теоретических вопросов, поставленный когнитивной лингвистикой в процессе ее становления. Поиски определения концепта, его ментальной специфики были тесно связаны с проблемой классификации концептов, которой исследователи уделяли большое внимание.

Концепты можно классифицировать по разным основаниям, каждое из которых будет отражать «когнитивную реальность». С нашей точки зрения, наиболее важно различать концепты по тому типу знания, отражения действительности, которое они закрепляют, поскольку именно от этого зависят методы выделения и описания концептов.

Исследования в этой области Поповой З.Д. и Стернина И.А. позволяют предложить следующую типологию концептов.

Представление - обобщенный чувственно-наглядный образ предмета или явления.

Концепты-представления, как правило, объективируются в языке преимущественно лексическими единицами конкретной семантики. Представления статичны и являют собой отражение совокупности наиболее ярких внешних, чувственно воспринимаемых признаков отдельного предмета или явления.

Схема - концепт, представленный некоторой обобщенной пространственно-графической или контурной схемой.

Схемы можно нарисовать, что говорит о реальности существования данной формы структурации знаний. Схема - промежуточный тип концепта между представлением и понятием, определенный этап развития абстракции.

Понятие - концепт, который отражает наиболее общие, существенные признаки предмета или явления, результат их рационального отражения и осмысления.

Понятие возникает на базе представления или схемы путем постепенного, поэтапного отвлечения от второстепенных, случайных, индивидуальных чувственно воспринимаемых признаков {фрукт, овощ, птица) либо путем соединения в понятийном образе мыслительных компонентов других концептов.

Фрейм - мыслимый в целостности его составных частей многокомпонентный концепт, объемное представление, некоторая совокупность стандартных знаний о предмете или явлении.

Сценарий - последовательность нескольких эпизодов во времени; это стереотипные эпизоды с признаком движения, развития. Фактически это фреймы, разворачиваемые во времени и пространстве как последовательность отдельных эпизодов, этапов, элементов: посещение кино, поездка в другой город, посещение ресторана, поликлиники, драка, игра, экскурсия. Стадион - это фрейм, а посещение стадиона, выступление на стадионе, реконструкция стадиона и т. д. - сценарии.

Гешталът - комплексная, целостная функциональная мыслительная структура, упорядочивающая многообразие отдельных явлений в сознании. Гештальт, представляет собой целостный образ, совмещающий чувственные и рациональные элементы, а также объединяющий динамические и статические аспекты отображаемого объекта или явления[5].

Моделирование концепта

Моделирование концепта включает три взаимодополняющие, но выполняемые отдельно процедуры:

1. Описание макроструктуры концепта (отнесение выявленных когнитивных признаков к образному, информационному компонентам и интерпретационному полю и установление их соотношения в структуре концепта). Данная процедура предполагает распределение выделенных когнитивных признаков по структурным макрокомпонентам концепта - образной, информационной составляющей и интерпретационному полю. Это позволяет наглядно представить, какие типы информации преобладают в концепте и каково их соотношение друг с другом.

2. Описание категориальной структуры концепта (выявление иерархии когнитивных классификационных признаков, концептуализирующих соответствующий предмет или явление, и описание концепта как их иерархии по актуальности для концептуализации денотата концепта). Данная процедура предполагает выявление иерархии когнитивных классификационных признаков, концептуализирующих соответствующий предмет или явление, и описание концепта как их иерархии.

3. Описание полевой организации концепта (выявление и описание когнитивных классификационных признаков, составляющих ядро, ближнюю, дальнюю и крайнюю периферию концепта, и представление содержания концепта в виде полевой структуры). Полевое описание делается в опоре на данные о яркости, актуальности тех или иных когнитивных признаков в структуре концепта.

Но в любом случае эти данные будут во многом умозрительны и неточны, желательна верификация яркости этих признаков в эксперименте. Экспериментальные данные более надежны для вычленения в концепте ядра и периферии.

Наилучшие результаты дает сочетание традиционного лингвистического анализа (текстовая выборка) с экспериментальными приемами - в таком случае наиболее яркими и существенными для концепта признаются те признаки, которые оказываются яркими по результатам использования обеих методик[5].

Наши рекомендации