Телевизионная передача как комплекс художественных и технических средств
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ (основы творческой деятельности журналиста)
Предметно-вещевая среда как источник информации.
Под предметно-вещевой средой понимается обстановка, которая нас окружает. Предметы и вещи могут рассказать о событиях иной раз не меньше, чем человек. Главный вопрос для журналиста: где отыскать эти источники. На данный момент в обществе утвердилось понимание необходимости оказывать средствам массовой информации организационную информационную поддержку. Сегодня существует система информирования журналистов о происходящих событиях. К основным его формам Г. В. Лазутина относит следующие: 1.Брифинги - короткие совещания работников сми.2. Презентации - торжественные встречи представителей каких-либо государственных, общественных или частных структур с общественностью, сми3. Пресс-конференции - встречи в связи с актуальными событиями или для ответов на их вопросы;4. Пресс-релизы - специальные сводки сообщений для прессы о существенных фактах в той или иной сфере действительности, подготовленные соответствующими пресс-службами;5. бюллетени 6. Экстренные сообщения по факсу или электронной почте, Пресс-центров Они поставляют редакциям СМИ сведения, которые в дальнейшем находят отражение в материалах печатной и эфирной журналистики. 7 клубы и ассоциации журналистов. Они фактически не являются производителями информации, но способствуют обмену и распространению важных сообщений, заключению контрактов и соглашений в этой сфере. В высшей степени существенно и то, что сегодня законодательно предусмотрено право журналистов запрашивать и получать информацию от государственных органов и организаций, общественных объединений и должностных лиц.
2. Место телевидения в системе средств массовой информации (А. Князев, «Основы тележурналистики и телерепортажа»).
Телевидение -наиболее массовое. Эта способность телевидения объясняется его спецификой как средства создания, передачи и восприятия информации. Во-первых, эта специфика заключается в способности электромагнитных колебаний, несущих телевизионный сигнал, проникать в любую точку пространства в зоне действия передатчика. Во-вторых, специфика ТВ (в отличие от радио) в его экранности, - обеспечивает непосредственно-чувственное восприятие телевизионных образов, Звукозрительный характер телевизионной коммуникации усиливается персонификацией информации, В третьих, телевидение способно сообщить в звукозрительной форме о действии в момент его свершения. Симультантность, создающая эффект присутствия зрителя на месте событий, придает телевизионному сообщению особую достоверность, документальность, реалистичность, что обеспечивает исключительность в решении информационных задач телевидением как одной из разновидностей СМИ.
Информационная функция -удовлетворение информационных потребностей человека, общества, государства. Это относится и к телевидению, которое отличается лишь тем, что способно распространять информацию полнее, быстрее, достовернее и эмоционально более насыщенно, нежели радио или печатные СМИ.
Культурно-просветительская функция -элемент дидактики, назидательности. Любая телепередача в какой-то мере приобщает человека к культуре. Даже информационные программы демонстрируют зрителю участников событий, ведущих, их стиль общения, степень грамотности и т.д. Интегративная функция - Все СМИ поддерживают нормальное функционирование общества, на которое распространяется их воздействие. Задача телевидения - развитие этого ощущения сопричастности каждого ко всем. Усиление общих для аудитории ценностных установок (на общечеловеческие, общенациональные и др. системы ценностей), Социально-педагогическая (управленческая) функции -Выполнение этой функции предполагает прямую вовлеченность в ту или иную систему воздействия на население, на пропаганду определенного образа жизни с соответствующим набором политических, моральных и духовных ценностей. Организаторская функция -Организаторская функция ТВ возникает в том случае, когда телевидение само становится инициатором той или иной общественной акции. Образовательная функция - понимается трансляция учебных циклов в помощь людям, получающим то или иное образование Рекреативная функция
Телевизионная передача как комплекс художественных и технических средств.
