Педагог дополнительного образования детей и взрослых
Регистрационный номер |
Содержание
I. Общие сведения....................................................................................................................................... 1
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).............................................................................................................. 2
III. Характеристика обобщенных трудовых функций............................................................................ 3
3.1. Обобщенная трудовая функция «Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам»............................................................................................................................................ 3
3.2. Обобщенная трудовая функция «Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ»......................................................................... 13
3.3. Обобщенная трудовая функция «Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ»......................................................................... 19
IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта............................... 26
I. Общие сведения
Педагогическая деятельность в дополнительном образовании детей и взрослых | 01.003 | ||||||
(наименование вида профессиональной деятельности) | Код | ||||||
Основная цель вида профессиональной деятельности: | |||||||
Организация деятельности учащихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации; обеспечение достижения учащимися нормативно установленных результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ | |||||||
Группа занятий: | |||||||
Специалисты по методике обучения | Преподаватели по программам дополнительного обучения | ||||||
(код ОКЗ[1]) | (наименование) | (код ОКЗ) | (наименование) | ||||
Отнесение к видам экономической деятельности: | |||||||
85.41 | Образование дополнительное детей и взрослых | ||||||
(код ОКВЭД[2]) | (наименование вида экономической деятельности) | ||||||
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции | ||||
код | наименование | уровень квалификации | наименование | код | уровень (подуровень) квалификации |
А | Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам[3] | 6 | Организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы | А/01.6 | 6.1 |
Организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы | А/02.6 | 6.1 | |||
Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания[4] | А/03.6 | 6.1 | |||
Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы | А/04.6 | 6.1 | |||
Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы | А/05.6 | 6.2 | |||
В | Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ | 6 | Организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых | В/01.6 | 6.3 |
Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования | В/02.6 | 6.3 | |||
Мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ | В/03.6 | 6.3 | |||
С | Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ | 6 | Организация и проведение массовых досуговых мероприятий | С/01.6 | 6.2 |
Организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых | С/02.6 | 6.3 | |||
Организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности | С/03.6 | 6.3 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций | |||||||||
3.1. Обобщенная трудовая функция | |||||||||
Наименование | Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам | Код | A | Уровень квалификации | |||||
Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||||||
Возможные наименования должностей, профессий | Педагог дополнительного образования Старший педагог дополнительного образования[5] Тренер-преподаватель[6] Старший тренер-преподаватель[7] Преподаватель[8] | |
Требования к образованию и обучению | Среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование – бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) Дополнительное профессиональное образование – профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) При отсутствии педагогического образования – дополнительное профессиональное педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года | |
Требования к опыту практической работы | Для старшего педагога дополнительного образования и старшего тренера-преподавателя стаж работы по специальности не менее двух лет | |
Особые условия допуска к работе | Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации[9] Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации[10] Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности[11] | |
Другие характеристики | - | |
Дополнительные характеристики | ||
Наименование классификатора | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ | Преподаватели по программам дополнительного обучения | |
ЕКС[12] | - | Педагог дополнительного образования (включая старшего) |
- | Тренер-преподаватель (включая старшего) | |
- | Преподаватель | |
ОКПДТР[13] | Педагог дополнительного образования | |
Тренер-преподаватель по спорту | ||
ОКСО[14] | Педагогика дополнительного образования | |
- | Направления подготовки и специальности, соответствующие по направленности (профилю) направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) |
3.1.1. Трудовая функция | |||||||||
Наименование | Организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы | Код | А/01.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6.1 | ||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | ||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||||||
Трудовые действия | Набор на обучение по дополнительной общеразвивающей программе | ||||||||
