Переход риска от продавца к покупателю по правилам Инкотермс
Базисные условия поставки | Переход риска: продавец – покупатель |
EXW | В принадлежащем продавцу помещении (на заводе фабрике, складе и т.д.) в момент передачи и приема товара |
FCA | При передаче товара перевозчику |
FAS | При размещении товара вдоль борта судна на причале или в лихтере |
FOB | При переходе товара через поручни судна |
CFR | При переходе товара через поручни судна |
CIF | При переходе товара через поручни судна |
CPT | При передаче товара перевозчику |
CIP | При передаче товара перевозчику |
DAF | При предоставлении товара в указанном пункте и месте на границе, но до прохождения таможенного поста соседней границы |
DES | При сдаче товара покупателю на борту судна в порту назначения без прохождения импортных таможенных формальностей |
DEQ | При сдаче товара покупателю на причале (пирсе порта назначения после прохождения таможенной очистки |
DDU | При сдаче товара покупателю в указанном пункте в стране импорта товаров |
DDP | При сдаче товара покупателю в указанном пункте в стране импорта товаров |
Четкая регламентация условий перехода риска, приведенных в таблице позволяет поставить стороны в такие условия, чтобы соответствующая сторона не находилась на риске более предусмотренного периода. Наряду с этим, имеет место и преждевременный переход риска. Например, в некоторых случаях риск может перейти от продавца к покупателю еще до того, как продавец выполнил свои обязательства по поставке. Это может явиться результатом следующих обстоятельств:
покупатель не выполнил зависящие от него действия (приготовить все необходимое к осуществлению поставки, назначить перевозчика, принять товар от перевозчика и т.д. как договорено), от которых зависит доставка товаров продавцом;
непринятие поставки покупателем.
Если риск, на который производится ссылка в контракте, реализовался, покупатель должен заплатить цену, даже если он не получил товаров в кондиционном виде или совсем. Это так называемый «риск цены». Тем не менее, повреждения грузу могут возникнуть в связи с обстоятельствами, зависящими от продавца: например, продавец мог упаковать товары ненадлежащим образом. Если это так, то повреждение не будет являться результатом транспортировки, и покупатель таким образом будет иметь право не только уклониться от оплаты за товары, но и перенести ответственность на продавца, нарушившего контрактные обязательства.
Классификация рисков
Для оценки рисков, связанных с возможными ситуациями, в которых грузовладелец может понести ущерб при перевозке груза, важно установить их источники и последствия, т.е. их природу.
Для страхователя риски носят объективный и субъективный характер: Объективные (принципиальные) риски - риски, причины которых неподвластны человеческому контролю и обезличены, а последствия имеют широкий масштаб. К данным рискам относят: землетрясение, наводнения, цунами, ураганы, извержения вулканов и другие проявления стихийных сил природы. Войны, социальные перемены и политическое вмешательство и т.п. также входят в этот тип рисков.
Субъективные (конкретные) риски - риски, причины которых персонифицированы. К данным рискам относят: кражи, пожары, автомобильные аварии и другие проявления, основанные на отрицании или игнорировании объективного подхода к действительности.
Результатом анализа перечисленных и иных рисков является решение страхователя: оставить риски на себе или перевести их на страховщика (теория управления рисками). Страхователь может оказать существенное влияние на субъективные риски:
выбор способа транспортировки;
выбор конкретного перевозчика;
выбор оптимальной упаковки;
выбор способа погрузки и т.д.
опасности, связанные непосредственно с транспортировкой груза на конкретном перевозочном средстве (внутренние риски), включают Кроме того, по воздействию на объект страхования риски делятся;
: пожары, взрывы, повреждение груза при погрузке, укладке, выгрузке, приеме топлива, халатность персонала и т.п.
опасности, воздействующие на грузы извне, включают: угрозу распространения пожара, стихийного бедствия, столкновения с другим транспортным средством или предметом, криминальные акты, запретительные действия властных структур, неплатежеспособность дебиторов-покупателей продукции и т.п.
опасности, воздействующие на внешние объекты из-за происшествий с грузом, включают: распространение пожара, взрывы, повреждение чужого груза (имущества), нанесение вреда людям и т.п.
Страховой риск зависит от следующих факторов:
характера груза и вероятной степени его подверженности застрахованным рискам;
качества упаковки и ее соответствия характеру груза;
технических характеристик перевозочного средства;
времени года, климата;
протяженности и направления перевозки (маршрут, перегрузки);
Франшиза - доля убытка, не подлежащая оплате страховщиком. Франшиза исчисляется от страховой суммы всего груза или отдельной его части.
Условная франшиза — претензия не заявляется, если размер ущерба не достигает величины франшизы.
Безусловная франшиза — из страхового возмещения в любом случае вычитается франшиза.
Процентная франшиза
Натуральная франшиза
Применение франшизы нежелательно для страхования.
Самый лучший полис должен оплачиваться с нуля. Чем больше франшизы, тем меньше ставка страховой премии. Наличие страхового полиса грузовладельца не освобождает от франшизы.