Разработка информационного обеспечения задачи

По необходимости целесообразно придерживаться следующих подразделов.

1) Информационная модель и ее описание

Методика разработки информационной моделипредполагает моделирование:

- взаимосвязей входных, промежуточных и результатных информационных потоков и функций предметной области (структурно-функциональная диаграмма или диаграмма потоков данных). В описании информационной модели необходимо объяснить, на основе каких входных документов и какой нормативно-справочной информации происходит выполнение функций по обработке данных и формирование конкретных выходных документов;

- информационной базы (диаграмма сущность‑связь‑инфологической модели и диаграмму взаимосвязей файлов даталогической модели), необходимых для функционирования ИТКС, возможно выполненную на основе уже разра-ботанной структурно-функциональной диаграммы или диаграммы потоков данных.

При наличии в КР диаграммы сущность‑связь на её графическое содержание не будут накладываться условия соответствия ГОСТу.

Для диаграммы следует дать краткое описание с объяснением того, какие реальные объекты предметной области отражают выделенные сущности и как отношения между сущностями на диаграмме соответствуют взаимосвязям объектов на практике.

При проектирования информационных баз данных следует выделять этапы разработки общей модели данных и подмоделей, предназначенных для конкретных задач, решаемых с помощью ИТКС.

2) Используемые классификаторы и системы кодирования

Необходимо дать краткую характеристику используемым для решения данного комплекса задач классификаторам и системам кодирования.

Структура кодовых обозначений объектов может быть оформлена в виде таблицы с таким содержанием граф:

- наименование кодируемого множества объектов (например, кодов подразделений, табельных номеров и т.д.),

- значность кода,

- система кодирования (серийная, порядковая, комбинированная),

- система классификации (иерархическая, многоаспектная или отсутствует),

- вид классификатора (международный, отраслевой, общесистемный и т.д.).

Далее производится описание каждого классификатора, приводится структурная формула и рассматриваются вопросы централизованного ведения классификаторов на предприятии по данной предметной области, в приложении должны быть приведены фрагменты заполненных классификаторов.

3) Характеристика нормативно-справочной и входной оперативной информации

Представляет собой описание состава входных документов и справочников, соответствующих им экранных форм размещения данных и структуры файлов.

При этом следует уделять внимание следующим вопросам:

а) при описании входных документов необходимо привести в приложении:

- формы документов;

- перечень содержащихся в них первичных показателей;

- источник получения документа;

- в каком файле используется информация этого документа;

- описывается структура документа, число строк, объемные данные, частоту возникновения документа;

б) описание экранной формы входного документа должно содержать макет экранной формы в приложении, особенностей организации рабочей и служебной зон макета, состав и содержание подсказок, необходимых пользователю для заполнения макета, перечень справочников, автоматически подключаемых при заполнении этого макета;

в) описание структур входных файлов с оперативной информацией должно включать таблицу с описанием наименований полей, идентификатором каждого поля и его шаблона; по каждому файлу должна быть информация о ключевом поле, длине одной записи, числе записей в файле, частоте создания файла, длительности хранения, способе обращения (последовательный, выборочный или смешанный), способе логической и физической организации, объеме файла в байтах;

г) описание структур файлов с условно-постоянной информацией содержит те же сведения, что и для файлов с оперативной информацией, но добавляются сведения о частоте актуализации файла и объеме актуализации (в процентах).

В этом разделе необходимо отразить соответствие проектируемых файлов входным документам или справочникам, путем описания структур записи каждого информационного файла.

Если информационная база организована в форме базы данных, то приводится описание и других её элементов (ключей, бизнес-правил, триггеров).

4) Характеристика результатной информации

Характеристика результатной информации, один из важнейших пунктов всей проектной части, представляет собой обзор результатов решения поставленных в аналитической части задач с точки зрения предметной технологии.

Если решение представляет собой формирование ведомостей (в виде экранных или печатных форм), каждую ведомость необходимо описать отдельно (в приложении следует привести заполненные экземпляры ведомостей и экранных форм документов).

В частности, какое место занимает ведомость в информационных потоках предприятия (служит для оперативного управления или для отчетности), является уточняющей или обобщающей и т. д. Каждая ведомость должна иметь итоги, не включать избыточной информации, быть универсальной. Далее приводится описание печатных форм, экранных макетов с перечислением и краткой характеристикой содержащихся показателей (см. описание входных документов и их экранных форм), для каждого документа указывается, на основе каких файлов получается этот документ. Алгоритмы расчета показателей должны быть подробно описаны в аналитической части в пункте Формализация расчетов.

