Оптимальное использование пространства торгового зала
Как правило, 40% площади торговой точки занимает торговое оборудование (полки, холодильное оборудование, стеллажи и т.д.), расположенное максимально выгодно в зависимости от формы помещения. Приблизительно 60% площади торговой точки необходимо оставлять для движения покупателей (обеспечение свободного движения покупателя по магазину, правила техники безопасности и т.д.), чтобы покупатели чувствовали себя комфортно.
Рассмотрим несколько возможных вариантов расположения торгового оборудования. (См. Рис.1).
Прибыль и товарооборот на квадратный метр - важные показатели эффективности использования торгового пространства. Они позволяют выявить зоны, требующие особого внимания. На одном уровне магазина или в торговом зале, занимающем один этаж, встречается ситуация, когда зона, примыкающая к входу, дает 40% товарооборота, следующие соответственно -30%, 20% и 10%.
Возможные причины:
• покупатель сразу находит все основные товары,
• слабо работает система навигации.
Рис. 1. Типы расположения торгового оборудования внутри торгового зала
Опытные торговцы стараются завлечь покупателя в глубь торгового зала интересными и нужными товарами у задней стенки, но здесь может появиться, что слабым местом окажется середина зала. Многие покупатели и так обходят магазин по периметру и не заходят во внутренние ряды. Обход зала по периметру – наиболее простой, не требующий размышления маршрут. Как писал Сирил Н. Паркинсон в известной книге "Законы Паркинсона", "неприязнь к центру помещения уходит к первобытным временам. Входя в чужую пещеру, троглодит не знал, будут ли ему рады, поэтому он был готов прижаться спиной к стенам, а руками действовать. В центре же пещеры он был слишком уязвим".
Часто покупатели обходят вниманием углы зала. Вот и получается, как у известного пролетарского поэта: "кому бублик, кому – дырка от бублика" ( См. Рис.2).
Как показывает опыт, проблема "бублика" очень актуальна, особенно для магазинов, имеющих большую площадь зала и магазинов-складов, где уходящее ввысь оборудование давит на клиента и делает углы особенно неприятными для посещения. Начнем с привлечения покупателей в дальние части магазина, углы, закутки и "аппендиксы". Они часто возникают при расположении магазинов на первых этажах реконструируемых зданий (особенно если раньше помещение использовалось в другом качестве). Прибыль и товарооборот с квадратного метра в таких местах иногда бывают просто катастрофически низкими, потому что покупатели туда просто не доходят. Нередки случаи когда новые продавцы узнают о существовании какого-либо отдела только через два-три дня работы. В удаленных местах зала (и на верхних этажах) можно размещать товары предварительного выбора, специального спроса, ради которых покупатель готов преодолеть расстояние, и которые он будет спокойно, не опасаясь толчеи и любопытных взглядов, рассматривать и выбирать. Но об этих товарах необходимо давать информацию во входной зоне! Значение информации во входной зоне сильно недооценивают магазины с продавцами-консультантами. Кстати, часто они не боятся и закутков, полагая, что опытный продавец заведет покупателя куда угодно. Вот и получается, что продавец водит покупателя по магазину в ущерб квалифицированной консультации относительно товаров. Не всегда есть возможность организовать петлю - маршрут, предопределенный планировкой, и отношение покупателей к нему весьма различно. Часто покупателям требуется помощь в выборе, их необходимо поддержать, укрепить, что их действия правильны. Согласно законам поведения толпы, выведенным Гюставом Лебоном, так легче преодолеть критическое отношение или неприятие покупателя. Но также есть посетители, считающие, что куда они пойдут – исключительно их дело, и в таком случае задача магазина -обеспечить навигацию.