Разработка информационного обеспечения задачи
По необходимости целесообразно придерживаться следующих подразделов.
1) Информационная модель и ее описание
Методика разработки информационной моделипредполагает моделирование:
- взаимосвязей входных, промежуточных и результатных информационных потоков и функций предметной области (структурно-функциональная диаграмма или диаграмма потоков данных). В описании информационной модели необходимо объяснить, на основе каких входных документов и какой нормативно-справочной информации происходит выполнение функций по обработке данных и формирование конкретных выходных документов;
- информационной базы (диаграмма сущность‑связь‑инфологической модели и диаграмму взаимосвязей файлов даталогической модели), необходимых для функционирования ИТКС, возможно выполненную на основе уже разра-ботанной структурно-функциональной диаграммы или диаграммы потоков данных.
При наличии в КР диаграммы сущность‑связь на её графическое содержание не будут накладываться условия соответствия ГОСТу.
Для диаграммы следует дать краткое описание с объяснением того, какие реальные объекты предметной области отражают выделенные сущности и как отношения между сущностями на диаграмме соответствуют взаимосвязям объектов на практике.
При проектирования информационных баз данных следует выделять этапы разработки общей модели данных и подмоделей, предназначенных для конкретных задач, решаемых с помощью ИТКС.
2) Используемые классификаторы и системы кодирования
Необходимо дать краткую характеристику используемым для решения данного комплекса задач классификаторам и системам кодирования.
Структура кодовых обозначений объектов может быть оформлена в виде таблицы с таким содержанием граф:
- наименование кодируемого множества объектов (например, кодов подразделений, табельных номеров и т.д.),
- значность кода,
- система кодирования (серийная, порядковая, комбинированная),
- система классификации (иерархическая, многоаспектная или отсутствует),
- вид классификатора (международный, отраслевой, общесистемный и т.д.).
Далее производится описание каждого классификатора, приводится структурная формула и рассматриваются вопросы централизованного ведения классификаторов на предприятии по данной предметной области, в приложении должны быть приведены фрагменты заполненных классификаторов.
3) Характеристика нормативно-справочной и входной оперативной информации
Представляет собой описание состава входных документов и справочников, соответствующих им экранных форм размещения данных и структуры файлов.
При этом следует уделять внимание следующим вопросам:
а) при описании входных документов необходимо привести в приложении:
- формы документов;
- перечень содержащихся в них первичных показателей;
- источник получения документа;
- в каком файле используется информация этого документа;
- описывается структура документа, число строк, объемные данные, частоту возникновения документа;
б) описание экранной формы входного документа должно содержать макет экранной формы в приложении, особенностей организации рабочей и служебной зон макета, состав и содержание подсказок, необходимых пользователю для заполнения макета, перечень справочников, автоматически подключаемых при заполнении этого макета;
в) описание структур входных файлов с оперативной информацией должно включать таблицу с описанием наименований полей, идентификатором каждого поля и его шаблона; по каждому файлу должна быть информация о ключевом поле, длине одной записи, числе записей в файле, частоте создания файла, длительности хранения, способе обращения (последовательный, выборочный или смешанный), способе логической и физической организации, объеме файла в байтах;
г) описание структур файлов с условно-постоянной информацией содержит те же сведения, что и для файлов с оперативной информацией, но добавляются сведения о частоте актуализации файла и объеме актуализации (в процентах).
В этом разделе необходимо отразить соответствие проектируемых файлов входным документам или справочникам, путем описания структур записи каждого информационного файла.
Если информационная база организована в форме базы данных, то приводится описание и других её элементов (ключей, бизнес-правил, триггеров).
4) Характеристика результатной информации
Характеристика результатной информации, один из важнейших пунктов всей проектной части, представляет собой обзор результатов решения поставленных в аналитической части задач с точки зрения предметной технологии.
Если решение представляет собой формирование ведомостей (в виде экранных или печатных форм), каждую ведомость необходимо описать отдельно (в приложении следует привести заполненные экземпляры ведомостей и экранных форм документов).
В частности, какое место занимает ведомость в информационных потоках предприятия (служит для оперативного управления или для отчетности), является уточняющей или обобщающей и т. д. Каждая ведомость должна иметь итоги, не включать избыточной информации, быть универсальной. Далее приводится описание печатных форм, экранных макетов с перечислением и краткой характеристикой содержащихся показателей (см. описание входных документов и их экранных форм), для каждого документа указывается, на основе каких файлов получается этот документ. Алгоритмы расчета показателей должны быть подробно описаны в аналитической части в пункте Формализация расчетов.