Если результатная информация предоставляется не в виде ведомостей (например, при проектировании подсистемы распределенной обработки данных), необходимо подробно описать ее дальнейший путь, основываясь на имеющейся организации многопользовательской ИТКС.

Файлы с результатной и промежуточной информацией описываются по той же схеме, что и файлы с первичной информацией.

5) Разработка программно-технического обеспечения задачи

Далее по необходимости целесообразно привести общие положения, отражающие стандарты, а также требования к аппаратным и программным ресурсам для успешной эксплуатации программного средства. Здесь же приводится описание использованных средств разработки. Затем производится характеристика архитектуры проектируемого программного средства и представляется структурной схемой пакета (деревом вызова процедур и программ). После чего производится описание программных модулей и файлов.

6) Общие положения (дерево функций и сценарий диалога)

В данном пункте следует привести иерархию функций управления и обработки данных, которые призван автоматизировать разрабатываемый программный продукт. При этом можно выделить и детализировать два подмножества функций: реализующих служебные функции и реализующих основные функции ввода первичной информации, обработки, ведения справочников, ответов на запросы.

Выявление состава функций, их иерархии и выбор языка общения (например, языка типа “меню”) позволяет разработать структуру сценария диалога, дающего возможность определить состав кадров диалога, содержание каждого кадра и их соподчиненность.

При разработке структуры диалога необходимо предусмотреть возможность работы с входными документами, формирование выходных документов, корректировки вводимых данных, просмотра введенной информации, проект с файлами нормативно-справочной информации, протоколирования действий пользователя, а также помощь на всех этапах работы.

В этом пункте следует выбрать способ описания диалога. Как правило, применяется два способа описания диалога.

Первый предполагает использование табличной формы описания.

Второй использует представление структуры диалога в виде орграфа, вершины которого перенумерованы, а описание его содержания в соответствии с нумерацией вершин, либо в виде экранов, если сообщения относительно просты, либо в виде таблицы.

Диалог в ИТКС не всегда можно формализовать в структурной форме. Как правило, диалог в явном виде реализован в тех ИТКС, которые жестко привязаны к исполнению предметной технологии. В некоторых сложных ИТКС (например, в экспертных системах) диалог не формализуется в структурной форме и тогда данный пункт может не содержать описанных схем.

Описание диалога, реализованного с использованием контекстно-зависимого меню не требует нестандартного подхода. Необходимо лишь однозначно определить все уровни, на которых пользователь принимает решение относительно следующего действия, а также обосновать решение об использовании именно этой технологии (описать дополнительные функции, контекстные подсказки и т.д.).

7) Структурная схема пакета (дерево вызова процедур и программ)

На основе результатов, полученных в предыдущем пункте, строится дерево программных модулей, отражающих структурную схему пакета, содержащую программные модули различных классов:

- выполняющие служебные функции;

- управляющие модули, предназначенные для загрузки меню и передачи управления другому модулю;

- модули, связанные с вводом, хранением, обработкой и выдачей информации.

В данном пункте необходимо для каждого модуля указать идентификатор и выполняемые функции.

Описание программных модулей должно включать блок- схемы и описание блок-схем алгоритмов основных расчетных модулей.

8) Схема взаимосвязи программных модулей и информационных файлов

Схема взаимосвязи программных модулей и информационных файлов отражает взаимосвязь программного и информационного обеспечения комплекса задач, и может быть представлена несколькими схемами, каждая из которых соответствует определенному режиму. Головная же часть ИТКС (монитор ИТКС) представляется одним блоком с указателями схем режимов.

9) Разработка математического обеспечения задачи и/или расчет надежности информационной системы

По необходимости разрабатывается математическое обеспечение при решении задач, связанных с детальной проработкой экономической сущности проекта.

Все графические материалы должны быть оформлены в соответствии с методическими указаниями по оформлению дипломных и курсовых проектов.

При описании технического обеспечения задачи целесообразно предоставить комплекс технических средств (описание его с характеристиками), на базе которых будут функционировать разработанная ИТКС.

Наши рекомендации