Субъекты образования информационного общества

Черты современного образовательного процесса информационного общества радикально меняют положение и учащегося (студента), и педагога (учителя, преподавателя). Последний перестает быть монопольным обладателем знания, а первый - смиренным подражателем и потребителем дозированной информации. Если ранее учащийся был «замкнут» в конечных системах общего и профессионального образования, то сейчас он становится субъектом нетрадиционного непрерывного образования: социокультурный статус «учащегося» заменяется положением «обучающегося», что фиксирует его самостоятельность и активность в познавательном процессе (Литвиненко Л.Л.).

Изменение отношений в системе «учитель-ученик» исследователи связывают со снятием противостояния в этой оппозиции, со смещением роли учителя в сторону «консультанта». В эпоху развития информационных образовательных систем эта роль вполне оправдана. Информация, которая обрушивается на ученика ежедневно, зачастую разбросана, не систематизирована, избыточна. Ученик не всегда в силу возраста и недостаточного опыта может ее проанализировать, правильно понять, увидеть в ней глубокие множественные смыслы, оценить качество информации с точки зрения ее полезности и достоверности. Кроме того, школьнику сложно сохранять "внутреннюю дистанцию" в увлекательном и захватывающем существовании в "виртуальной реальности", противостоять давлению массовой культуры. Задача образования и конкретного педагога – помочь школьнику преодолеть поверхностность и фрагментарность восприятия и выйти на уровень целостного видения и осмысления мира, сформировать способность творческого усвоения и индивидуальной переработки любых текстов (электронных и печатных). Как консультант педагог помогает учащимся ориентироваться в новой информации, находить ответы на свои вопросы, делать выбор, разрабатывать маршрут для самостоятельного поиска нужной информации, советует определенные сайты, web-страницы, организует обмен данными между учениками-пользователями Сети, помогает целесообразно использовать время, проводимое в Сети, оценивает информацию, найденную учащимся в Сети.

Еще одна новая для педагога роль, появившаяся в связи с развитием информационных технологий и их внедрением в систему образования, – это роль создателя информационно-образовательной среды как пространства различных форм и методов размещения и отображения знания, в том числе гипертекстовых и гипермедийных форм представления знаний. Также к современным ролям педагога можно отнести роли модератора (педагог, осуществляющий поддержку и организацию активной работы участников образовательного проекта), сетевого предметного методиста (учитель-методист, оказывающий методические услуги посредством Интернет-коммуникаций по своему предмету другим педагогам), дистанционного тьютора (педагог, оказывающий образовательные услуги для школьников или взрослых через Интернет, как правило, пользующийся учебными материалами, разработанными другими авторами), куратора дистанционного обучения (педагог, организующий процесс дистанционного обучения – набор на курс, отслеживание посещаемости, вопросы аттестации и прочее).

Эволюция отношений в системе «педагог-ученик» представляет собой цепочку: устная форма общения - письменная форма общения через тексты книг - виртуальная форма общения, опосредованная гипертекстом на экране компьютера. При этом нельзя сказать, что каждая последующая форма отношений полностью замещала предыдущую. Все три формы отношений сосуществуют в образовательном пространстве информационного общества. Безусловно, устного живого общения стало меньше, но оно всегда останется в сфере образования, особо актуализируясь в ситуациях передачи культурной и духовной традиции.

Время изменило сущность ролей педагога и ученика, формы и содержание их общения, возрастные и временные рамки традиционного образования, обострив противоречия между информационными потребностями и информационными возможностями поколений школьников и учителей, проявляющиеся в разной готовности субъектов процесса обучения к восприятию изменений, характерных для информационного общества.

