Транспортная трассология

Транспортная трасология — раздел криминалистики, изучающий следы, оставленные различными транспортными средствами и их частями.

Изучение следов транспорта позволяет решать как идентификационные, так и диагностические задачи трасологии.

Следы автотранспортных средств становятся объектами криминалистического исследования, когда транспорт использовался как предмет посягательства, средство совершения преступления или как средство передвижения в связи с совершенным преступлением.

Следы, оставленные транспортными средствами, с точки зрения криминалистики, могут быть разделены на четыре группы:

а) следы отображения ходовой части колесного, гусеничного и гужевого транспорта, саней, образовавшиеся при движении или стоянке;

б) следы отображения, оставленные выступающими частями транспортного средства;

в) следы отображения различных объектов материальной обстановки места происшествия, образовавшиеся на самом транспортном средстве;

г) отделившиеся от транспортного средства отдельные части, детали, мелкие частицы, вещества, оставшиеся на месте происшествия.

Следы ходовой части оставляет безрельсовый транспорт.

По состоянию колес в момент следообразования различают следы качения и скольжения. Первые возникают в результате поступательно-вращательного движения колеса, торможения и пробуксовки, вторые - при полной блокировке колес в процессе торможения.

В зависимости от свойств воспринимающей поверхности следы ходовой части могут быть поверхностные и объемные.

Поверхностные следы делятся на следы наслоения и отслоения. Следы наслоения бывают позитивные и негативные.

Объемные следы являются результатом остаточной деформации грунта и способны передать не только объемную копию беговой части протектора, но и данные о его боковых частях.

По следам ходовой части определяют направление и режим движения; вид, модель транспортного средства.

Вид и модель транспортного средства можно определить по ширине колеи и базе автомобиля.

Ширина колеи — это расстояние между центральными линиями следа левых и правых задних колес, или между просветами задних спаренных колес.

База автомобиля — это расстояние между осями передних и задних колес.

Все выявленные признаки следов ходовой части отражают в протоколе осмотра места происшествия.

Изъятые на месте происшествия слепки и фотоснимки следов ходовой части направляют на экспертное исследование.

На разрешение трасологической экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:

- шиной какой модели оставлен след;

- тип (марка, модель) транспортного средства, оставившего следы на месте происшествия;

- в каком направлении двигалось транспортное средство, оставившее следы;

- не образован ли след данной шиной;

- какими колесами (передними, задними, правыми, левыми) оставлены следы на одежде потерпевшего.

Отделившиеся детали и части, обнаруживаемые на месте происшествия, используются для розыска транспортного средства, его идентификации, а также для определения конкретного участка, где произошло происшествие.

Остающиеся при этом на месте происшествия объекты могут быть сгруппированы следующим образом:

а) осколки фарного стекла, органического стекла и иных стеклянных составных частей транспортного средства;

б) кусочки лакокрасочного покрытия;

в) обломки частей транспортного средства;

г) составные части или крепежные детали отдельных узлов.

Исследование фарных и иных осколков позволяет установить тип, модель, марку изделия и в зависимости от этого — модель транспортного средства.

Частицы лакокрасочного покрытия, отделившиеся от транспортного средства, позволяют установить его окраску и включить эти данные в розыскные сведения, а после обнаружения транспортного средства провести трасологическую и материаловедческую экспертизы

Следы выступающих частей транспортного средства являются следами контактного взаимодействия (следами-отображениями).

Они образуются при столкновении двух и более транспортных средств; при ударе частями транспортного средства по телу (одежде) пострадавшего, при переезде через тело человека; при контакте транспортного средства с объектами окружающей обстановки.

Изучение следов контактного взаимодействия проводится для установления транспортного средства, скрывшегося с места происшествия, а также для восстановления события дорожно-транспортного или иного происшествия

Следы выступающих частей транспортных средств делятся на следы статические и динамические.

Локализация следов зависит от вида столкновения.