Отбор для обучения по дополнительной предпрофессиональной программе (как правило, работа в составе комиссии) | |||||||||
Организация, в том числе стимулирование и мотивация деятельности и общения учащихся на учебных занятиях | |||||||||
Консультирование учащихся и их родителей (законных представителей) по вопросам дальнейшей профессионализации (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам) | |||||||||
Текущий контроль, помощь учащимся в коррекции деятельности и поведения на занятиях | |||||||||
Разработка мероприятий по модернизации оснащения учебного помещения (кабинета, лаборатории, мастерской, студии, спортивного, танцевального зала), формирование его предметно-пространственной среды, обеспечивающей освоение образовательной программы | |||||||||
Необходимые умения | Осуществлять деятельность и(или) демонстрировать элементы деятельности, соответствующей программе дополнительного образования | ||||||||
Готовить информационные материалы о возможностях и содержании дополнительной общеобразовательной программы и представлять ее при проведении мероприятий по привлечению учащихся | |||||||||
Понимать мотивы поведения учащихся, их образовательные потребности и запросы (для детей – и их родителей (законных представителей)) | |||||||||
Набирать и комплектовать группы учащихся с учетом специфики реализуемых дополнительных образовательных программ (их направленности и (или) осваиваемой области деятельности), индивидуальных и возрастных характеристик учащихся (для преподавания по дополнительным общеразвивающим программам) | |||||||||
Диагностировать предрасположенность (задатки) детей к освоению выбранного вида искусств или вида спорта; отбирать лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы физические данные и творческие способности в области искусств или способности в области физической культуры и спорта (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам) | |||||||||
Использовать профориентационные возможности занятий избранным видом деятельности (для преподавания по дополнительным общеразвивающим программам) | |||||||||
Проводить отбор и спортивную ориентацию в процессе занятий избранным видом спорта (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта) | |||||||||
Определять профессиональную пригодность, проводить отбор и профессиональную ориентацию в процессе занятий выбранным видом искусств (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств) | |||||||||
Разрабатывать мероприятия по модернизации оснащения учебного помещения (кабинета, лаборатории, мастерской, студии, спортивного, танцевального зала), формировать его предметно-пространственную среду, обеспечивающую освоение образовательной программы, выбирать оборудование и составлять заявки на его закупку с учетом: - задач и особенностей образовательной программы - возрастных особенностей учащихся - современных требований к учебному оборудованию и (или) оборудованию для занятий избранным видом деятельности | |||||||||
Обеспечивать сохранность и эффективное использование оборудования, технических средств обучения, расходных материалов (в зависимости от направленности программы) | |||||||||
Анализировать возможности и привлекать ресурсы внешней социокультурной среды для реализации программы, повышения развивающего потенциала дополнительного образования | |||||||||
Создавать условия для развития учащихся, мотивировать их к активному освоению ресурсов и развивающих возможностей образовательной среды, освоению выбранного вида деятельности (выбранной программы), привлекать к целеполаганию | |||||||||
Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися, создавать педагогические условия для формирования на учебных занятиях благоприятного психологического климата, использовать различные средства педагогической поддержки учащихся | |||||||||
Использовать на занятиях педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности учащихся (в том числе информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), электронные образовательные и информационные ресурсы) с учетом особенностей: - избранной области деятельности и задач дополнительной общеобразовательной программы - состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся (в том числе одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья) | |||||||||
Осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии (если это целесообразно) | |||||||||
Готовить учащихся к участию в выставках, конкурсах, соревнованиях и иных аналогичных мероприятиях (в соответствии с направленностью осваиваемой программы) | |||||||||
Создавать педагогические условия для формирования и развития самоконтроля и самооценки учащимися процесса и результатов освоения программы | |||||||||
Проводить педагогическое наблюдение, использовать различные методы, средства и приемы текущего контроля и обратной связи, в том числе оценки деятельности и поведения учащихся на занятиях | |||||||||
Контролировать санитарно-бытовые условия и условия внутренней среды кабинета (мастерской, лаборатории, иного учебного помещения), выполнение на занятиях требований охраны труда, анализировать и устранять возможные риски жизни и здоровью учащихся в ходе обучения, применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений (в соответствии с особенностями избранной области деятельности) | |||||||||
Выполнять требования охраны труда | |||||||||
Анализировать проведенные занятия для установления соответствия содержания, методов и средств поставленным целям и задачам, интерпретировать и использовать в работе полученные результаты для коррекции собственной деятельности | |||||||||
