Одна из самых важных тенденций 21 века - мультизадачность. Стоит ли следовать ей при формировании делового гардероба? Если да, то какие тенденции этому соответствуют?
В 20–е годы XX в.
2. Создателем теории красноречия является:
1. Сократ
2. Аристотель
Платон
4. Цицерон
3. Назовите еще 2 синонима понятию риторика:
1. Витийство
2. Красноречие
3. Искусство говорить убедительно и правильно (Ораторское искусство)
Отберите из названного ниже перечня 9 основных форм деловой риторики.
Деловая беседа,
Деловые совещания,
Деловые переговоры,
Публичные выступления,
Устные и письменные распоряжения,
Телефонные беседы,
Деловая корреспонденция,
8. критика,
Информирование сотрудников,
10. знакомиться с сослуживцем,
Знакомиться со всеми,
12. отвечать на вопросы,
13. спрашивать, интересоваться,
14. говорить об интересах,
15. слушать новости.
5.Назоваите еще 2 современных профессии, в которых наиболее востребована риторика:
Менеджер
Диктор телевидения
Депутат законодательного представительного органа любого уровня
ЗАДАНИЯ к лекции 1: дайте краткий ответ (2-3 предложения) на поставленные вопросы:
1. Назовите известных вам русских теоретиков красноречия.
Б.Б.Глинский, В.В. Виноградов
2. Какие качества вы отнесли бы к «природным дарованиям» оратора?
Умение чувствовать чего хочет услышать аудитория. Умение направить энергию массы в нужном направлении
Тесты к лекции 2: Коммуникационно-психологические основы деловой риторики (агональная риторика)
1. агональная коммуникация опирается на:
1. формальную логику,
2. на многозначную логику.
2. парадоксы – это:
1. общепринятые мнения,
2.высказывания, противоречащие очевидностям, но имеющие свою область смыслов.
3. порождение агонального дискурса опирается на (дополните):
1. наличие скрытого условия,
2. "приведение примера"
3. " характер убеждения"
4. придумайте синоним с точки зрения денотата и антоним с точки зрения коннотата для каждого из слов:
Вождь народа– правитель/тиран
Отличник – пятерочник/двоечник
5. перформатив – это:
1.сообщение о намерении совершить нечто в будущем,
2.сообщение о событии, которое случилось,
3.высказывание, эквивалентное действию, поступку.
ЗАДАНИЯ: дайте краткий ответ (2-3 предложения) на поставленные вопросы:
1.Какие элементы агональной риторики вы встречаете в рекламных роликах операторов связи (привести пример)?
воздействие чаще осуществляется не на рациональном, а на эмоциональном уровне. Положительные эмоции: Яшкинские вафли подарят вам неповторимый вкус!
Воинственные эмоции: Чтобы сокрушить боль, нанесите ответный удар! «СОЛПАДЕИН» - мощное оружие, бьющее точно в цель!
Кашель и хрипота атакуют? Насморк нарушает правила? «HALLS» поможет быть в игре!
2.Приведите примеры заголовков из современных рекламных текстов, опираясь на такую типологию:
· заголовок – новость, («Впереди новый виток инфляции? Мы скажем, как с ним бороться»). «Милонов предложил ввести дресс-код в загсах» http://lenta.ru/news/2014/11/13/milonov/
· заголовок- вопрос, («Давно ли вы с этим сталкивались?») - Друг или враг? Поведение миссии ОБСЕ на Донбассе вызывает множество вопросов http://inforesist.org/povedenie-missii-obse-na-donbasse-vyzyvaet-mnozhestvo-voprosov/
· заголовок-команда. «Не покупайте, пока не попробуете весь ассортимент!» Не трогайте власть, а то будет революция! http://www.newtimes.ru/articles/detail/89485/
Тесты к лекции 3: Вербальные средства деловой риторики
1. Из приведенных ниже названий функциональных стилей языка исключите лишние:
1. разговорный;
2. научный;
3. официально-деловой;
4. публицистический;
5. литературно-художественный;
6. управленческий;
7. тюремный;
8. музыкальный.
2.Выберите правильный вариант начала текста заявления:
1. Я, Иванов А.С., студент 1 курса физико-математического факультета прошу выделить мне материальную помощь…
2. Хотелось бы получить материальную помощь…
3. Прошу студенческий профком выделить мне материальную помощь…
4. Прошу, чтобы вы выделили мне материальную помощь…
Соответствие ключевых понятий документа их значению
1 реквизит 4 обязательные признаки документа
2 адресат 2 получатель
3 адресант 3 составитель
4 документ 1 информация с реквизитами
4. Клише, используемые в документах, являются основой…
1. достоверности информации
2. точности словоупотребления
Стандартности языка
4. правовой значимости
ЗАДАНИЯ: дайте краткий ответ (2-3 предложения) на поставленные вопросы:
1. Какая речь преобладает в современной жизни – письменная или устная?
Письменная. Часть неформального общения переносится в интернет и СМС переписку – то есть обретает письменный характер.
2. Перечислите известные вам из истории русской деловой речи слова, дайте им определения. – В истории были употребительны и в последствии вышли из употребления устаревшие штампы официально деловой речи - канцеляризмы «сей» (вместо «этот»), «каковой» (вместо «который»). – лексические канцеляризмы. «имеет быть» вместо «будет» – грамматический канцеляризм.
Тесты к лекции 4: Невербальные средства деловой риторики
1. Интервью предполагает деловой стиль одежды.Кроссовки, джинсы, футболка или свитер – уместны для собеседования?
· Да
· Нет.
Какие ошибки допущены с точки зрения невербалики? Вы вошли, не поздоровались, не говорите к кому вы и на какую вакансию, не сняли верхнюю одежду, не улыбаетесь, жуете жевачку.
1. Кинесика
2. Просодика
3. Проксемика.
Одна из самых важных тенденций 21 века - мультизадачность. Стоит ли следовать ей при формировании делового гардероба? Если да, то какие тенденции этому соответствуют?
1. Удобные вещи,
2. Красивые вещи,
3. Приятные на ощупь,
4. Защищающие тебя от холода,
5. Работающие на твой имидж.
4.Вычеркните то, что не относится к кинесике:
· Поза,
· Жест,
· Мимика,
· Походка,
· Грусть,
· Взгляд,
· Направление движения,
· Длина паузы,
· Частота визуального контакта,
· Движение,
· Интонация,
· Громкость,
· Тембр.
5.Выделите то, что является проксемикой:
· Вздох,
· Смех,
· Плач,
· Кашель,
· Слух,
· Рукопожатие,
· Поцелуй,
· Похлопывания,
· Любовь,
· Ориентация,
· Дистанция,
· Обаяние.
ЗАДАНИЯ: дайте краткий ответ (2-3 предложения) на поставленные вопросы:
1. Особенности невербальной коммуникации в межкультурном деловом общении.
Следует учитывать что элементы кинесики и проксемики в разных культурах трактуются по разному. Даже просодика (например интонация и тембр) в разных культурах могут трактоваться по разному. Например активная жестикуляция итальянца(кинесика), близкий контакт вьетнамского переговорщика(проксемика), угрожающие интонации у японского делового партнёра мужского пола (просодика) вовсе не могут трактоваться так однозначно, как они могли бы быть поняты если бы исходили от, например представителя русской деловой культуры.
2. Отличие западной и восточной традиции в деловой невербальной коммуникации.
Отличие западной традиции в том, что она формировалась относительно недавно и в большей степени ориентирована на предметное обсуждение деталей деловой коммуникации. Восточная деловая коммуникация имеет очень далёкие корни, и оплетена ритуалами и традициями прошлого