Телевидение ограничено временными рамками, структурой программ.. Сетка вещания — это метод организации вещания, определяется график выхода в эфир телепередач, Сеткой вещаниятакже называется и итоговый документ. Технология телевидения связанна с передачей на расстояние изображений объектов и звукового сопровождения (речи, музыки) при помощи радиосигналов (эфирное телевидение) или электрических сигналов, передаваемых по проводам (кабельное телевидение). Принцип телевидения состоит в последовательном преобразовании элементов изображения в электрические сигналы (анализ изображения), передаче этих сигналов по каналам связи в пункт приема и обратном их преобразовании в видимое изображение (синтез изображения). Зарождение телевидения относится к началу 20 в. Однако практическое освоение телевидения началось в начале 1930-х гг. после изобретения передающей телевизионной трубки и кинескопа. К началу 50-х гг. в США и затем в других странах были разработаны системы цветного телевидения электронного типа. В современных стандартных системах цветного телевидения (например, СЕКАМ, ПАЛ), совместимых с черно-белыми, передаются одновременно 2 вида сигналов: сигнал яркости, несущий информацию о яркости передаваемой сцены; сигнал цветности (образован двумя так называемыми цветоразностными сигналами), несущий информацию о ее цвете.
Художественные средства изображения(портретные характеристики, пейзаж, внимание к деталям, образно-экспрессивный язык).
4. Специфика телевидения.
Великие мастера Сергей Эйзенштейн, Чарлз Чаплин, Лев Кулешов, Дзига Вертов, Кино «говорит» языком экрана – языком движущихся изображений, сочетающихся со словом, музыкой, шумами, т. е. языком звукозрительных образов, как в документальных, так и в художественных (игровых) фильмах.
Телевидение заимствовало у кино, вместе с экраном, богатейший арсенал гибких, емких, сильных выразительных средств и приспособило его к своим специфическим особенностям.
Однако эстетические различия между кино и телевидением все же существуют. Некоторые из выразительных средств кино перенесены телевидение.: диалог, действие, актерскую игру телевидение унаследовало от театра; экран и его изобразительно-выразительные средства телевидение заимствовало у кино, способность проникнуть в дома людей, вездесущность и одновременность телевидение получило от радио.
Отличие телевидения от радиовещания – в средствах выражения. Единственное средство радио – звук; телевидение воздействует и изображением.
Телевидение способно охватить самые широкие слои населения, даже те, которые остаются за пределами влияния других сми.
вездесущностью способность электромагнитных колебаний, несущих телевизионный сигнал, принимаемый телевизором, проникать в любую точку пространства.
экранностью способность передавать изображений, сопровождаемых звуком.– Одновременность действия, события и отображения его на экране – уникальное качество телевидения.
способность к созданию и распространению нефиксированных сообщений непосредственностью телевидения.
симультанностью - одновременностью наблюдения и показа, трансляции
аудитории телевизионной информации,
персонифицированной (т. е. олицетворенной) ее автором и участниками «эффект присутствия»
5. Общественные функции телевидения.
Информационная функция -удовлетворение информационных потребностей человека, общества, государства. Культурно-просветительская функция -В культурно-просветительских программах очень часто присутствует элемент дидактики, назидательности. программы демонстрируют зрителю степень грамотности и Интегративная функция - Усиление общих для аудитории системы ценностей) Социально-педагогическая (управленческая) функции -воздействия на население, на пропаганду определенного образа жизни с соответствующим набором политических, моральных и духовных ценностей. Организаторская функция -само становится инициатором той или иной общественной акции. Образовательная функциятрансляция учебных циклов в помощь людям, получающим то или иное образование Рекреативная функция. Журналисты могут принимать участие в создании развлекательных программ рекреативной направленности в качестве редакторов, ведущих.
6. Образовательная и рекреативная функции телевидения. Функция отражения общественного мнения.
Культурно-просветительские передачи отображают общекультурные традиции (новости культурной жизни, тематические программы о тех или иных видах искусства и литературы), общественное мнение (философские, мировоззренческие передачи) и культурную специфику (трансляция произведений искусства и литературы, художественное вещание).
Выполняют следующие задачи: просвещение, воспитание, образование аудитории; усвоение ею духовных, нравственных и культурных ценности; приобщение ее к ценностям национальной и мировой культуры.
В настоящее время просветительские программы существуют благодаря избирательной финансовой поддержкой государством(передачи, созданные при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям), либо – с достаточной степенью самостоятельности - топ-менеджерами той или иной радиостанции.
