Закономерности структурного созревания мозга
Основная закономерность в характере созревания мозга как многоуровневой иерархически организованной системы проявляется в том, что эволюционно более древние структуры созревают раньше. Это прослеживается в ходе созревания структур мозга по вертикали - от стволовых образований, обеспечивающих жизненно важные функции, к коре больших полушарий. По горизонтали развитие идет от проекционных отделов, включающихся в обеспечение элементарных контактов с внешним миром, к ассоциативным, ответственным за сложные формы психической деятельности.
Для развития каждого последующего уровня необходимо полноценное созревание предыдущего. Так, для созревания проекционной коры необходимо формирование структур, через которые поступает сенсорно-специфическая информация. Для развития в онтогенезе ассоциативных корковых зон необходимо формирование и функционирование первичных проекционных отделов коры. Так, нарушение в раннем возрасте проекционных корковых зон приводит к недоразвитию областей более высокого уровня (вторичные проекционные и ассоциативные отделы). Этот принцип развития структур мозга в онтогенезе Л.С. Выготский обозначил как направление «снизу вверх».
Следует подчеркнуть, что позже созревающие структуры не просто надстраиваются над уже существующими структурами, а оказывают влияние на их дальнейшее развитие. Так, при исследовании активности отдельных нейронов было показано, что только после созревания проекционной корковой зоны нейроны релейного ядра таламуса приобретают зрелого типа специализированную реакцию на афферентный стимул.
Сформированная многоуровневая организация мозга носит иерархический характер. Ведущую роль в осуществлении психических процессов приобретают высшие отделы коры больших полушарий, управляющие подчиненными им структурами более низкого уровня. Такой принцип иерархической организации структур зрелого мозга Л.С. Выготский обозначил как направление «сверху вниз».
Длительный и гетерохронный характер созревания структур мозга определяет специфику мозговой организации психических процессов в различные возрастные периоды.
Проверь себя
1. Каковы основные закономерности структурного созревания мозга?
2. Перечислите основные этапы созревания нейронного аппарата коры и дайте их характеристику.
12
Психофизиологическая характеристика младенческого и раннего возраста
Новорожденный ребенок
Функциональное состояние новорожденного во многом зависит от протекания беременности и определяет как переход к новым условиям существования при родах, так и дальнейшее прогрессивное развитие организма. К стрессогенным факторам при рождении и встрече с новой средой обитания относятся: перепад температуры на 12-16°, действие гравитационных сил, усиленная афферентная стимуляция - световая, звуковая, тактильная. Ко всем этим факторам должен приспособиться новорожденный организм. О его состоянии судят по ряду признаков, характеризующих психомоторное развитие. Оценивается скорость наступления и интенсивность первого крика, свидетельствующего о включении в деятельность дыхательной системы характеристика мышечного тонуса, наличие и выраженность ряда безусловных рефлексов, имеющих приспособительное значение, связанное с удовлетворением основных биологических потребностей таких, как защитные (зажмуривание, мигание), пищевые (сосание)- и др. В период новорожденности выражены и рефлексы, свойственные животным (атавистические). Это рефлексы Бабинского (отведение большого пальца ноги при раздражении подошвы), хватательный рефлекс, настолько сильный, что ребенок может удерживать собственный вес, и другие. Он необходим для многих детенышей животных, цепляющихся за шерсть матери при ее передвижениях и прыжках. Эти рефлексы быстро угасают в первые месяцы жизни.
В период новорожденности отсутствует свойственное старшему возрасту состояние относительного покоя как оптимального фона для восприятия информации. Кратковременно присутствуют чередующиеся с состоянием сна периоды активного бодрствования, связанные с принятием пищи, манипуляциями взрослого (туалет, переодевание) или дискомфортом. В ЭЭГ соответственно отсутствует характерная для состояния покоя ритмическая синхронизированная активность. ЭЭГ новорожденного в основном представлена группами медленно волновых колебаний подкоркового генеза. Кратковременным периодам пробуждения соответствует низко амплитудная полиморфная электрическая активность («плоская» ЭЭГ).
Вместе с тем уже с периода новорожденности внешнесредовые факторы начинают играть ведущую роль в психическом развитии ребенка, обеспечивая контакты с внешним миром и удовлетворяя потребность в ощущениях, с которой новорожденный появляется на свет.
Внешнесредовые воздействия подразделяются на два больших класса - специфические воздействия на органы чувств (зрительной, слуховой, тактильной и других модальностей) и надмодальные воздействия со стороны окружающих людей и, прежде всего, матери. От формирования связи и взаимоотношений с матерью существенно зависит характер развития ребенка. Физиологическая связь с матерью во время внутриутробного периода не должна полностью прерваться с его появлением на свет - это обеспечивается процессом грудного вскармливания, которое, по мнению специалистов, должно начаться как можно раньше. Роль грудного вскармливания обосновывается следующими моментами:
1. Молозиво, выделяющееся сразу после рождения и предшествующее появлению молока, содержит не только необходимые пищевые компоненты, но обладает и антисептическими свойствами, что необходимо
как ребенку, так и матери (профилактика мастита);
2. При кормлении выделяются гормоны пролактин и окситоцин, провоцирующие молокообразование и сокращение матки соответственно, что продлевает период лактации и создает оптимальное состояние у матери;
3.Выделяющиеся при кормлении эндорфины обеспечивают положительно эмоциональное взаимодействие в диаде мать - ребенок. В этом взаимодействии важная роль также принадлежит тактильной информации, получаемой ребенком о прикосновения к телу матери. Телесный контакт с матерью особо важен для аффективного развития ребенка.
