Налоговые и таможенные преступления
Среди всего массива финансовых преступлений значительную роль играют преступления, посягающие на государственные финансы и финансовый контроль. Данная категория преступлений создает угрозу экономической безопасности страны, высокий уровень преступлений в этой сфере нарушает процесс стабилизации экономики России в условиях выхода страны из мирового экономического кризиса. Преступность в сфере государственных финансов и контроля подрывает бюджетную систему и международный авторитет страны.
Современное государство выполняет множество функций, для осуществления которых оно должно иметь в своем распоряжении достаточное количество финансовых средств, управляемых по средствам государственного бюджета. Только в рамках имеющегося бюджета государство может исполнять свои обязанности, именно в этих пределах оно гарантирует необходимые социально-экономические условия для жизнедеятельности большинства работоспособных граждан, и способно обеспечить поддержку безработных, малообеспеченных, инвалидов и других категорий населения, нуждающихся в особых формах социальной защиты.
Два основных направления финансовой преступности в сфере государственных финансов и контроля – это налоговые и таможенные преступления. Для оценки опасности данных противоправных явлений необходимо в полной мере рассмотреть и раскрыть их сущность, способы и основные схемы их совершения и те последствия, которые они несут.
Налоговым преступлением является виновное, общественно опасное, противоправное деяние, посягающее на установленный порядок налогообложения, и выражающееся в действии или бездействии, направленном на оставление в собственности виновных или третьих лиц неуплаченных денежных средств, в результате чего бюджетной системе Российской Федерации причиняется существенный ущерб. Под налоговыми преступлениями подразумеваются деяния, ответственность за совершение которых установлена статьями Особенной части УК РФ и объектом посягательства которых (основным или дополнительным) являются общественные отношения в сфере налогообложения.
Налоговую преступность нельзя признать принципиально новым общественно опасным социально-правовым явлением для России. В различные периоды в той или иной степени велась борьба с преступными нарушениями налогового законодательства, которая в отдельные годы приобретала исключительно острый характер. Например, в 1922 году по РСФСР за уклонение от государственных повинностей и налогов были осуждены 20 572 человека. Эти цифры до сих пор являются самыми высокими в истории отечественного налогообложения.[15]
В современной науке уголовного права не существует общепринятой классификации налоговых преступлений. К ним в основном относят деяния, предусмотренные следующими статьями Уголовного Кодекса РФ:
1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198 УК РФ).
2. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК РФ).
3. Неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 1991 УК РФ).
4. Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 1992 УК РФ).
Преступное поведение в этих случаях непосредственно связано с невыполнением обязанности физического лица или организации по уплате того или иного налога в бюджет или в государственный внебюджетный фонд.
Способы, используемые для избежания уплаты налогов или снижения их размеров, достаточно разнообразны и многочисленны. Все многообразие выявленных в ходе расследования налоговых преступлений способов их совершения условно можно подразделить на следующие группы и виды:
1) Полное или частичное неотражение результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия в документах бухгалтерского учета - осуществление сделок без документального оформления, неоприходование товарно-материальных ценностей, неоприходование денежной выручки в кассу. Широкое распространение получила практика использования операций с рублевой и валютной наличностью, не фиксируемой в бухгалтерском учете и отчетности - "черного нала".
2) Искажение экономических показателей - позволяет уменьшить размер налогооблагаемой базы; завысить стоимость приобретенного сырья, топлива, услуг, относимых на издержки производства и обращения; отнести на издержки производства расходов в размерах, превышающих действительные; отнести на издержки производства расходов, не имеющих места в действительности.
Например, самый распространенный способ занижения налогооблагаемой прибыли (дохода) - это неправомерное отнесение на себестоимость разного рода затрат и расходов, а также неотражение или неправильное отражение курсовых разниц по оприходованной валюте; неотражение или неправильное отражение результатов переоценки имущества предприятия и т.п.
3) Оказание фиктивных услуг (импорт услуг по завышенной цене) - суть данного способа состоит в том, что российские предприятия перечисляют "своим" зарубежным компаниям миллионы долларов якобы за проведение маркетинга, различных исследований, подбор выгодных партнеров и оказание других услуг. Цены в этих случаях устанавливаются договорные, а проконтролировать выполнение работ практически невозможно. Договор, валютный перевод и полученные за выполненные работы средства имеют совершенно законный вид. Чаще всего услугой являются маркетинговые исследования зарубежных рынков сбыта продукции.
