Структура рынка электронной коммерции
Электронная коммерция может вестись на различных уровнях, начиная с простого представительства компании в Сети до электронной поддержки совместной деятельности, осуществляемой несколькими компаниями (например, аутсорсинг или виртуальное предприятие). Электронная коммерция, по сути, имеет глобальный характер. На интернациональном уровне по сравнению с внутринациональным электронная коммерция усложняется такими факторами, как различия в налогообложении, таможенных сборах и правилах банковской деятельности.
В зависимости от участников электронных взаимоотношений электронная коммерция подразделяется на основные сектора коммерческого взаимодействия между:
· В2В - юридическими лицами, организациями;
· В2С - юридическими и физическими лицами;
· B2G - юридическими лицами и государственными организациями;
· С2С - физическими лицами;
· G2C - государственными организациями и физическими лицами.
Субъект, определенный первой буквой аббревиатуры, выступает в качестве продавца или стороны, оказывающей услуги.
Другие сектора: С2В, G2G, C2G, G2B, включая тех же участников, отличаются только характером их взаимодействия.
Электронная коммерция породила совершенно уникальные бизнес-модели и корпоративные стратегии, что кардинально изменило ситуацию в сфере экономики.
В настоящее время развитие бизнес-моделей в электронной коммерции отражает стремление торговцев установить устойчивые связи с заказчиками путем предоставления им дополнительных услуг и стимулирования обратной связи.
Методы и модели интернет-коммерции успешно интегрируются с существующими методами автоматизации управления ресурсами предприятия: MRP (планирование потребностей в материалах), MRPII (планирование ресурсов производственного предприятия), ERP (планирование ресурсов предприятия), CSRP (планирование ресурсов предприятия, синхронизированное с покупателем), APS (Advanced Planning and Scheduling — расширенное управление производственными графиками) и т. п.
Решение задач снабжения и сбыта в традиционных системах управления ресурсами предприятия сводится к учетным функциям. Механизма непосредственного компьютерного взаимодействия с поставщиками и потребителями (точнее, с их системами управления ресурсами) такие системы не имеют. Этого недостатка лишены системы электронной коммерции.
Интеграция систем управления ресурсами предприятия с системами интернет-коммерции — естественный и закономерный этап в развитии технологии управления ресурсами предприятия.
Предприятия, оснащенные ERP и CSRP системами, объединяются в цепочки поставщик - потребитель. Механизм работы объединения выглядит следующим образом: клиент, поставщик или деловой партнер выполняет трансакцию в своей системе управления ресурсами предприятия. Это, в свою очередь, автоматически запускает необходимые процессы внутри ERP-систем его поставщиков, включая поиск источников снабжения, контроль товарно-материальных запасов, распределение, учет и т. д. по всей цепи товародвижения.
После внедрения системы управления ресурсами предприятия данные о потребности в материальных ресурсах и имеющихся в наличии товарах становятся доступны контрагентам компании через сеть Интернет. Программное обеспечение снабжения и сбыта предприятий, внедривших у себя аналогичные системы, автоматически получает данные о наличии товара у поставщиков, сроках его возможной поставки и осуществляет заказ.
Такая организация сбыта и снабжения ведет к революционному изменению в принципах ведения хозяйственной деятельности и структуре управления предприятием. Традиционные службы снабжения (а в некоторых случаях и сбыта) становятся ненужными, их функции выполняет глобальная информационная система управления ресурсами предприятия.
В первую очередь использование технологий онлайновой торговли необходимо компаниям, имеющим развитую региональную партнерскую сеть, так как позволит значительно снизить стоимость трансакций.
На рис. 2 показаны схема информационных потоков процесса приобретения товара до и после внедрения технологии электронной торговли в оптовой компании.
Приняв заказ, сотрудники узнают о наличии товара на складе (2) и, информируя покупателя, оформляют платежные документы (3). Затем они отслеживают факт оплаты и инициируют доставку товара (4). При такой форме организации торговли возможна только частичная автоматизация отдельных стадий товарооборота.
