Педагогическое мастерство
Педагогическое мастерство – это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения подрастающего поколения, проявляющееся в творчестве воспитателя, в постоянном совершенствовании профессиональных умений и личностных качеств. Внешне педагогическое мастерство проявляется в успешном творческом решении самых разнообразных педагогических задач, в эффективном использовании различных способов учебно-воспитательной работы и достижении ее целей.
Компоненты педагогического мастерства (Тарасевич):
· гуманистическая направленность деятельности преподавателя,
· профессиональные знания,
· педагогические способности
· педагогическая техника.
Педагогическая техника — это комплекс знаний, умений, навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике методы педагогического воздействия на отдельных воспитанников и на детский коллектив в целом.
А. С. Макаренко подчеркивал необходимость владения словом: "Я убежден, - писал он, - что хорошо сказанное детям деловое, крепкое слово имеет громадное значение, и, может быть, у нас так много ошибок в организационных формах потому, что мы еще и говорить часто с ребятами по-настоящему не умеем. А нужно уметь сказать так, чтобы они почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность. Этому нужно учиться" [1].
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА ВКЛЮЧАЕТ:
· речевые умения – «владение словом» (правильная дикция, поставленный голос, правильное дыхание)
· умения мимической и пантомимической выразительности – «владение телом»,
· умения управления своим психическим состоянием и поддержания эмоционально-творческого напряжения,
· актерско-режиссерские умения, позволяющие влиять не только на ум, но и на чувства воспитанников.
ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА
Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной позиций ее представителей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности.
Позиция педагога — это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру и педагогической деятельности, которые являются источником его активности.
Педагогическая направленность — это мотивация к профессии педагога, главное в которой действительная ориентация на развитие личности учащегося (она не ограничивается любовью к детям). Основным мотивом истинно педагогической направленности является интерес к содержанию педагогической деятельности. Направленность педагога может быть:
1) подлинно педагогической;
2) формально педагогической;
3) ложно педагогической.
В педагогическую направленность как высший ее уровень включается призвание. На этой высшей ступени развития – призвания – «педагог не мыслит себя без школы, без жизни и деятельности своих учеников».
Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителя.
Среди таких качеств — педагогический долг и ответственность. Руководствуясь чувством педагогического долга, учитель всегда спешит оказать помощь детям и взрослым, всем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции; он требователен к себе, неукоснительно следуя своеобразному кодексу педагогической морали.
Педагогический такт— это умение педагога держать себя с достоинством и выдержкой в педагогическом коллективе, с обучающимися и их родителями, а также способность соблюсти меру своего влияния на детей, умение найти подход к ним и построить оптимальные воспитательные отношения с учетом признанных принципов воспитания.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Одной из важнейших характеристик личности педагога является наличие педагогической культуры. Педагогическая культура - интегральное качество личности учителя, проектирующее его общую культуру в сферу профессии, синтез высокого профессионализма и внутренних свойств педагога, владение методикой преподавания, наличие культуротворческих способностей.