При анализе следов столкновения транспортных средств исходят из того, что столкновения могут быть:

- встречные — при движении транспортных средств во встречном направлении;

- попутные — при движении транспортных средств в одном направлении;

- угловые — при движении транспортных средств под углом друг к другу

Механоскопия

Механоскопия - раздел трасологии, изучающий следы орудий взлома, производственных механизмов, замки, пломбы и разрабатывающий средства, приемы и методы их использования в раскрытии, расследовании и предотвращении преступлений.

Следы орудий взлома чаще всего остаются при полном или частичном разрушении преград, для чего, в основном, используют средства механического воздействия.

Предметы и инструменты, используемые в качестве орудий взлома, можно подразделить на следующие группы:

а) инструменты производственного или хозяйственно-бытового назначения (отвертка, стамеска, долото, топор и т.п.);

б) предметы, специально изготовленные для вскрытия хранилищ и разрушения преград (отмычки, «гусиная лапа» и др.);

в) «случайные» предметы (металлические пруты и т.п.).

В результате применения орудий и инструментов на взломанных преградах остаются:

· следы-отображения - объемные и поверхностные (например, вдавленный след на деревянной двери, в котором отобразились форма и размеры рабочей части ломика-гвоздодера; комплекс царапин-трасс на металлическом сейфе);

· следы-предметы (например, части преграды, запорных устройств, орудий);

· следы-вещества (например, стружки, опилки, частицы разрушенной преграды).

Криминалистическое значение следов орудий взлома заключается в возможности решения при их исследовании криминалистических задач двух групп (диагностических и идентификационных).

Диагностические задачи:

· установление механизма взлома и отдельных обстоятельств события (например, с какой стороны произведено разрушение преграды, количество участников взлома);

· определение признаков лица, совершившего взлом (например, примерного роста, возраста, пола);

· установление групповой принадлежности орудия взлома (например, по форме, размерам объемного следа, образованного рабочей частью стамески на дверной обвязке).

Идентификационные задачи:

· идентификация орудия взлома;

· установление факта использования одного и того же орудия при совершении двух или более преступлений.

Зачастую при расследовании преступлений возникает необходимость в исследовании изделий массового производства, являющихся носителями следов производственного происхождения (пуговицы, скрепки, стекло фарных рассеивателей и т.п.).

Цель исследования подобных объектов - установление общего источника происхождения, которая конкретизируется в решении следующих задач:

· не изготовлено ли исследуемое изделие на конкретном производственном механизме (идентификация агрегата);

· не принадлежат ли исследуемые изделия к одной партии выпуска (установление факта изготовления нескольких изделий с применением одного и того же производственного механизма).

В механоскопии в качестве самостоятельных объектов исследования рассматривают и такие следы-предметы как запирающие механизмы (замки) и предохранительные устройства (пломбы, закрутки).

Типичными вопросами, решаемыми в ходе исследования замков, являются:

· исправен ли запирающий механизм замка, если нет, то пригоден ли он для запирания;

· в отпертом или запертом состоянии замка произведен его взлом;

· орудием какого типа взломан замок;

· можно ли отпереть замок без нарушения целостности бумажного контрольного вкладыша;

· каким способом отперт замок и др.

При исследовании пломб могут быть решены диагностические и идентификационные задачи.

Диагностические задачи:

· вскрывалась ли пломба, если да, то каким способом;

· не производилось ли повторное навешивание пломбы;

· не повреждена ли часть проволоки (бечевы), находящаяся внутри пломбы;

· каково содержание цифровых и буквенных обозначений на контактных поверхностях исследуемой пломбы и др.;

Идентификационные задачи:

· не образованы ли оттиски на поверхностях исследуемой пломбы конкретными пломбировочными тисками;

· не образованы ли оттиски на поверхностях нескольких пломб одними и теми же пломбировочными тисками;

· не образованы ли повреждения на исследуемой пломбе представленным предметом.

Наши рекомендации