Взаимодействовать с членами педагогического коллектива, представителями профессионального сообщества, родителями учащихся (для программ дополнительного образования детей), иными заинтересованными лицами и организациями при решении задач обучения и(или) воспитания отдельных учащихся и (или) учебной группы с соблюдением норм педагогической этики | |||||||||
Необходимые знания | Основные правила и технические приемы создания информационно-рекламных материалов о возможностях и содержании дополнительных общеобразовательных программ на бумажных и электронных носителях | ||||||||
Принципы и приемы презентации дополнительной общеобразовательной программы | |||||||||
Техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников | |||||||||
Техники и приемы вовлечения в деятельность, мотивации учащихся различного возраста к освоению избранного вида деятельности (избранной программы) | |||||||||
Федеральные государственные требования (ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в избранной области (при наличии) | |||||||||
Характеристики различных методов, форм, приемов и средств организации деятельности учащихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности | |||||||||
Электронные ресурсы, необходимые для организации различных видов деятельности обучающихся | |||||||||
Психолого-педагогические основы и методика применения технических средств обучения, ИКТ, электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, если их использование возможно для освоения дополнительной общеобразовательной программы | |||||||||
Особенности и организация педагогического наблюдения, других методов педагогической диагностики, принципы и приемы интерпретации полученных результатов | |||||||||
Основные характеристики, способы педагогической диагностики и развития ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, интеллектуальной, коммуникативной сфер учащихся различного возраста на занятиях по дополнительным общеобразовательным программам | |||||||||
Основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения при реализации дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности | |||||||||
Профориентационные возможности занятий избранным видом деятельности (для преподавания по дополнительным общеразвивающим программам) | |||||||||
Теоретические и методические основы спортивного отбора и спортивной ориентации в избранном виде спорта (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта) | |||||||||
Теоретические и методические основы определения профессиональной пригодности, отбора и профессиональной ориентации в процессе занятий выбранным видом искусств (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств) | |||||||||
Особенности одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья, специфика инклюзивного подхода в образовании (в зависимости от направленности образовательной программы и контингента учащихся) | |||||||||
Особенности детей, одаренных в избранной области деятельности, специфика работы с ними (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам) | |||||||||
Методы, приемы и способы формирования благоприятного психологического климата и обеспечения условий для сотрудничества учащихся | |||||||||
Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов | |||||||||
Педагогические, санитарно-гигиенические, эргономические, эстетические, психологические и специальные требования к дидактическому обеспечению и оформлению учебного помещения в соответствии с его предназначением и направленностью реализуемых программ | |||||||||
Правила эксплуатации учебного оборудования (оборудования для занятий избранным видом деятельности) и технических средств обучения | |||||||||
Требования охраны труда в избранной области деятельности | |||||||||
Требования охраны труда при проведении учебных занятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации (на выездных мероприятиях) | |||||||||
Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье учащихся, находящихся под их руководством | |||||||||
Нормативные правовые акты в области защиты прав ребенка, включая международные | |||||||||
Другие характеристики | - | ||||||||
3.1.2. Трудовая функция | |||||||||
Наименование | Организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы | Код | А/02.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6.1 | ||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | ||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||||||
Трудовые действия | Планирование подготовки досуговых мероприятий | ||||||||
Организация подготовки досуговых мероприятий | |||||||||
Проведение досуговых мероприятий | |||||||||
Необходимые умения | Понимать мотивы поведения, учитывать и развивать интересы учащихся при проведении досуговых мероприятий | ||||||||
Создавать при подготовке и проведении досуговых мероприятий условия для обучения, воспитания и(или) развития учащихся, формирования благоприятного психологического климата в группе, в том числе: - привлекать учащихся (для детей – и их родителей (законных представителей)) к планированию досуговых мероприятий (разработке сценариев), организации их подготовки, строить деятельность с опорой на инициативу и развитие самоуправления учащихся - использовать при проведении досуговых мероприятий педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации деятельности и общения учащихся с учетом их возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей - проводить мероприятия для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и с их участием - устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися при проведении досуговых мероприятий, использовать различные средства педагогической поддержки учащихся, испытывающих затруднения в общении - использовать профориентационные возможности досуговой деятельности | |||||||||