4) Занижение полученных доходов и завышение произведенных расходов. Осуществляется путем:
· занижения в официальных учетных и платежных документах по договоренности сторон реальной стоимости выполненных работ, оказанных услуг, поставленных товаров с проведением расчетов наличными деньгами без отражения в бухгалтерском учете
· занижения облагаемого налогом оборота;
· маскировки оплаты за неучтенную продукцию
· оказанием финансовой помощи;
· использование различных вексельных схем
· использования кредитно-залоговой схемы, осуществляемой при помощи банка.
· завышения произведенных затрат, завышение затрат, отнесенных на себестоимость продукции, отражение в бухгалтерской отчетности затрат, которые в действительности не производились.
Схема:
Местные предприятия разбиваются на несколько юридических лиц, и все платежи закрепляются за одним из них – самым убыточным. В счет платежей одно предприятие принимает от другого векселя. Затем эти векселя сдаются третьему юридическому лицу, векселями которого рассчитываются по платежам. Первое предприятие является прибыльным. В вексельной схеме часто участвуют местные банки. Предприятие берет в этом банке кредиты под залог, например, мазута с обязательным условием хранения его на нефтебазах фирм, контролируемых банком. Кредитный договор действует от трех и более месяцев в течение отопительного сезона, когда цены и спрос на мазут максимальны. В это время предприятие добивается поставки топлива, а выдавший кредит банк проводит ряд операций с заложенным мазутом.
5) Маскировка объекта налогообложения - фиктивный бартер; лжеэкспорт; фиктивная сдача в аренду основных средств; подмена объекта налогообложения. Так, например, фиктивный экспорт продукции (лжеэкспорт) используется как способ уклонения от уплаты НДС. Документально оформляемая под видом экспортных поставок продукция не облагается основными налогами, что значительно удешевляет ее стоимость. Операции такого вида в достаточной степени распространены в топливно-энергетической сфере и являются характерными для экспортно-ориентированных транспортных узлов, включая морские порты. Так, в Новороссийском порту была разоблачена преступная деятельность двух кипрских и одной лихтенштейнской фирм, которые, используя лжеэкспортные операции с нефтепродуктами, незаконно получали право на льготу по уплате налога на добавленную стоимость равную, примерно, 20% от стоимости товара.
6) Реализация одного товара под видом другого - в данном случае происходит документальная подмена одного товара другим. Например, все документы на бензин А-92 составлены и учтены правильно, но фактически под их прикрытием проходит реализация более дорогого бензина А-93. При этом разница в цене полностью не учитывается при налогообложении и оседает, обычно в виде «черной» наличности. Нарушение ведет к занижению налогов, связанных с прибылью и выручкой, совершается умышленно, попадает под действие ст. 199 УК РФ.
7) Использование особых отношений со специально созданными посредническими аффилированными фирмами, в том числе зарегистрированными в оффшорных зонах - массовое использование руководителями крупных предприятий сложных схем сокрытия доходов с использованием фирм-посредников, кредиторов, поставщиков и потребителей их продукции. Включает в себя следующие виды:
А) Регистрация "фирм-однодневок". Несмотря на то что такого юридического понятия как фирма - "однодневка" не существует (о каких "однодневках" может серьезно идти речь применительно к организациям, которые по два года не сдают отчетность!), этим устоявшимся термином, как правило, называют организации, которые в установленном порядке зарегистрированы в качестве юридических лиц, однако при этом:
- учредителем значится либо умерший человек, либо лицо, волеизъявление которого было фиктивным (регистрация по утерянному или похищенному паспорту, по паспорту лица, отбывающего наказание, связанного с лишением свободы и т.п.);
- организация не находится по юридическому адресу, который к тому же может быть адресом так называемой "массовой регистрации" (в постановлении ФАС Московского округа от 24 июля 2007 г. по делу N КА-А40/7173-07 приведен пример: по юридическому адресу г. Москва, ул. Дубнинская, 44а, зарегистрировано свыше 2500 организаций);
- организация не платит налогов и не сдает отчетность, а если и сдает, то "нулевую";
- осуществляемые хозяйственные операции имеют "бумажный" характер, поскольку не связаны с реальным производственным процессом и движением товарно-материальных ценностей.[16]
В письме ФНС от 11 февраля 2010 г. N 3-7-07/84 содержится следующее определение: "Под фирмой - "однодневкой" в самом общем смысле понимается юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу массовой регистрации, и т.д."
