Переход риска от продавца к покупателю по правилам Инкотермс

Базисные условия поставки Переход риска: продавец – покупатель
EXW В принадлежащем продавцу помещении (на заводе фабрике, складе и т.д.) в момент передачи и приема товара
FCA При передаче товара перевозчику
FAS При размещении товара вдоль борта судна на причале или в лихтере
FOB При переходе товара через поручни судна
CFR При переходе товара через поручни судна
CIF При переходе товара через поручни судна
CPT При передаче товара перевозчику
CIP При передаче товара перевозчику
DAF При предоставлении товара в указанном пункте и месте на границе, но до прохождения таможенного поста соседней границы
DES При сдаче товара покупателю на борту судна в порту назначения без прохождения импортных таможенных формальностей
DEQ При сдаче товара покупателю на причале (пирсе порта назначения после прохождения таможенной очистки
DDU При сдаче товара покупателю в указанном пункте в стране импорта товаров
DDP При сдаче товара покупателю в указанном пункте в стране импорта товаров

Четкая регламентация условий перехода риска, приведенных в таблице позволяет поставить стороны в такие условия, чтобы соответствующая сторона не находилась на риске более предусмотренного периода. Наряду с этим, имеет место и преждевременный переход риска. Например, в некоторых случаях риск может перейти от продавца к покупателю еще до того, как продавец выполнил свои обязательства по поставке. Это может явиться результатом следующих обстоятельств:

покупатель не выполнил зависящие от него действия (приготовить все необходимое к осуществлению поставки, назначить перевозчика, принять товар от перевозчика и т.д. как договорено), от которых зависит доставка товаров продавцом;

непринятие поставки покупателем.

Если риск, на который производится ссылка в контракте, реализовался, покупатель должен заплатить цену, даже если он не получил товаров в кондиционном виде или совсем. Это так называемый «риск цены». Тем не менее, повреждения грузу могут возникнуть в связи с обстоятельствами, зависящими от продавца: например, продавец мог упаковать товары ненадлежащим образом. Если это так, то повреждение не будет являться результатом транспортировки, и покупатель таким образом будет иметь право не только уклониться от оплаты за товары, но и перенести ответственность на продавца, нарушившего контрактные обязательства.

Классификация рисков

Для оценки рисков, связанных с возможными ситуациями, в которых грузовладелец может понести ущерб при перевозке груза, важно установить их источники и последствия, т.е. их природу.

Для страхователя риски носят объективный и субъективный характер: Объективные (принципиальные) риски - риски, причины которых неподвластны человеческому контролю и обезличены, а последствия имеют широкий масштаб. К данным рискам относят: землетрясение, наводнения, цунами, ураганы, извержения вулканов и другие проявления стихийных сил природы. Войны, социальные перемены и политическое вмешательство и т.п. также входят в этот тип рисков.

Субъективные (конкретные) риски - риски, причины которых персонифицированы. К данным рискам относят: кражи, пожары, автомобильные аварии и другие проявления, основанные на отрицании или игнорировании объективного подхода к действительности.

Результатом анализа перечисленных и иных рисков является решение страхователя: оставить риски на себе или перевести их на страховщика (теория управления рисками). Страхователь может оказать существенное влияние на субъективные риски:

выбор способа транспортировки;

выбор конкретного перевозчика;

выбор оптимальной упаковки;

выбор способа погрузки и т.д.

опасности, связанные непосредственно с транспортировкой груза на конкретном перевозочном средстве (внутренние риски), включают Кроме того, по воздействию на объект страхования риски делятся;

: пожары, взрывы, повреждение груза при погрузке, укладке, выгрузке, приеме топлива, халатность персонала и т.п.

опасности, воздействующие на грузы извне, включают: угрозу распространения пожара, стихийного бедствия, столкновения с другим транспортным средством или предметом, криминальные акты, запретительные действия властных структур, неплатежеспособность дебиторов-покупателей продукции и т.п.

опасности, воздействующие на внешние объекты из-за происшествий с грузом, включают: распространение пожара, взрывы, повреждение чужого груза (имущества), нанесение вреда людям и т.п.

Страховой риск зависит от следующих факторов:

характера груза и вероятной степени его подверженности застрахованным рискам;

качества упаковки и ее соответствия характеру груза;

технических характеристик перевозочного средства;

времени года, климата;

протяженности и направления перевозки (маршрут, перегрузки);

Франшиза - доля убытка, не подлежащая оплате страховщиком. Франшиза исчисляется от страховой суммы всего груза или отдельной его части.

Условная франшиза — претензия не заявляется, если размер ущерба не достигает величины франшизы.

Безусловная франшиза — из страхового возмещения в любом случае вычитается франшиза.

Процентная франшиза

Натуральная франшиза

Применение франшизы нежелательно для страхования.

Самый лучший полис должен оплачиваться с нуля. Чем больше франшизы, тем меньше ставка страховой премии. Наличие страхового полиса грузовладельца не освобождает от франшизы.

Наши рекомендации