Упражнение 5. «Дискуссия в стиле ток – шоу»
«Группа из 3-5 человек ведет дискуссию на заранее выбранную тему в присутствии остальных участников. Зрители вступают в обсуждение позже: они высказывают свое мнение или задают участникам вопросы. Основные участники обсуждения должны быть достаточно компетентны в данной области и хорошо подготовлены к конкретной беседе. Важно также, чтобы личные качества основных действующих лиц не отвлекали внимания от темы дискуссии и чтобы все участники имели равную возможность высказать свою точку зрения (выступление не должно продолжаться более 3-5 минут). Ведущий должен следить за тем, чтобы участники дискуссии не отклонялись от заданной темы. Продолжительность дискуссии не должна превышать 1,5 часа.
Предварительно:
- Сообщите тему дискуссии ее участникам (желательно в форме дискуссионного вопроса).
- Участникам необходимо продумать собственную позицию по теме дискуссии.
- Пригласить экспертов и попросить их подготовиться к краткому выступлению по теме (2-3 минуты), подготовить справочную информацию.
- Аудиторию следует организовать по типу студии: зрители размещаются полукругом по отношению к экспертам.
- При проведении:
- Представить тему дискуссии (в качестве мотивации может послужить видеофрагмент, цитата из прессы, короткая история…).
- Представить экспертов.
Сообщить правила проведения ток-шоу:
- Сначала эксперты высказываются по проблеме (2–3 минуты каждый);
- Чтобы получить слово надо поднять руку;
- Слово зрителям предоставляет ведущий;
- Зрители могут выступать со своим мнением или задавать вопросы отдельным или всем экспертам (не дольше 1 минуты);
- Ведущий имеет право задавать вопросы;
- Ведущий имеет право прервать выступающего, превысившего лимит времени;
- Эксперты отвечают на вопросы как можно конкретнее и короче;
Предоставить слово экспертам, после чего попросите зрителей выступать и задавать вопросы. Следите за временем.
Проведите подведение итогов по содержанию дискуссии и манере ее проведения.»[18]
Упражнение 6. “Дебаты”[19]
Цель – научить респондентов аргументировано и спокойно отстаивать свою точку зрения и способности убедить оппонентов, используя имеющуюся информацию по проблеме при помощи МОПС =формулы.
Дискуссия в ролевой форме дебатов представляет собой разновидность дискуссии-спора и применяется для обсуждения сложной и противоречивой проблемы, по которой существуют резко противоположные точки зрения.
- Необходимо прочитать прочитана вводную лекцию и даны рекомендации по проведению дискуссии.
- Задать тему и выбрать две возможные точки зрения на проблему.
- Участникам необходимо выбрать наиболее близкие им точки зрения и объединиться в две микрогруппы
- Определить правила дискуссии, продолжительность обсуждения в группах и регламент выступления группы в дебатах
- Организовать обсуждения проблемы в микрогруппах: распределить роли между членами каждой группы; выстроить систему аргументов для убеждения оппонентов с использованием МОПС формулы ; продумать ответы на возможные вопросы; решить вопрос о том, как распорядиться предоставленным временем
- Во время дебатов по очереди предоставлять слово представителям групп, при соблюдении регламента выступления.
В завершении дебатов необходимо провести совместный анализ результатов дискуссии.
Упражнение 7. «Диспут»
«Ведущий объявляет тему и предоставляет слово желающим (иногда тем, кто специально подготовился). Ход диспута определяется частично ведущим, но в основном непредсказуем, имеет эмоциональный характер.»[20]
Упражнение 8. «Дизайнеры»
Упражнение выполняется группой из 4-6 человек, имеющих опыт совместной работы и знакомой с правилами «мозгового штурма» в течении 15 – 20 минут. Для работы необходимо несколько листов бумаги, разноцветные фломастеры или карандаши (количество цветов - по числу участников группы).
Группа выбирает ведущего. Остальные являбются генераторами Отличие упражнения «Дизанеров» от мозгового штурма состоит в том, что запрещены любые разговоры и общаться можно только при помощи фламастеров. Рисать слова и фразы запрещается. Можно только рисовать. Каждый рисует своим цветом,чтобы по цвету рисунков можно было определить, кому принадлежит идея.
Пример упражнения
Задача: Через полноводную реку построен мост. При промышленном освоении района возникла проблема – под мостом должны проходить суда более высокие, чем те, на которые рассчитан мост. Разница в высоте несколько метров. Как быть?
Необычные условия работы в группе стимулируют сосредоточение внимания на предложениях партнеров. Это очень важно в коллективной творческой деятельности. В практике проведения занятий был случай, когда участники одной из групп на разборе сказали, что такой режим работы им кажется более эффективным чем "мозговой штурм", когда каждый старается высказаться, перебивая другого. Важно учитывать, что по сравнению с обычным "штурмом" для упражнения "Дизайнеры" нужно дать слушателям примерно в два раза больше времени, т. к. рассказать об идее можно гораздо быстрее, чем нарисовать конструкцию, пусть даже чисто символически. В зависимости от задания, что результаты упражнения "Дизайнеры" могут быть более конструктивными, чем результаты "мозгового штурма": Много идей и они более проработаны.