Схема: Компания, как правило, создается на очень короткий период по подложным документам или на подставных лиц. Затем туда "сбрасывают" деньги, добытые преступным путем, конвертируют и переводят на счета "своих" фирм, чаще всего находящихся в оффшорной зоне. "Свои" фирмы путем неоднократной фильтрации через счета различных компаний "отмывают грязные деньги". В дальнейшем российский компаньон свою деятельность прекращает, руководители скрываются от компетентных органов, и проведение проверок в отношении такой организации становится крайне затруднительным.[17]
Вместе с тем налогоплательщикам достаточно часто приходится расплачиваться за "однодневки". Вот лишь два характерных примера из арбитражной практики.
В постановлении ФАС Московского округа от 10 февраля 2010 г. N КА-А40/143-10 по делу N А40-39572/09-109-159 проанализированы обстоятельства налогового спора:
- налогоплательщик в обоснование проявления осмотрительности при выборе контрагентов ссылался на получение выписок из ЕГРЮЛ и свидетельств о постановке на учет в налоговом органе;
- между тем, как указал суд, в соответствии с письмом Минфина России от 10 апреля 2009 г. N 03-02-07/1-177 к мерам, предпринимаемым налогоплательщиком в целях подтверждения добросовестности его контрагента и свидетельствующим о его осмотрительности и осторожности при выборе контрагента, относится не только получение копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, проверка факта занесения сведений о контрагенте в ЕГРЮЛ, но и получение доверенности или иного документа, уполномочивающего то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента, использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента;
- судами установлено, что налогоплательщик при заключении спорных сделок не удостоверился в наличии надлежащих полномочий у лиц, действовавших от имени контрагентов, не идентифицировал лиц, подписывавших документы от имени руководителей;
- при таких обстоятельствах судами сделан вывод, что факт и размер произведенных налогоплательщиком затрат и налоговых вычетов НДС налогоплательщиком не подтвержден.
Б) Создание фирмы за рубежом - российские мошенники регистрируют в оффшорной зоне дочернюю либо самостоятельную компанию на себя или на доверенных лиц. Эта фирма заключает с отечественными предприятиями контракты на поставку различных товаров в Россию. Под этим предлогом за рубеж переводятся крупные суммы денег. Товар в Россию поступает частично или не поступает вовсе, деньги переводятся на счета других фирм и приобретают вполне легальный вид.
В) поставка товара за рубеж "своим" фирмам - российская сторона отгружает товар по экспортным контрактам доверенным компаниям-посредникам или лицам. Полученный товар (как правило, сырье) фирмы перепродают другим компаниям - иностранным, а вся валютная выручка или ее большая часть остается за рубежом. В дальнейшем российские предприятия никаких исков в суд о невозврате валютной выручки к зарубежным партнерам не предъявляют.
Г) Переложение налоговых обязательств на несуществующие юридические лица.
8) Выведение субъекта налогообложения из-под налогового контроля - непостановка на налоговый учет, фиктивная реорганизация (ликвидация) предприятия.
9) Ликвидация действующих предприятий и создание теми же учредителями новых структур, не являющихся их правопреемниками, в целях неуплаты сумм задолженности бюджету - способ уклонения базируется на пробелах российского законодательства, которое не запрещает подобного рода махинации. Отличие этого способа от других состоит в том, что при его воплощении в бюджет не поступает уже признанная предприятием (в бухгалтерском учете начисления произведены) недоимка. Обычно предприятие ликвидируется как предприятие-банкрот, при этом основные товарно-материальные ценности и денежные средства у предприятия уже отсутствуют. При существующем порядке очередности возмещения задолженности предприятию обычно государство ничего не получает. Выявление фактов подобных действий не представляет особого труда (предприятие само заявляет об этом), установление умысла и сбор доказательственной базы проблематичны. Другой характерной особенностью данного способа уклонения может быть то, что он часто сопровождается такими нарушениями, как осуществление незаконной предпринимательской деятельности (без получения лицензий и разрешений), ведение коммерческой деятельности без регистрации в налоговых органах создание филиалов предприятия на территории других регионов в целях искажения результатов деятельности последних при предоставлении отчетов в налоговые органа по месту расположения головного предприятия.[18]
Рассмотренные способы совершения налоговых преступлений лишь малая часть используемых на практике схем уклонения от уплаты налогов.