После внедрения электронной торговли товарооборот полностью автоматизируется. Покупатель непосредственно общается с электронным магазином и его виртуальными продавцами, получая консультации и оплачивая товар (1). Дальнейшие процессы: отслеживание поступления средств, инициация доставки и отражение покупки в учетной системе предприятия выполняются автоматически (2). Офис-менеджеры, получая информацию о ходе торговли, выполняют только общие контрольные функции (3). Внедрение данной технологии позволяет сократить затраты на оформление и обработку заказов в несколько раз.
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 2. Схема информационных потоков процесса приобретения товара до и после внедрения электронной торговли.
Факторы снижения издержек при использовании электронной коммерции приведены в табл.1.
Таблица 1. Факторы снижения издержек при использовании электронной коммерции
Название фактора | Содержание |
Снижение затрат на получение маркетинговой информации | Сеть Интернет – более дешевый источник информации. Для использования таких методов маркетинговых исследований как опросы, анкетирование и т.п., нет необходимости лично встречаться с респондентами. |
Снижение расходов на рекламу | В сети Интернет себестоимость создания и обслуживания рекламы ниже, а аудитория рекламного воздействия обычно ближе к целевой аудитории, чем при использовании традиционного рекламоносителя. |
Снижение расходов на внутренние коммуникации | Экономия рабочего времени и соответственно снижение расходов на оплату труда за счёт уменьшения числа и продолжительности совещаний, командировок, телефонных переговоров, сокращение времени на поиск нужной информации |
Снижение расходов на внешние коммуникации | Автоматизированные сбор и обработка заказов, доступ через веб-сайт к информации о состоянии заказа, сроках его исполнения существенно снижают нагрузку офис- менеджеров. Разместив ответы на стандартные вопросы на сайте, а также предложив задавать вопросы по e-mail, компании уменьшают потребность в телефонных линиях и обслуживающем персонале. При наличии региональных офисов или представителей, партнеров в других городах (странах) осуществляется экономия на междугородних (международных) звонках и поездках |
Снижение расходов на аренду офисных помещений, организацию рабочих мест и т.д. | Многие сотрудники могут работать в удаленном режиме, находясь дома (телеработа) |
Использование более дешевой рабочей силы | Снижение расходов за счет использования труда работников, проживающих в регионах с более низким уровнем оплаты труда |
Снижение затрат на закупки товаров и услуг | Использование электронной коммерции делает возможным проведение закупок в автоматическом или полуавтоматическом режиме |
На сегодняшний день можно выделить ряд факторов, влияющих на развитие технологий электронной коммерции.
Общеэкономические факторы:
· стабильность экономической ситуации;
· доля "'теневого" сектора в экономике;
· размеры национального экономического комплекса;
· динамика показателей национального производства и потребления;
· уровень монополизации экономики;
· налоговый климат;
· инвестиционный климат;
· уровень монетаризации экономики;
· уровень дифференциации цен на однородную продукцию и т. п.; уровень развития средств осуществления электронных платежей; наличие удобных и относительно недорогих способов доставки товаров потребителям и т. п.
Инфраструктурные факторы:
· развитие информационных технологий, в первую очередь телекоммуникаций;
· размеры и темпы роста интернет-аудитории;
· уровень интеллектуального потенциала в сфере развития компьютерных технологий.
Управленческие факторы:
· эффективность корпоративного управления;
· динамичность в восприятии нововведений руководителями;
· уровень коррупции.
Правовой факторуровень правового регулирования электронной торговли.
Развитие электронной коммерции оказывает стабилизирующее влияние на развитие мировой экономики по следующим причинам:
· ускорение темпов создания единого информационного пространства: вырабатываются механизмы информационного взаимодействия практических всех субъектов мирового рынка;
· децентрализация ресурсов, стимулирующая независимое развитие субъектов рынка;
· ускорение оборота денежных ресурсов из-за использования схем электронных платежей;
· уменьшение объема спекулятивного капитала (у посредников, не являющихся производителями) и, следовательно, увеличение объемов инвестиций в производственную сферу;
· создание новых видов сервиса и услуг;
· создание условий для открытой конкуренции на рынках товаров и услуг;
· ускорение продвижения на рынок новых товаров и услуг и доведение их в удобной форме потребителю.