Функции образования информационного общества

В современных условиях образование продолжает выполнять характерные для него функции, в том числе - важнейшую для общества культуротворческую функцию. Одна из важнейших задач образования сегодня – определение того, что дают человеку как личности новые информационные технологии, каково их влияние на современное общество, культуру, динамику образовательных систем в частности. Однако в условиях информационного общества у образования появляются и новые специфические функции, а прежние наполняются новым содержанием.

Образование нацелено на выработку информационной культуры как части общей культуры личности, включающей в себя не просто набор навыков технической обработки информации с помощью компьютера и телекоммуникационных средств, но прежде всего умение оценивать получаемую информацию качественно, понимать ее полезность, достоверность, различать тексты содержательные и пустые, хотя и облеченные в правильную грамматическую форму.

Можно сказать, чтомиссия современного образования в социокультурном пространстве информационного общества – это нахождение способов донесения до сознания современного человека того факта, что процесс информатизации современного социума в первую очередь предполагает развитие человека и общества, развитие культуры. Миссия современного образования – создать благоприятные условия для возможной трансформации личности как потребителя информации в личность – потребителя культурных ценностей и затем – в их творца. В сфере образования вырабатывается методология и методика оптимального для развития человека и общества использования современных информационных технологий, которые соответствуют задачам опережающего обучения и являются приоритетом образования в глобализирующемся мире.

Функция актуализации феномена человеческой индивидуальности связанас противостоянием унификации массового сознания, происходящей в силу «потребления» людьми одной и той же информации, новостей глобального характера. Образование оказывает непосредственное влияние на самореализцию личности, стабилизацию сознания человека, придание личности внутреннего стержня. Исследователи отмечают, что для современного человека характерны «лоскутное мировоззрение» (Ю.А. Ляшенко), «мозаичное мышление» (О.В. Павловская), «клиповое сознание» (Н.В. Гоноцкая), что связано с разбросанностью, несистематизированностью, избыточностью информации, которая обрушивается на человека ежедневно. Человек не всегда может ее проанализировать, правильно понять, увидеть в ней глубокие множественные смыслы. Образование направлено на преодоление фрагментарности восприятия и выход на уровень целостного видения и осмысления мира личностью, сохранение самоидентификационной целостности и дееспособности.

Такая функция образования, как интегративная, обусловлена тем, что образование помогает людям разных культур познавать друг друга, общие и различные смыслы, символы, создает общее пространство понимания. Связывает индивида и общество в единую систему. Можно сказать, что образование выступает в роли метадоктрины (Н.Р. Вакулич), задающей направленность на объединение различных мировоззренческих моделей мира с целью сплочения социума вокруг определенных ценностей, что особенно актуально в сложившихся социокультурных условиях нестабильности, переменчивости.

Гуманистическая функция образования связана с обеспечением гуманизации процесса глобализации, противостояния бездуховности и дегуманизации культуры. Наряду с обогащением мышления людей, связанным с компьютеризацией общества, актуализацией необходимости для личности быть креативной и мобильной в процессе адаптации к существованию в потоках информации, сетевые средства массовой коммуникации породили и многие отрицательные стороны современной жизни. Это распространение нелегальных материалов, в том числе безнравственных, информационный терроризм, образование в Сети неформальных молодежных объединений, цели и задачи которых далеки от гуманистических, уход детей и подростков в виртуальный мир компьютерных игр, создающих иллюзию реальности, феномен «компьютерного одиночества», когда, общаясь со всем миром, человек в результате не общается ни с кем. Н.Р. Вакулич отмечает, что «замыкание» человека в виртуальном пространстве способно деструктурировать его внутренний мир, привести к убежденности в относительности реального и нереального, духовного и бездуховного, мертвого и живого, зачастую размывая ту призрачную грань между ними, которая существует в сознании отдельного человека.

Общество нуждается в позитивных ценностях и целях, даже если оно находится в состоянии кризиса. Система образования, участвуя в формировании мировоззрения, через воздействие на человека путем изменения картины мира, внедрения научного метода познания и мышления, путем создания нового языка понимания, помогает сохранению прочных отношений, традиционных основ, незыблемых ценностей. Останавливает процесс потери человеком самого себя, процесс отчуждения человека от собственно «человеческого».

Реализация социально-адаптационной функции связана с обеспечением адаптации индивида к быстро меняющимся условиям социального и трудового бытия посредством создания систем обучения, ориентированных на развитие творческих способностей и личностного интеллектуального потенциала обучающихся, на формирование умений качественного освоения информационной среды и адаптации к ней. Эта функция образования реализуется через выработку способности индивида к сознательному восприятию инновационных процессов социума, умению ориентироваться в экономической, социально-политической, культурной сферах жизни общества, сохраняя свою мировоззренческую позицию и гуманистические идеалы. Периоды адаптации индивида к новым условиям жизни в информационном обществе возникают с высокой скоростью, что актуализирует проблемы самосохранения и самообновления личности. Знание и опыт прошлого трансформируется системой образования в способность человека и человечества к поиску необходимой информации, новых знаний, в способность оптимизировать и увеличивать возможности человека.

Образование как феномен культуротворчества обеспечивает коммуникацию ценностей, организует взаимодействие ценностных потоков отдельных людей, расширяет индивидуальное «Я» до пределов общества (Литвиненко Л.Л.). Именно поэтому можно говорить и о коммуникативной функции образования в информационном обществе.

Образование на любом уровне должно не только давать узкоспециальную подготовку, но и формировать личность, воспитывать гражданские качества, учить человека современным формам общения, готовить его жить в быстро изменяющемся мире, развивать у него способность осваивать новую информацию, принимать эффективные решения с учетом их социальных последствий и нести за это ответственность. Глобальное по своей значимости влияние образования на развитие государства, общества, цивилизации в целом и на становление и развитие личности в условиях информационного общества не позволяет оценивать его исключительно с точки зрения рыночной востребованности на данный момент, что характерно для общества потребления. Также как и науку нельзя оценивать только по параметру прибыльности.

Наши рекомендации