Эгалитарные общества. Племенные общества
Эгалитарное общество(франц. égalité - равенство) - модель общественного устройства, основанного на принципе всеобщей уравнительности. Эгалитарные течения развиваются начиная с античности, практически всегда они рассматриваются утопии.
Как известно, Сервис и Салинз выстроили следующий эволюционный ряд: банда — племя — вождество — государство, а Фрид — эгалитарное общество — ранговое общество — стратифицированное общество, причем ранговое общество он посчитал универсальной стадией развития политического общества, характеризующегося неодинаковым доступом к важным статусам и связью ранга не столько с властью, сколько с престижем и авторитетом.
По мнению Хазанова, Сервис сделал шаг вперед, когда вместо стадий банда — племя — примитивное государство предположил только две стадии в эволюции первобытных обществ: эгалитарное общество и иерархическое общество, вырастающее из эгалитарного. При этом он, однако, включил в понятие «иерархическое общество» и первобытные неэгалитарные общества, и РГ. Хазанов резко выступил против такого эволюционного ряда: «Для меня наличие или отсутствие государственности является все же самым главным и четким критерием, отделяющим первобытное общество от всех остальных» [Хазанов 1985: 91-92]. Кроме того, не стоит заблуждаться относительно значения термина «эгалитаризм»: в применении к конкретным человеческим обществам «эгалитаризм» — понятие не абсолютное, ибо ни в каком обществе невозможно всеобщее равенство. Проблема в том, на чем основано неравенство. В эгалитарном обществе доступ к основным ресурсам открыт для каждого его члена. Социальная дифференциация основана первоначально на различиях в возрасте, поле и индивидуальных способностях. Способности, престиж, авторитет и различные социальные вознаграждения (когда они есть) не могут привести к социальному обмену и таким образом превратиться в наследственное неравенство.
Первобытные эгалитарные и неэгалитарные общества являются прежде всего двумя условными полюсами одного целого, в котором движение возможно в различных направлениях. В истории существовало не одно, а много обществ, и наряду с другими явлениями социальное неравенство проявлялось в различных формах и разными способами, иногда даже в различных направлениях. Попытки распределить эти общества на ограниченное число стадий, или уровней, так называемой всеобщей или главной эволюции, так же как и попытки увеличить число таких стадий, представляются мало перспективными [Хазанов 1985: 95].
Тема эволюции и причин развития социального неравенства, которая у Хазанова была только намечена, нашла иное выражение в статье француза Ж. Руссо «Идеологические предпосылки неравенства». Знаменательно, что она открывает том «Развитие и упадок», подчеркивая важность изучения идеологического фактора.
Руссо ставит целью показать, что социальное неравенство начинается на идеологическом уровне, за которым следует политическое и экономическое неравенство. Идеологические построения, уточняет он, являются необходимыми, но недостаточными условиями для развития отношений господства, а последние, в свою очередь, являются необходимыми, но недостаточными условиями для развития экономической эксплуатации. Иначе говоря, некоторые идеологические особенности, появляясь в ранних обществах, предоставляют возможность, но не являются причиной развития неравенства.
Ранговые общества. Кастовые общества
Ка́ста — «происхождение», изначально «чистая порода») — сословие или раса, на которые распадается население Индии. Из самых ранних произведений санскритской литературы известно, что говорившие на арийских наречиях народы в период первоначального заселения Индии (приблизительно с 1500 по 1200 до н. э.) уже делились на четыре главных сословия, позже названные «варнами» (санскр. «цвет»): брахманов (священнослужителей), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев, скотоводов и земледельцев) и шудр (слуг и разнорабочих).
В период раннего Средневековья варны хотя и сохраняются, но распадаются на многочисленные касты (джати), ещё более жёстко закреплявшие сословную принадлежность. Индусы верят в перевоплощение и считают, что тот, кто соблюдает правила своей касты, в будущей жизни поднимется по рождению в более высокую касту, тот же, кто нарушает эти правила, потеряет социальный статус.
Во времена возвышения индуизма, последовавшего за упадком буддизма, из простой, незамысловатой системы четырёх варн выросла сложнейшая многослойная система, выстроившая строгий порядок чередования и соотношения разных социальных групп. Каждая варна обозначила в ходе этого процесса рамки для множества самостоятельных эндогамных каст (джати). Ни мусульманское нашествие, закончившееся формированием империи Монголов, ни установление британского господства не поколебали фундаментальных основ кастовой организации общества.