Среди внешнесредовых воздействий разной модальности для когнитивного развития наиболее значима зрительная стимуляция, поскольку у человека основным информационным каналом, создающим образ внешнего мира, является зрительный.
Морфологические данные показывают, что к моменту рождения зрительная проекционная кора имеет наибольшую по сравнению с другими корковыми зонами ширину. Миграция клеток в корковую пластинку осуществилась на 4-6-м лунных месяцах. Определенной степени развития достигают пирамиды нижних слоев (V и IV). Менее развиты, но уже функционируют, не пирамидные веретенообразные нейроны, которые воспринимают афферентную посылку и передают ее пирамидным клеткам. Дендриты - тонкие и слабо ветвящиеся. На телах еще окончательно не дифференцированных и не достигших конечного размера клеток отмечается относительно малое количество синапсов (1/6 от количества у взрослого), образованных концевыми окончаниями аксонов.
Созревший к моменту рождения морфологический субстрат обеспечивает поступление зрительной информации в кору больших полушарий. Об этом свидетельствует наличие биоэлектрической реакции на вспышку света - вызванного потенциала (ВП). ВП новорожденного имеет простую двухфазную позитивно-негативную форму (рис. 20). Начальная позитивность свидетельствует о том, что информация поступает, так же как во взрослом мозге, в IV слой, наиболее развитый в сенсорных зонах, и адресуется через
Рис.20. Зрительные вызванные потенциалы новорожденного
А - схема локализации отведений в полях 17-19 (I, От, 01) и за ее пределами (Р). Б - соответствующие вызванные ответы. Видно, что максимальная амплитуда ВП наблюдается в первичной проекционной зоне, вне зоны ответ не регистрируется. В - усредненные значения амплитудно-временных параметров позитивно- негативного ВП, зарегистрированного в первичном проекционном поле (сплошная линия) и во вторичных полях (пунктир).
созревшие к этому времени переключательные вставочные нейроны пирамидам нижних слоев зрительной коры. Ответ регистрируется строго локально в зрительной проекционной области - в поле 17, что подчеркивает модальную специфичность основного комплекса ВП новорожденного. Характерной особенностью коркового ответа на зрительный стимул является его длительная латентность (150-160 мс по сравнению с 40-50 мс в зрелом мозге), что отражает замедленность прихода информации в кору по еще не миелинизированным зрительным путям и определяет низкие оперативные возможности реагирующей системы.
Какие же операции начинают осуществляться с поступающей в кору зрительной информацией?
Важной для развития восприятия является рано сформированная чувствительность зрительной системы новорожденного к движущимся объектам. Движение входит также в число высокоэффективных возбудителей внимания, двигательными компонентами которого являются как скачкообразные саккадические, так и прослеживающие движения глаз - более совершенная форма глазодвигательной активности. Реакция на движение запускается наиболее рано созревающими рецепторами сетчатки, находящимися на ее периферии, и совершенствуется до 6-месячного возраста. С первых дней жизни отмечаются только горизонтальные следящие движения, сначала хаотичные, к 1 мес. содружественные, что говорит о возникновении бинокулярной фиксации объекта. Глазные движения могут быть опосредованы как подкорковым зрительным центром - передним двухолмием, так и корой больших полушарий. В период новорожденности преобладает подкорковая регуляция глазодвигательной активности. Уже на ранних этапах онтогенеза глазные движения как компонент внимания обеспечивают обнаружение объекта и удержание его в поле зрения, продлевая, таким образом, контакт ребенка с предметом.
Функционирование канала обнаружения движущегося объекта базируется на созревающей структурной основе и имеет свои особенности. Движение предмета в поле зрения воспринимается клетками нижних (IV и V) слоев зрительной коры - детекторами движения. Поскольку созревание нервных элементов идет в направлении от глубины к поверхности, эти слои раньше включаются в деятельность. Процессы, развертывающиеся на этом уровне, имеют невысокую разрешающую способность, не могут обеспечить детального восприятия предмета, а создают только общее представление о нем. Само движение предмета, когда все его отдельные части перемещаются в одном направлении и с одинаковой скоростью, как бы способствует их первичной интеграции, объединению в единый недифференцированный образ объекта.
На основе включения зрительного канала начинают строиться и коммуникативные отношения.
С первых часов и дней жизни устанавливается контакт «глаза в глаза». Лицо матери оказывается высоко значимым, выражено предпочитаемым и рано распознаваемым по сравнению с неживыми предметами раздражителем. Отсутствие реакций ребенка на лицо матери настораживает и требует консультации детского невролога.
Раннее узнавание лица матери базируется на многих биологических и физиологических факторах. Прежде всего, здесь действует, помимо зрительной, целый комплекс разномодальной информации. Это звуковой (голос), тактильной (телесный контакт, руки матери), обонятельной (запах). Кроме того, в лице сочетаются признаки, известные как эффективные возбудители внимания, такие как сложность конфигурации, упорядоченность черт, движение (обычно мать склоняется к ребенку или поднимает его к себе). Значимость движения подтверждается тем, что новорожденные даже при низкой остроте зрения преимущественно следят за тем движущимся изображением, которое больше всего напоминает рисунок лица. Изображения, включающие измененное положение черт лица, контуры без деталей не были столь эффективны.
На коммуникацию направлен и вокализационный компонент поведения новорожденного. Первая экспрессивная звуковая реакция - крик - информирует мать о состоянии ребенка и содержит призыв к удовлетворению базовых потребностей.
Таким образом, уже в период новорожденности закладывается основа процессов, определяющих развитие познавательной и коммуникативной деятельности ребенка.