Роль учителя в подготовке и проведении урока
В подготовке и проведении урока велика роль учителя. Урок не является только рациональной конструкцией. Это творческое произведение педагога, произведение педагогического искусства, в котором огромную роль играют личность педагога, его культура, эрудиция, изобретательность. В нем должны быть заложены авторская идея и замысел, выявляться индивидуальный стиль деятельности педагога.
Педагогические принципы, схемы, методы и технологии оживают, обретают силу, только преломившись через стремления, чувства, творческое вдохновение учителя. Результат педагогической деятельности связан не только со знаниями учителя, но и его фантазией, интуицией, артистизмом.
Педагогический артистизм[от фр. artistisme < лат. аrs (artis) ремесло, искусство, мастерство] – это целостная характеристика деятельности и личности педагога, отражающая его стремление к нестандартным решениям через образные ассоциации, способность к органическому сопряжению глубинных оттенков мысли, переживаний с внешними движениями, со всей структурой деятельности.
Педагогический артистизмпозволяет преодолевать технократизм образования с его жесткой системой ограничений, максимальной «объективностью», «крутой интеллектуальностью» (К. Ясперс); является воплощением эмоционально-образного начала образовательного процесса, дает ему возможность оставаться живым и рождающим смыслы для образовывающегося человека, влиять не только на ум, но и на чувства учащихся, передавать им опыт эмоционально-ценностного отношения к миру,
Педагогический артистизмв продуктах учительского творчества проявляет внутреннее содержание общей и эмоциональной культуры учителя, его эмоциональной восприимчивости, психологической зоркости, выразительности слов и эмоциональных состояний. Подлинный артистизм – это богатство внутреннего мира педагога, умение глубоко мыслить и чувствовать, красиво решать педагогические задачи, проектировать будущее, представляя его в образах, используя фантазию и интуицию, гармонически сочетая логическое и эстетическое. Педагогический артистизм– это деятельность педагога, поднятая до уровня искусства, тот высший уровень совершенства в работе педагога, когда деятельность поднимается на желанную духовную высоту.
Сегодня педагогический артистизм скорее желательное качество для педагога, чем обязательное. Стать артистичным по заказу, прочитав или запомнив положения, содержащиеся в книгах, нельзя. Важно понять и принять идеи, включиться в работу по выявлению и развитию способностей и умений, связанных с фантазией, интуицией, импровизацией, техникой и выразительностью речи и движений, открытостью, убедительностью в служении добру и красоте, в пробуждении и выращивании лучших качеств доверенных педагогу молодых людей.
В подготовке учителя к уроку различают две стороны: опосредованную и непосредственную.
Опосредованная подготовка к уроку идет непрерывно: она связана с накоплением опыта, знаний, впечатлений, погружением в культуру, развитием способностей и личностных качеств.
К опосредованной подготовке можно отнести целенаправленное глубокое изучение фундаментальных основ базовой для предметника науки, смежных с ней областей знания, новейших достижений науки и техники, искусства, культуры.
Непосредственная подготовка учителя к уроку связана с изучением учителем специальной, педагогической и методической литературы, тщательным ознакомлением с содержанием и требованиями учебной программы по своему предмету, с учебниками и учебными пособиями, с опытом работы других учителей.
Учителю рекомендуется составить рабочий план с указанием тем курса, общего количества часов и календарных сроков их изучения.
В процессе подготовки к изучению темы необходимо разработать тематический план. Тематическое планирование позволяет выстроить уроки в систему, увидеть перспективу в работе, помогает продумать предварительные задания учащимся, позволяет провести через все темы ведущие положения, сформировать целостные представления и относительно завершенные способы деятельности. Однако не нужно стремиться предусмотреть в плане все детали, иначе план превратится в оковы для живого общения.
План урока
План урока составляется в произвольной форме, однако в нем должны найти отражение следующие элементы:
· дата проведения урока и его номер по тематическому плану;
· название темы урока и класса, в котором он проводится;
· задачи образования, воспитания и развития школьников;
· структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам;
· содержание учебного материала;
· методы и приемы работы учителя и учащихся в каждой части урока;
· учебное оборудование, необходимое для проведения урока, включая наглядные и технические средства обучения;
· задание на дом.
Составляя план урока, учитель исходит из тематического планирования, определяет место и роль данного урока как структурной единицы в общей системе уроков. При отборе содержания урока учитываются требования учебной программы по предмету, обращается особое внимание на его идейную, научно-теоретическую и мировоззренческую направленность, логическую последовательность и дозировку, с тем чтобы не перегружать урок и вместе с тем обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, умений и навыков.
Не менее важно определить методы и приемы обучения на каждом этапе урока, характер познавательной деятельности учащихся (репродуктивной и поисковой), сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы учеников на уроке, отобрать и подготовить необходимый дидактический материал, эксперименты, наглядные и технические средства обучения. Вся эта работа проводится с учетом реализации принципов обучения, цементирующих и определяющих все компоненты урока.
При подготовке к предстоящему уроку следует проанализировать предыдущие уроки.