Если вплоть до 1990 г. на радиостанциях было много образовательных программ, транслировались оперы и симфоническая музыка, то, начиная с 1990-х годов, общая тенденция на государственном радио характеризуется явным движением в сторону массовости. Карусель:Бериляка учится, Дождь. Лекции на дожде, ACADEMIA» – мегапроект телеканала «Культура», Полиглот
Образовательная функцияпонимается трансляция учебных циклов в помощь людям, получающим то или иное образование Рекреативная функция - Рекреация - это отдых, расслабление, восстановление сил. Ток–шоу — разговорный жанр, современный аналог теледискуссии. «разговорное представление». Появился термин применительно к эстрадному жанру, где один конферансье-затейник развлекает публику разговорчиками, иногда вовлекая в общение зрителей из зала. Признаками жанра считаются: легкость разговора, артистизм ведущего, обязательное присутствие аудитории. Успех ток-шоу зависит от актуальности приглашенного гостя, его умения говорить, а потом только имеет значение подготовленность ведущего. 5 канал «Открытая студия» с Никой Стрижак, СТС «Жизнь прекрасна» М.Швыдкой и Е.Перова, «Жди меня», Первый канал «Вечерний Ургант» и «Пусть говорят»
Отражение общественного мнения, как правило, преследует цель влияния на это мнение. Для грамотного выполнения такой социально-педагогической работы журналист должен обладать знаниями в области социологии, понятие репрезентативности (пропорциональной представительности разных социальных групп) поможет избежать грубых ошибок. журналисты отождествляют мнение общества с мнением наиболее активной части зрителей. передача «Общественное мнение: встреча нового политического года» по итогам декабрьских (1993) выборов в Госдуму. Ведущая Максимова не скрывала радости: звонки зрителей, голосовавших за партии Гайдара и Явлинского, явно перевешивали, обещая победу демократам. впереди оказались партии Жириновского и Зюганова. Растерянность журналистов была так велика, что передачу прервали на середине. Вместо триумфа получился конфуз.
7. Место телевидения в системе средств массовой информации.
Телевидение, массовым из СМИ. Эта способность телевидения объясняется его спецификой как средства создания, передачи и восприятия информации. Во-первых, эта специфика заключается в способности электромагнитных колебаний, несущих телевизионный сигнал, проникать в любую точку пространства в зоне действия передатчика. Во-вторых, специфика ТВ (в отличие от радио) в его экранности, то есть, в передаче информации посредством движущегося изображения, сопровождаемого звуком. Именно экранность обеспечивает непосредственно-чувственное восприятие телевизионных образов, а значит и их доступность для самой широкой аудитории. Звукозрительный характер телевизионной коммуникации усиливается персонификацией информации, телевидение в большом числе случаев подразумевает личностные контакты автора или ведущего и участников передачи с аудиторией. В третьих, телевидение способно сообщить в звукозрительной форме о действии в момент его свершения. Симультантность, создающая эффект присутствия зрителя на месте событий, придает телевизионному сообщению особую достоверность, документальность, реалистичность, что обеспечивает исключительность в решении информационных задач телевидением как одной из разновидностей СМИ.
8. Телевизионная передача как комплекс художественных и технических средств.
Телевидение, как и любое средство массовой информации (как печать — площадью газетного номера), ограничено временными рамками, структурой программ. Предварительный контур общей структуры телевидения вырабатывается в ходе программной телевизионной верстки и получил название сетка вещания. Сетка вещания — это метод организации вещания в ходе которого определяется график выхода в эфир телепередач, содержащий время и название передач. Отталкиваясь от принятой сетки вещания, телестудия верстает отдельные передачи. Планы телестудии реализуются в павильонных или натурных съемках. Принцип телевидения состоит в последовательном преобразовании во времени элементов изображения в электрические сигналы (анализ изображения), передаче этих сигналов по каналам связи в пункт приема и обратном их преобразовании в видимое изображение (синтез изображения). Зарождение телевидения относится к началу 20 в. Однако практическое освоение телевидения началось в начале 1930-х гг. после изобретения передающей телевизионной трубки и кинескопа. В современных стандартных системах цветного телевидения (например, СЕКАМ, ПАЛ), совместимых с черно-белыми, передаются одновременно 2 вида сигналов: сигнал яркости, несущий информацию о яркости передаваемой сцены; сигнал цветности (образован двумя так называемыми цветоразностными сигналами), несущий информацию о ее цвете.
Художественные средства изображения(портретные характеристики, пейзаж, внимание к деталям, образно-экспрессивный язык). Это постоянная «увязка» технических и творческих проблем. Редактору необходимо знать сложный комплекс средств художественного выражения: технические возможности камеры, электронные «спецэффекты», монтаж.