Если результатная информация предоставляется не в виде ведомостей (например, при проектировании подсистемы распределенной обработки данных), необходимо подробно описать ее дальнейший путь, основываясь на имеющейся организации многопользовательской ИТКС.
Файлы с результатной и промежуточной информацией описываются по той же схеме, что и файлы с первичной информацией.
5) Разработка программно-технического обеспечения задачи
Далее по необходимости целесообразно привести общие положения, отражающие стандарты, а также требования к аппаратным и программным ресурсам для успешной эксплуатации программного средства. Здесь же приводится описание использованных средств разработки. Затем производится характеристика архитектуры проектируемого программного средства и представляется структурной схемой пакета (деревом вызова процедур и программ). После чего производится описание программных модулей и файлов.
6) Общие положения (дерево функций и сценарий диалога)
В данном пункте следует привести иерархию функций управления и обработки данных, которые призван автоматизировать разрабатываемый программный продукт. При этом можно выделить и детализировать два подмножества функций: реализующих служебные функции и реализующих основные функции ввода первичной информации, обработки, ведения справочников, ответов на запросы.
Выявление состава функций, их иерархии и выбор языка общения (например, языка типа “меню”) позволяет разработать структуру сценария диалога, дающего возможность определить состав кадров диалога, содержание каждого кадра и их соподчиненность.
При разработке структуры диалога необходимо предусмотреть возможность работы с входными документами, формирование выходных документов, корректировки вводимых данных, просмотра введенной информации, проект с файлами нормативно-справочной информации, протоколирования действий пользователя, а также помощь на всех этапах работы.
В этом пункте следует выбрать способ описания диалога. Как правило, применяется два способа описания диалога.
Первый предполагает использование табличной формы описания.
Второй использует представление структуры диалога в виде орграфа, вершины которого перенумерованы, а описание его содержания в соответствии с нумерацией вершин, либо в виде экранов, если сообщения относительно просты, либо в виде таблицы.
Диалог в ИТКС не всегда можно формализовать в структурной форме. Как правило, диалог в явном виде реализован в тех ИТКС, которые жестко привязаны к исполнению предметной технологии. В некоторых сложных ИТКС (например, в экспертных системах) диалог не формализуется в структурной форме и тогда данный пункт может не содержать описанных схем.
Описание диалога, реализованного с использованием контекстно-зависимого меню не требует нестандартного подхода. Необходимо лишь однозначно определить все уровни, на которых пользователь принимает решение относительно следующего действия, а также обосновать решение об использовании именно этой технологии (описать дополнительные функции, контекстные подсказки и т.д.).
7) Структурная схема пакета (дерево вызова процедур и программ)
На основе результатов, полученных в предыдущем пункте, строится дерево программных модулей, отражающих структурную схему пакета, содержащую программные модули различных классов:
- выполняющие служебные функции;
- управляющие модули, предназначенные для загрузки меню и передачи управления другому модулю;
- модули, связанные с вводом, хранением, обработкой и выдачей информации.
В данном пункте необходимо для каждого модуля указать идентификатор и выполняемые функции.
Описание программных модулей должно включать блок- схемы и описание блок-схем алгоритмов основных расчетных модулей.
8) Схема взаимосвязи программных модулей и информационных файлов
Схема взаимосвязи программных модулей и информационных файлов отражает взаимосвязь программного и информационного обеспечения комплекса задач, и может быть представлена несколькими схемами, каждая из которых соответствует определенному режиму. Головная же часть ИТКС (монитор ИТКС) представляется одним блоком с указателями схем режимов.
9) Разработка математического обеспечения задачи и/или расчет надежности информационной системы
По необходимости разрабатывается математическое обеспечение при решении задач, связанных с детальной проработкой экономической сущности проекта.
Все графические материалы должны быть оформлены в соответствии с методическими указаниями по оформлению дипломных и курсовых проектов.
При описании технического обеспечения задачи целесообразно предоставить комплекс технических средств (описание его с характеристиками), на базе которых будут функционировать разработанная ИТКС.