В России в последние годы уклонение от уплаты налогов получило широкое распространение, носит массовый характер и является главной причиной непоступления налогов в государственную казну.
Уплата налогов играет для нашей страны как для любого государства существенную роль, т.к. из них формируется доходная часть бюджета. Необходимость борьбы с налоговыми преступлениями диктуется обеспечением экономической безопасности государства. Так, по данным министерства Финансов РФ, налоговые сборы составляют 75 % доходной части бюджета России. Соответственно, неуплата налогов ведёт к снижению притоков в бюджет денежных средств, что влечёт за собой недофинансирование расходных статей бюджета.
Помимо налоговых нарушений уголовного законодательства, серьезной угрозой для экономики России выступает такой вид финансовых преступлений как таможенные преступления.
Таможенные преступления – это общественно опасные, виновные, наказуемые деяния, совершаемые в сфере экономической деятельности, при вывозе и возврате на территорию России товаров и транспортных средств через таможенную границу вопреки правовому запрету. Они выделяются в особую группу, поскольку реализуются в сфере таможенной деятельности или таможенного дела. Основной особенностью преступлений в сфере таможенного дела является то, что для уяснения их содержания и правильной квалификации того или иного деяния по признакам конкретного состава таможенного преступления правоприменителю помимо Уголовного кодекса РФ необходимо использовать также целый ряд иных законов, таких как: Таможенный кодекс РФ, Федеральный закон РФ от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах». Федеральный закон РФ от 13 декабря 1996 г. «Об оружии». Закон РФ от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе». Закон РФ от 10 декабря 2003 «О валютном регулировании и валютном контроле» и др., а также указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и иных подзаконных актов.
Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за пять видов таможенных преступлений:
1. Контрабанда (ст. 188 УК РФ).
2. Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ).
3. Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ).
4. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ).
5. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ).
В настоящее время таможенные преступления, связанные с внешнеэкономической деятельностью, являются наиболее интеллектуальной, изощренной, профессиональной, высокоорганизованной и сверхприбыльной противоправной деятельностью. По оценкам многих ученых и практиков, преступления в сфере внешнеэкономической деятельности наносят наибольший вред интересам государства.
По данным МВД России в течение 2008 года выявлено более 6,8 тысяч таможенных преступлений, связанных с внешнеэкономической деятельностью, в том числе более 1,7 тысячи фактов контрабанды, более 1,3 тысяч фактов уклонений от уплаты таможенных платежей и около 100 фактов невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте.[19]
Способы и схемы совершения таможенных преступлений также многочисленны и разнообразны. В качестве примера следует рассмотреть основные способы уклонения от уплаты таможенных платежей, выделенные согласно результатам изучения уголовных дел, возбужденных по ст. 194 УК РФ. К ним относятся следующие:
1) Неправильное указание таможенных режимов. С целью освобождения от уплаты таможенных платежей или занижения их размера правонарушители недостоверно указывают таможенные режимы, которые предусматривают ввоз или вывоз товара без взимания либо с частичным освобождением от таможенных пошлин, отдельных налогов. К таким режимам относятся : реимпорт товаров, транзит товара, таможенный склад, магазин беспошлинной торговли, переработка товаров под таможенным контролем, временный ввоз и вывоз, свободная таможенная зона, свободный таможенный склад, переработка товара вне таможенной территории, реэкспорт товаров. При этом товары либо реализуются на территории России, что соответствует таможенному режиму «выпуск для внутреннего потребления» с уплатой всех необходимых таможенных платежей, либо незаконно вывозятся из России без уплаты пошлин и налогов.
Одновременно с уклонением от уплаты таможенных платежей, такие действия зачастую содержат и признаки контрабанды, сопряженные с сокрытием товаров, обманным использованием документов или недостоверным декларированием.
