Структура рынка электронной коммерции

Электронная коммерция может вестись на различных уровнях, начи­ная с простого представительства компании в Сети до электронной под­держки совместной деятельности, осуществляемой несколькими компа­ниями (например, аутсорсинг или виртуальное предприятие). Электронная коммерция, по сути, имеет глобальный характер. На интернациональном уровне по сравнению с внутринациональным электронная коммерция ус­ложняется такими факторами, как различия в налогообложении, тамо­женных сборах и правилах банковской деятельности.

В зависимости от участников электронных взаимоотношений электрон­ная коммерция подразделяется на основные сектора коммерческого взаи­модействия между:

· В2В - юридическими лицами, организациями;

· В2С - юридическими и физическими лицами;

· B2G - юридическими лицами и государственными организациями;

· С2С - физическими лицами;

· G2C - государственными организациями и физическими лицами.

Субъект, определенный первой буквой аббревиатуры, высту­пает в качестве продавца или стороны, оказывающей услуги.

Другие сектора: С2В, G2G, C2G, G2B, включая тех же участников, отли­чаются только характером их взаимодействия.

Электронная коммерция породила совершенно уникальные бизнес-модели и корпора­тивные стратегии, что кардинально изменило ситуацию в сфере экономи­ки.

В настоящее время развитие бизнес-моделей в электронной коммерции отра­жает стремление торговцев установить устойчивые связи с заказчиками путем предоставления им дополнительных услуг и стимулирования обратной связи.

Методы и модели интернет-коммерции успешно интегрируются с су­ществующими методами автоматизации управления ресурсами предприя­тия: MRP (планирование потребностей в материалах), MRPII (планиро­вание ресурсов производственного предприятия), ERP (планирование ресурсов предприятия), CSRP (планирование ресурсов предприятия, син­хронизированное с покупателем), APS (Advanced Planning and Scheduling — расширенное управление производственными графиками) и т. п.

Решение задач снабжения и сбыта в традиционных системах управле­ния ресурсами предприятия сводится к учетным функциям. Механизма непосредственного компьютерного взаимодействия с поставщиками и по­требителями (точнее, с их системами управления ресурсами) такие систе­мы не имеют. Этого недостатка лишены системы электронной коммерции.

Интеграция систем управления ресурсами предприятия с системами интернет-коммерции — естественный и закономерный этап в развитии тех­нологии управления ресурсами предприятия.

Предприятия, оснащенные ERP и CSRP системами, объединяются в цепочки поставщик - потребитель. Механизм работы объединения выгля­дит следующим образом: клиент, поставщик или деловой партнер выпол­няет трансакцию в своей системе управления ресурсами предприятия. Это, в свою очередь, автоматически запускает необходимые процессы внутри ERP-систем его поставщиков, включая поиск источников снабжения, конт­роль товарно-материальных запасов, распределение, учет и т. д. по всей цепи товародвижения.

После внедрения системы управления ресурсами предприятия данные о потребности в материальных ресурсах и имеющихся в наличии товарах становятся доступны контрагентам компании через сеть Интернет. Про­граммное обеспечение снабжения и сбыта предприятий, внедривших у себя аналогичные системы, автоматически получает данные о наличии товара у поставщиков, сроках его возможной поставки и осуществляет заказ.

Такая организация сбыта и снабжения ведет к революционному изме­нению в принципах ведения хозяйственной деятельности и структуре уп­равления предприятием. Традиционные службы снабжения (а в некоторых случаях и сбыта) становятся ненужными, их функции выполняет глобаль­ная информационная система управления ресурсами предприятия.

В первую очередь использование технологий онлайновой торговли необ­ходимо компаниям, имеющим развитую региональную партнерскую сеть, так как позволит значительно снизить стоимость трансакций.

На рис. 2 пока­заны схема информационных потоков процесса приобретения товара до и после внедрения технологии электронной торговли в оптовой компании.

Приняв заказ, сотрудники узнают о нали­чии товара на складе (2) и, информируя покупателя, оформляют платежные документы (3). Затем они отслеживают факт оплаты и инициируют достав­ку товара (4). При такой форме организации торговли возможна только частичная автоматизация отдельных стадий товарооборота.

После внедрения электронной торговли товарооборот полностью автоматизируется. Покупатель непосредственно общается с электронным магазином и его виртуальными продавцами, получая консультации и оплачи­вая товар (1). Дальнейшие процессы: отслеживание поступления средств, инициация доставки и отражение покупки в учетной системе предприятия выполняются автоматически (2). Офис-менеджеры, получая информацию о ходе торговли, выполняют только общие контрольные функции (3). Вне­дрение данной технологии позволяет сократить затраты на оформление и обработку заказов в несколько раз.