Однако несмотря ни на что пара «педагог-ученик» остается центральной парой образовательного процесса. Роль педагога в современной образовательной парадигме, переставая быть доминирующей, не перестаёт быть определяющей для процесса и результатов образования. Эта роль не укладывается в рамки понимания педагога как равнодушного координатора учебного процесса и настройщика компьютерных программ (В.И. Загвязинский). Она накладывает на педагога обязанность быть активным творческим образованным человеком, обладающим талантом общения, умеющим найти свой подход к каждому ученику и вдохновить его своей позитивной энергией на ту или иную деятельность, ставящим развитие ученика и его здоровье в центр педагогического взаимодействия.

Информационное общество определяет и новый облик учеников. Если для большинства школьных учителей, профессиональное становление которых происходило в иных условиях, вхождение в новую социокультурную среду зачастую сопровождается состоянием «культурного шока», то для современных школьников, родившихся в век медиатехнологий, это оказывается естественным процессом. Необходимость установить игру, записать диск, открыть нужный файл заставляет детей с раннего детства изучать компьютер и овладевать простейшими навыками работы с ним. Уже на этапе обучения в школе компьютерная грамотность нужна для более серьезной подготовки к урокам, для написания докладов, рефератов и других работ научного характера.

Изменились не только роли педагога и ученика, но и возрастные и временные рамки традиционного образовательного процесса. Учатся сегодня не только дети и молодежь. Темп жизни и скорость социально-технического прогресса ведут к необходимости непрерывного обучения (переобучения, повышения квалификации) всех активных членов общества, включая и самих педагогов. В современных социокультурных условиях обучение позволяет педагогам овладеть современными технологическими средствами передачи знания, умениями разработки методической стороны образовательных технологий. Роль навигатора в информационном океане требует от педагога соответствующей подготовки в области адаптирования, применения, совершенствования, создания новых информационных технологий в образовательном процессе. Использование в образовании новых форм организации педагогической коммуникации актуализирует для педагогов овладение методами разработки содержания дистанционного общения и методик реализации дистанционных курсов, знание критериев выбора в соответствии с особенностями ученика и педагогической целью наиболее целесообразного способа ввода информационного сообщения и актуализации тех свойств ученика, которые позволяют его принять.

Кроме того, круг обязанностей и умений педагога расширился в связи с необходимостью знакомства обучающихся с новыми языками общения, которыми можно пользоваться при виртуальном взаимодействии, элементами сетевого этикета, разработки текстов, используемых в Сети.

Современная информационная среда изменяет также содержание и формы общения педагога и ученика. Получив доступ к учебным курсам через Интернет, школьники и студенты (прежде всего студенты, которые часто сами оплачивают каждый курс) имеют возможность в учебной аудитории общаться с преподавателем через систему вопросов к нему по содержанию учебной дисциплины. В виртуальном пространстве это и общение в «чатах», тоже предполагающее обмен вопросами, репликами, мнениями в режиме реального времени с использованием специальных программ, и переписка по электронной почте, которую сегодня называют видом эпистолярного жанра в новой цифровой форме, и коммуникация с использованием мультимедийных технологий.

«Добавление» в процесс естественного педагогического общения такого посредника, как компьютер, усложнило выстраивание эмоционально насыщенных отношений в системе «педагог-ученик». Задача педагога в этих условиях – научиться выстраивать отношения с учеником так, чтобы сформировался эмоциональный контакт. Как отмечает И.А. Колесникова, на просторах Интернета многие невербальные средства (жесты, мимика, взгляд, движения поза участников коммуникации) становятся недоступными, «невидимыми», что затрудняет осуществление контактов, снимает встречные эмоциональные реакции. В исследованиях Г. Астляйтнера также содержатся указания на то, что во время занятий в «он-лайновом» классе у учащихся фиксируются повышенная неуверенность в себе, отчужденность и изолированность, ощущение дефицита общения и отсутствия психологической поддержки. Хотя отмечается также и то, что целенаправленная работа по компенсации эмоционального дефицита может способствовать установлению высокой степени внутреннего контакта между участниками процесса педагогической коммуникации.

Наши рекомендации