Так, для осуществления преступных намерений все шире используются возможности вывоза товаров на временное хранение и переработку сырья за рубежом (толлинг), т.е. таможенный режим переработки товара вне таможенной территории. Например, крупные партии нефти и других ресурсов вывозятся из России без оформления экспортных контрактов на заводы и предприятия Украины и Белоруссии, а затем, в нарушение обязательств по временному хранению и переработке, реализуются в странах Западной Европы и США. Для сокрытия противоправных сделок преступники предоставляют в таможенные органы подложные документы о якобы вывезенных в Россию нефтепродуктах.
В последнее время сотрудникам правоохранительных органов все чаще приходится сталкиваться с фактами так называемого «ложного транзита». Суть этого виды преступления заключается в том, что некоторые фирмы, как правило «однодневки», оформляют перевозочные документы на отправку товара из стран ближнего или дальнего зарубежья транзитом через территорию РФ.
2) Использование вымышленных адресов. В документах таможенного оформления отражается транзитное движение товара через территорию России в адрес вымышленной фирмы, расположенной на территории одного из государств СНГ, а товар остается на территории РФ в режиме свободного обращения без уплаты необходимых таможенных платежей. Одним из таких способов является лжеэкспорт подакцизных товаров, что позволяет получать суммы возвращаемого НДС.
3) Использование режима таможенного склада. Срок хранения товаров на таком складе может составлять от года до трех лет, по истечении которого товар должен быть заявлен в иной таможенный режим.[20] Владелец таможенного склада, зарегистрированный на подставное лицо, стройплощадку коммерческого объекта оформляет как таможенный склад в нарушение требований, предъявляемых к их оборудованию и завозит на него импортные стройматериалы для хранения под таможенным контролем без взимания таможенной пошлины и налогов. Затем из стройматериалов незаконно возводится объект, после чего таможенный режим заменяется на экспорт, а владелец таможенного склада исчезает. Меры к собственнику здания не применяются, т.к. по ст. 50 ТК РФ ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов и внесение иных таможенных платежей несет владелец таможенного склада.
4) Занижение таможенной стоимости при импорте товаров в Россию. В результате этого не в полном объеме уплачиваются ввозные таможенные пошлины.
Нередко занижение таможенной стоимости осуществляется путем подмены документов на ввозимый товар. Пример из уголовной практики: Гражданин Нестеров создал организованную преступную группу, в которой распределил роли каждого соучастника, разработал план доставки с уклонением от уплаты таможенных платежей и контрабандой в Россию из США через Латвию аккумуляторных батарей (АКБ) для последующей реализации, сопровождая их всеми необходимыми документами: грузовым манифестом – карнет тиром (carnet tir), товарно-транспортной накладной международного образца (CMR) и инвойсом (чек-спецификация), которые предъявлялись на Пыталовской таможне, расположенной на государственной границе РФ. В инвойсе было указано действительное количество АКБ и их фактическая стоимость. Автомашины направлялись из Риги на таможенные посты г. Москвы, где происходило растамаживание груза и выпуск его в свободное обращение. По прибытию в Москву автомашины с грузом встречал Нестеров, который менял подлинные инвойсы на подложные, соответствующие по номерам настоящим инвойсам, в которых были значительно занижены количество и стоимость груза. На основании этих ложных данных производилось декларирование груза, заполнялись грузовые таможенные декларации (ГТД), в которые вносились ложные сведения о количестве и стоимости товаров и производилось начисление таможенных платежей. Всего в таможенных документах было занижено количество поступивших аккумуляторов на 26321 шт. на сумму около 8 млрд. руб. По этому факту было возбуждено уголовное дело по ст. 194 УК РФ.
5) Неверное заявление кода ТН ВЭД для товаров, имеющих сходные потребительские характеристики. (Например, провоз индюшатины под видом курятины). С этой целью однородные товары сознательно заявляются в товарные позиции с меньшей ставкой таможенной пошлины. В связи с этим ФТС РФ приняты меры по установлению одинаковых ставок таможенных пошлин для товаров, имеющих сходные потребительские характеристики.
6) Перемещение груза через таможенную границу под видом гуманитарной помощи. С этой целью недобросовестные предприниматели по оформленной общественными и религиозными организациями доверенности организовывают поставки пользующихся спросом товаром из-за рубежа, обманным путем получают документы о признании груза гуманитарной помощью, на основании чего производят таможенное оформление без уплаты таможенных платежей, присваивая тем самым прибыль, полученную в результате реализации товаров. Так, в г. Владимире было возбуждено уголовное дело по факту неуплаты таможенных платежей, за товар (кожаную одежду), ввезенный под видом гуманитарной помощи для епархии. Общая сумма подлежащих уплате таможенных платежей и составила более 5,4 млн. руб.