склад  
склад  
Структура рынка электронной коммерции - student2.ru Структура рынка электронной коммерции - student2.ru Структура рынка электронной коммерции - student2.ru Структура рынка электронной коммерции - student2.ru Структура рынка электронной коммерции - student2.ru
Электронный магазин  
Офис продавца  
Офис продавца  
Структура рынка электронной коммерции - student2.ru Структура рынка электронной коммерции - student2.ru Структура рынка электронной коммерции - student2.ru
покупатель  
Структура рынка электронной коммерции - student2.ru
покупатель  
Структура рынка электронной коммерции - student2.ru

Рис. 2. Схема информационных потоков процесса приобретения товара до и после внедрения электронной торговли.

Факторы снижения издержек при использовании электронной коммерции приведены в табл.1.

Таблица 1. Факторы снижения издержек при использовании электронной коммерции

Название фактора Содержание
Снижение затрат на получение маркетинговой информации Сеть Интернет – более дешевый источник информации. Для использования таких методов маркетинговых исследований как опросы, анкетирование и т.п., нет необходимости лично встречаться с респондентами.
Снижение расходов на рекламу В сети Интернет себестоимость создания и обслуживания рекламы ниже, а аудитория рекламного воздействия обычно ближе к целевой аудитории, чем при использовании традиционного рекламоносителя.
Снижение расходов на внутренние коммуникации Экономия рабочего времени и соответственно снижение расходов на оплату труда за счёт уменьшения числа и продолжительности совещаний, командировок, телефонных переговоров, сокращение времени на поиск нужной информации
Снижение расходов на внешние коммуникации Автоматизированные сбор и обработка заказов, доступ через веб-сайт к информации о состоянии заказа, сроках его исполнения существенно снижают нагрузку офис- менеджеров. Разместив ответы на стандартные вопросы на сайте, а также предложив задавать вопросы по e-mail, ком­пании уменьшают потребность в телефонных линиях и обслуживающем персонале. При наличии региональных офисов или представителей, партнеров в других городах (странах) осуществляется экономия на меж­дугородних (международных) звонках и поездках
Снижение расходов на аренду офисных помещений, организацию рабочих мест и т.д. Многие сотрудники могут работать в удаленном режиме, находясь дома (телеработа)
Использование более дешевой рабочей силы Снижение расходов за счет использования труда работников, прожи­вающих в регионах с более низким уровнем оплаты труда
Снижение затрат на закупки товаров и услуг Использование электронной коммерции делает возможным проведение закупок в автоматическом или полуавтоматическом режиме

На сегодняшний день можно выделить ряд факторов, влияющих на развитие технологий электронной коммерции.

Общеэкономические факторы:

· стабильность экономической ситуации;

· доля "'теневого" сектора в экономике;

· размеры национального экономического комплекса;

· динамика показателей национального производства и потребления;

· уровень монополизации экономики;

· налоговый климат;

· инвестиционный климат;

· уровень монетаризации экономики;

· уровень дифференциации цен на однородную продукцию и т. п.; уровень развития средств осуществления электронных платежей; наличие удобных и относительно недорогих способов доставки товаров потребителям и т. п.

Инфраструктурные факторы:

· развитие информационных технологий, в первую очередь телекомму­никаций;

· размеры и темпы роста интернет-аудитории;

· уровень интеллектуального потенциала в сфере развития компьютер­ных технологий.

Управленческие факторы:

· эффективность корпоративного управления;

· динамичность в восприятии нововведений руководителями;

· уровень коррупции.

Правовой факторуровень правового регулирования электронной торговли.

Развитие электронной коммерции оказывает стабилизирующее влия­ние на развитие мировой экономики по следующим причинам:

· ускорение темпов создания единого информационного простран­ства: вырабатываются механизмы информационного взаимодействия практических всех субъектов мирового рынка;

· децентрализация ресурсов, стимулирующая независимое развитие субъектов рынка;

· ускорение оборота денежных ресурсов из-за использования схем электронных платежей;

· уменьшение объема спекулятивного капитала (у посредников, не являющихся производителями) и, следовательно, увеличение объе­мов инвестиций в производственную сферу;

· создание новых видов сервиса и услуг;

· создание условий для открытой конкуренции на рынках товаров и услуг;

· ускорение продвижения на рынок новых товаров и услуг и доведе­ние их в удобной форме потребителю.

Наши рекомендации