Метод сопряжённых направлений Пауэлла

4.1 Описание алгоритма

Метод ориентирован на решение задач с квадратичными целевыми функциями. Основная идея алгоритма заключается в том, что если квадратичная функция:

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru

приводится к виду сумма полных квадратов

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru

то процедура нахождения оптимального решения сводится к Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru одномерным поискам по преобразованным координатным направлениям.

В методе Пауэлла поиск реализуется в виде:

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru

вдоль направлений Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru , Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru , называемых Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru -сопряженными при линейной независимости этих направлений.

Сопряженные направления определяются алгоритмически. Для нахождения экстремума квадратичной функции Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru переменных необходимо выполнить Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru одномерных поисков.

4.2 Алгоритм метода

Шаг 1. Задать исходные точки Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru , Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru и направление Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru . В частности, направление Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru может совпадать с направлением координатной оси;

Шаг 2. Произвести одномерный поиск из точки Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru в направлении Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru получить точку Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru , являющуюся точкой экстремума на заданном направлении;

Шаг 3. Произвести одномерный поиск из точки Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru в направлении Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru получить точку Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru ;

Шаг 4. Вычислить направление Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru ;

Шаг 5. Провести одномерный поиск из точки Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru (либо Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru ) в направлении Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru c выводом в точку Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru .

4.3 Нахождение минимума целевой функции методом сопряжённых направлений Пауэлла.

Исходные данные:

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru - начальная точка

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru

1. Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru , Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru .

2.

а) Найдем значение Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru , при котором Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru минимизируется в направлении Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru :

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru

Откуда Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru ; Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru .

Значение функции в этой точке: Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru ;

Продифференцируем полученное выражение по Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru , получим:

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru . Приравняв его к нулю, находим Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru ;

Получили Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru

б) Аналогично находим значение Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru минимизирующее функцию в направлении Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru :

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru

Откуда Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru ; Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru .

Значение функции в этой точке: Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru ;

Продифференцируем полученное выражение по Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru , получим:

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru . Приравняв его к нулю, находим Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru ;

Получили Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru

в) Найдем значение Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru минимизирующее Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru :

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru

Откуда Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru ; Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru .

Значение функции в этой точке: Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru ;

Продифференцируем полученное выражение по Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru , получим:

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru . Приравняв его к нулю, находим Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru ;

Получили Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru

3. Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru

4. Найдем такое значение Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru , при котором Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru минимизируется в направлении Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru .

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru

Откуда Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru ; Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru .

Значение функции в этой точке: Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru ;

Продифференцируем полученное выражение по Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru , получим:

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru . Приравняв его к нулю, находим Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru ;

Получили Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru

Таким образом, получили точку Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru , значение функции в которой равно Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru , что совпадает со стационарной точкой

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru Рисунок 4. Графическое пояснение метода сопряженных направлений Пауэлла

Метод Коши

5.1 Описание алгоритма

В методе Коши или методе наискорейшего спуска в качестве направления поиска выбирается направление антиградиента.

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru - градиент функции Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru

Алгоритм метода выглядит следующим образом:

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru , где Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru - градиент.

Значение Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru на каждой итерации вычисляется путем решения задачи одномерного поиска экстремума Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru вдоль направления градиента Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru . Если в качестве Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru взять некоторое положительное число, то получится простейший градиентный алгоритм:

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru

Одно из главных достоинств метода Коши является его устойчивость, так как всегда выполняется условие:

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru

Однако вблизи экстремума скорость сходимости алгоритма становится недопустимо низкой, так как вблизи экстремума значение градиента стремится к нулю.

5.2 Нахождение минимума целевой функции методом Коши.

Исходные данные:

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru - начальная точка (начальное приближение)

Вычислим компоненты градиента:

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru

Начальное приближение Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru

1. Новое приближение определим по формуле:

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru

Выбираем Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru такое, чтобы минимизировать функцию Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru

2. Далее найдем точку: Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru

3. Далее найдем точку: Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru

4. Далее найдем точку: Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru

После 4 итераций найдено достаточно точное значение минимума, при котором значение целевой функции в точке Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru , Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru .

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru Рисунок 5. Графическое пояснение метода Коши

Метод Ньютона

6.1Описание алгоритма

Этот метод использует информацию о вторых производных целевой функции. Эта информация появляется при квадратичной аппроксимации целевой функции, когда при её разложении в ряд Тейлора учитываются члены ряда до второго порядка включительно. Алгоритм метода выглядит следующим образом:

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru , где:

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru - гессиан (матрица Гессе)

В случае, когда гессиан положительно определён, направление по методу Ньютона оказывается направлением спуска.

6.2 Нахождение минимума целевой функции методом Ньютона.

Исходные данные:

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru - начальная точка;

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru ;

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru

Таким образом, точка минимума Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru , значение функции в которой Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru найдена за одну итерацию.

Метод сопряжённых направлений Пауэлла - student2.ru Рисунок 6. Графическое пояснение метода Ньютона

Наши рекомендации