Контролировать соблюдение учащимися требований охраны труда, анализировать и устранять (минимизировать) возможные риски угрозы жизни и здоровью учащихся при проведении досуговых мероприятий | |||||||||
Выполнять требования охраны труда | |||||||||
Взаимодействовать с членами педагогического коллектива, родителями учащихся (для программ дополнительного образования детей), иными заинтересованными лицами и организациями при подготовке и проведении досуговых мероприятий, выполнять нормы педагогической этики | |||||||||
Проводить анализ и самоанализ организации досуговой деятельности, подготовки и проведения массовых мероприятий, отслеживать педагогические эффекты проведения мероприятий | |||||||||
Необходимые знания | Основные направления досуговой деятельности, особенности организации и проведения досуговых мероприятий | ||||||||
Методы и формы организации деятельности и общения, техники и приемы вовлечения учащихся в деятельность и общение при организации и проведении досуговых мероприятий | |||||||||
Техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников | |||||||||
Основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения | |||||||||
Особенности одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья, специфика инклюзивного подхода в образовании (в зависимости от направленности образовательной программы и контингента учащихся) | |||||||||
Специфика работы с учащимися, одаренными в избранной области деятельности (дополнительного образования) | |||||||||
Требования охраны труда при проведении досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации (на выездных мероприятиях) | |||||||||
Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье учащихся, находящихся под их руководством | |||||||||
Нормативные правовые акты в области защиты прав ребенка, включая международные | |||||||||
Виды внебюджетных средств, источники их поступления и направления использования, основы взаимодействия с социальными партнерами | |||||||||
Другие характеристики | - | ||||||||
3.1.3. Трудовая функция | |||||||||
Наименование | Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания | Код | А/03.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6.1 | ||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | ||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||||||
Трудовые действия | Планирование взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся | ||||||||
Проведение родительских собраний, индивидуальных и групповых встреч (консультаций) с родителями (законными представителями) учащихся | |||||||||
Организация совместной деятельности детей и взрослых при проведении занятий и досуговых мероприятий | |||||||||
Обеспечение в рамках своих полномочий соблюдения прав ребенка и выполнения взрослыми установленных обязанностей | |||||||||
Необходимые умения | Определять цели и задачи взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, планировать деятельность в этой области с учетом особенностей социального и этнокультурного состава группы | ||||||||
Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с родителями (законными представителями) учащихся, выполнять нормы педагогической этики, разрешать конфликтные ситуации, в том числе при нарушении прав ребенка, невыполнении взрослыми установленных обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию | |||||||||
Выявлять представления родителей (законных представителей) учащихся о задачах их воспитания и обучения в процессе освоения дополнительной образовательной программы | |||||||||
Организовывать и проводить индивидуальные и групповые встречи (консультации) с родителями (законными представителями) учащихся с целью лучшего понимания индивидуальных особенностей учащихся, информирования родителей (законных представителей) о ходе и результатах освоения детьми образовательной программы, повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) | |||||||||
Использовать различные приемы привлечения родителей (законных представителей) к организации занятий и досуговых мероприятий, методы, формы и средства организации их совместной с детьми деятельности | |||||||||
Необходимые знания | Нормативные правовые акты в области защиты прав ребенка, включая международные | ||||||||
Особенности семейного воспитания и современной семьи, содержание, формы и методы работы педагога дополнительного образования (преподавателя, тренера-преподавателя) с семьями учащихся | |||||||||
Особенности работы с социально неадаптированными (дезадаптированными) учащимися различного возраста, несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, и их семьями | |||||||||
Педагогические возможности и методика подготовки и проведения мероприятий для родителей и с участием родителей (законных представителей) | |||||||||
Основные формы, методы, приемы и способы формирования и развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) учащихся | |||||||||
Основные принципы и технические приемы создания информационных материалов (текстов для публикации, презентаций, фото- и видеоотчетов, коллажей) | |||||||||
Приемы привлечения родителей (законных представителей) к организации занятий и досуговых мероприятий, методы, формы и средства организации их совместной с детьми деятельности | |||||||||
Другие характеристики | - | ||||||||