7) Недоставка товара от места пересечения таможенной границы в таможню назначения.
8) Использование подставных лиц. Зачастую недоставление товара в таможню, а соответственно и уклонение от уплаты таможенных платежей осуществляется именно этим способом. По учредительным документам, как правило, значатся лица, утратившие свои документы, без определнного места жительства, пенсионеры, состоящие на учете в психоневрологических диспансерах и т.д. Нередко преступники втягивают в орбиту своей преступной деятельности и посторонних граждан, не осведомленных об этом.
9) Реализация экспортного товара за рубежом без оформления контрактов и декларирования в таможенных органах России.
10) Использование лжефирм или фирм – «однодневок». Для уклонения от уплаты таможенных товаров путем недоставки товара в таможенные органы назначения довольно часто используются лжефирмы или фирмы – «однодневки». В последние годы до 80% ввозимых в Россию товаров поступают в адреса подставных фирм, предназначенных для сокрытия истинных поставщиков импортной продукции. Аналогичные фирмы создаются и за рубежом в странах – экспортерах товаров.[21]
Указанные способы совершения таможенных преступлений касаются лишь преступлений, подпадающих под действие ст. 194 УК РФ. Помимо рассмотренных выше, сейчас в России используется множество других схем совершения таможенных преступлений. По-прежнему самыми распространенными видами таможенных преступлений являются:
· Контрабанда;
· Уклонение от уплаты таможенных платежей;
· Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте.
Говоря таможенных преступлениях, необходимо отметить, что они, также как и налоговые, характеризуются повышенной латентностью. По оценкам специалистов, показатели зарегистрированных преступлений в таможенной сфере, отражают не столько реальную характеристику этой преступности, сколько уровень их выявления правоохранительными органами. Особенно низка выявляемость этих преступлений в торговом обороте (торговая контрабанда, невозвращение валюты и др.).
Таможенные преступления - это специфическое явление, по своему содержанию редко ограничивающееся однородными преступлениями. Эти деяния при уголовно-правовой квалификации подпадают под признаки совокупностей различных преступлений.
Основными видами вспомогательной преступной деятельности являются сопутствующие экономические и служебные преступления. Так, если базовой направленностью преступной организации является контрабанда сырьевых товаров, то для этих целей создаются несколько «фирм-однодневок» Крупные партии предмета контрабанды - нефтепродуктов, цветного металла и др. - похищаются различными способами, в том числе путем мошенничества (ст. 159 УК РФ), присвоения и растраты (ст. 160 УК РФ и т.п.), либо приобретается заведомо похищенный товар (ст. 175 УК РФ). Для реализации контрабандной операции обязательно используется подкуп должностных лиц таможенных органов, транспортных предприятий (ст. 290, 204 УК РФ) и т.д.
Преступность в сфере внешнеэкономической деятельности характеризуется особой сложностью, изощренностью способов совершения и сокрытия преступлений. Способы эти, каналы преступной деятельности, преступные связи, предметы преступлений постоянно и активно видоизменяются, мгновенно и эффективно подстраиваясь под изменения не только законов, но и подзаконных нормативных актов, реагируя даже на изменения в деловых обычаях, средствах и методах работы соответствующих правоохранительных и контролирующих структур. Преступная деятельность находится в постоянной взаимосвязи с конъюнктурой регионального, национального и мирового рынков, включая рынки сбыта предметов, запрещенных к обороту (наркотики, оружие и др.).
Всего в России в 2008 году преступления, связанные с внешнеэкономической деятельностью, причинили материальный ущерб на сумму более 1,3 млрд. рублей. Завершено расследованием и направлено в суд более 4,8 тысяч уголовных дел о преступлениях, связанных с внешнеэкономической деятельностью.[22]
Более того, значительная доля наиболее опасных таможенных преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности носит интернациональный характер. Российские организованные криминальные объединения интегрировались с организованной преступностью зарубежных стран, действуя, как правило, на международном уровне. Проблема из внутринациональной превратилась в транснациональную, требующую согласованных усилий целого ряда государств.