Внедрение системы управления безопасностью функционирования воздушного транспорта на основе качественной подготовки авиационного персонала ГА
Известно, что достижение поставленных целей любой организации в области развития и экономического процветания находится в русле эффективной системы управления, базирующейся на законах и закономерностях функционирования систем менеджмента качества по выбранным индикативным показателям.
В настоящее время и мировое авиационное сообщество пришло к осмыслению того, главный инструментарий в обеспечении устойчивости, безопасности и эффективности авиаперевозок международной Гражданской авиации базируется на системах менеджмента качества и рисков и в первую очередь, своевременном предупреждении факторов опасности и угроз при обеспечении и производстве полетов ВС.
В соответствии с утвержденными стратегическими целями ИКАО на период до 2012 г. управление безопасностью полетов и авиационной безопасностью (рис. 1) отнесены к наивысшему приоритету деятельности международной гражданской авиации и установлены требования к государствам членам ИКАО внедрить систему управления безопасностьюавиаперевозок, базирующейся на единой методологии всеобщего (тотального) управленияфакторами опасности и рисками, как
Рис. 1. Слагаемые устойчивости и безопасности функционирования ВТ (авиаперевозок)
единообразный подход для всех участников системы управления безопасностью полетов (СУБП). Такой подход к управлению безопасностью полетов базируется на системах менеджмента качества, а для особо сложных, динамических систем - воздушного транспорта (ГА), осуществляющих свою планетарную деятельность в конкурентном экономическом пространстве, характеризуемом наличием факторов опасности и рисков, является качественно новым этапом развития гражданской авиации.
Внедрение такой системы в государствах – членов ИКАО определяется в основном стандартами ИКАО – Приложениями к Чикагской конвенции № 1, № 6, № 11, № 14, № 17 и рекомендуемой практики в виде «Руководства по управлению безопасностью полетов (РУБП) DOC 9869/460 и «Руководством по безопасности для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в деятельность ГА» DOC 9873, в которых изложены рекомендации по управлению рисками и факторами опасности.
На пути внедрения в эксплуатационную практику таких систем, осуществляемых только эволюционным путем, как государствами, так и авиаперевозчиками (участниками системы), предшествует всеобщая переподготовка авиационного (руководящего) персонала ГА, непосредственно участвующих в обеспечении безопасности авиаперевозок на внутренних и международных авиалиниях (рис. 2).
Рис. 2. Условия функционирования квалифицированного авиационного персонала
Управлять развитием и изменениями авиатранспортного производства – значит обучать авиационный персонал управлять новыми механизмами и инновационными технологиями.
Рис. 3. Система управления качеством подготовки авиационного персонала
Система качества специальной профессиональной подготовки авиационного персонала должна базироваться на трех показателях устойчивости, безопасности и эффективности функционирования воздушного транспорта РФ (ГО РФ) и соответствовать стандартам ИКАО – приложению № 1 «Выдача свидетельств авиационному персоналу» и, в частности, дополнению к нему «Руководству «Аэронавигация и подготовка авиационного персонала» DOC9868, в котором содержатся требования к проектированию квалификационных систем подготовки, отбору содержания в обучении и проведению процесса обучения и сертификации авиаспециалиста, установленной квалификации.
Проведение качественной подготовки авиационного персонала обеспечит успешное внедрение системы всеобщего управления безопасностью и эффективностью авиаперевозок в Российской Федерации (рис. 4).
Рис. 4.
Методология управления безопасностью устойчивостью и эффективностью функционирования гражданской авиации базируется на управлении (менеджменте) рисков и опасностей, которые присутствуют во всех технологических цепочках организации, обеспечении производства полетов и безопасности авиаперевозок.
Безопасность полетов - это состояние при котором риск причинения ущерба здоровью людям и имуществу снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом или более низком уровне непрерывном процессом выявления факторов опасности и контролем факторов риска.
Риск представляет собой оценочную возможность возникновения неблагоприятных последствий в результате действия факторов опасности. Это вероятность того, что потенциальные возможности опасного фактора причинить вред, реализуются.
Система управления устойчивостью и безопасностью функционирования воздушного транспорта представляет собой взаимодействие элементов структуры АТС, включающего организационно-методические, нормативно-правовые, научно-технические, образовательные, финансово-экономические, человеческие и иные ресурсы, направленные на эффективность, устойчивость и безопасность функционирования ГА РФ.