Классификация слов по лексико-грамматическим классам («частям речи»): критерии, подходы, проблемы, пограничные случаи
ПРОБЛЕМА ВЫДЕЛЕНИЯ ЧАСТЕЙ РЕЧИ.
Весь словарный состав английского языка делится на крупные лексико- грамматические разряды, т. е. части речи.
Критерий для единой классификации словарного состава - монодифференциальные классификации. Части речи выделялись на основании нескольких критериев - полидифференциальные классификации.
3 основных принципа подразделения слов на части речи были сформулированы Щербой (parts of speech classification):
1. лексическое значение - the general semantic principle; отнесение слова к широкой понятийной категории с обобщенным значением, например, предметности, признака.
2. морфологическаяформаслова - the formal morphological principle;
3. синтаксическое функционирование в предложении - the functional syntactic principle.
Аристотель: выделялись 2 основные части речи имя и глагол. имя - существительное и прилагательное. отдельно выделялся союз. лингвистические термины базировались на логических снованиях. имя называло субъект действия, глагол - предикат, союзы использовались для связи суждений.
Александрийские филологи 3-2 век до н. э. появились более дробные классификации. выделялись имя, глагол, причастие, наречие, местоимение, предлог, союз, артикль. в имени объединились существительные, прилагательные, числительные по общей системе словоизменения. Сравнительно- историческое языкознание 19 век развивало морфологический подход к проблеме частей речи. отрицалось наличие частей речи в изолирующих языках, не имеющих словоизменения.
В начале 20 века языкознание стало отталкиваться от синтаксических оснований. функционирование слова в предложении - аналогичные классы для изолирующих языков.
Генри Суит - автор первой научной грамматики английского языка конец 19- начало 20 века.
Учитывает 3 критерия : значение, форма и функционирование слова.
прежде всего делит слова на изменяемые и неизменяемые declinables - indeclinables. В рамках declinables существительные, прилагательные, глаголы; indeclinables наречия, предлоги, союзы.
По функционированию:
именные noun words : существительные, местоимения, числительные, инфинитив, герундий;
глагольная группа: личные формы глагола, неличные формы ( инфинитив, герундий).
Датский лингвист Есперсон середина 20 века.
двойственная классификация: традиционные части речи по морфологическим свойствам, анализируем те же классы по функционированию в словосочетаниях.
Теория трех рангов. слово может быть ядром словосочетания и являться первичным, вторичным - определять ядро, третичным - подчиняться вторичным. Напрмер, a furiously barking dog : dog 1, barking 2, furiously 3. Одна из первых попыток дать единую классификацию основанную на позиции в словосочетании или предложении, синтаксическое функционирование слова. При этом классификация достаточно противоречивая.
Выделяет отдельно существительные, прилагательные, местоимения и глаголы, а все остальные слова относятся к частицам.
Чарльз Фриз структурная лингвистика.
Предлагал основывать свою концепцию на позиции слова в предложении. Разрабатывает ряд подстановочных таблиц на основе нескольких предложений. The concert was good. Подбирает слова, которые могут занимать позицию слова concert и т. д.
Т. о. , выделяет 4 основных класса слов, которые примерно соответствуют существительным, прилагательным, глаголам и наречиям.
Выделяется еще 15 мелких групп, которые называются function words и куда в основном относятся слова, которые мы считаем служебными частями речи. При этом эти группы оказываются достаточно смешанными, границы нечеткие. В некоторых группах наблюдается всего 1-2 слова.
Не дает прозрачной классификации частей речи: игнорируется морфологические свойства, нет строгого следования синтаксическим функциям: модальные оторваны от обычных.
Плюсы этой теории: интересные данные относительно дистрибуции (использование слов в определенных контекстах, синтагматические свойства разных разрядов слова) разных разрядов слов. Также данные о синтаксической валентности (способность словоформы иметь зависимые словоформы, слова, которые обязательно используются рядом с ней, или выступать самой в качестве зависимого элемента относительно других словоформ) языковых единиц; например, поставить оценку - give a mark, сильный мороз - hard frost, сильный ветер - high wind.
Генри Глиссон, середина - конец 20 века; Слетт канадские структуралисты.
Глиссон предлагает сначала классифицировать части речи по морфологической форме. Т. е. весь словарный состав делится на 2 группы: имеющие формы словоизменения и не имеющие. 1 группа: существительные, прилагательные, глаголы, наречия. 2 группа включает слова, которые отличаются по позиционному признаку, функционирование данных слов в контексте: adjectives, adjectivals, pronomenals, pronouns.
Слетт: различаются по морфологическому свойству и по функционированию.
Положительные моменты : важность словообразовательных аффиксов для определения частей речи. Подчеркнули неоднородность единиц в рамках каждой части речи. Подготовили возникновение пОлевого подхода к изучению языковых явлений.
Современные подходы.
Кацнельсон "типология языка и речевое мышление".
Исследования отличаются семантической направленностью. Занимался типологическим описанием языков, т. е. общие и различия у не родственных языков. Отмечал, что в структуре каждого языка есть некий универсальный компонент, т. е. общий для всех, и индивидуальный. Обращал внимание на то, что насыщенность языка морфологическими категориями определяет степень его синтетичности. В аналитических языках велик удельный вес явлений, которые не получают прямого выражения в структуре языка, т. е. английский язык обладает скрытой грамматикой или грамматикой сочетаемости (валентность), некие подразумеваемые признаки выражаются только в контексте и осознаются только в контексте. Например, стол был накрыт скатертью и стол был накрыт официантом. скатерть - инструмент, официант - doer of the action.
Считал, что выдвижение морфологии в качестве основы для классификации частей речи ведет к искажению реальной картины и ориентируется только на синтетические языки, что не является правильным.
Предлагает выделять в рамках полнозначных частей речи предметные значения, т. е. существа и вещи - это фактически база имен существительных, и непредметные значения - значения признака: это могут быть временные отношения (каникулы), состояния или действия (белизна, бег). Отдельно выделяет слова с пропозициональным содержанием (пожар, свадьба) за собой указывают на целое событие. К признакам относит признаки событий- это место, время; признаки предметов - форма, цвет и тд.
Американские грамматисты.
Части речи приобретают соответствующие синтаксические свойства только в дискурсе. Для выполнения соответствующих функций они маркируются специальными показателями и уже в предложении, в дискурсе, т. е. только в реализации, становятся существительными, прилагательными и глаголами. Вырванными из контекста их нельзя рассматривать как части речи. Например, we went beartraping in the woods. существительное bear не имеет признаки существительного и становится частью глагола.
Кубрикова "язык и знание"
Предлагет особый взгляд на части речи с когнитивной точки зрения. Называет части речи когнитивно-дискурсивными категориями, поскольку они имеют две стороны: связаны с содержательными структурами знания, т. е. обладают когнитивными свойствами; с другой стороны они созданы для участия в коммуникации, т. е. обладают коммуникативными свойствами. Обращается к вопросу иррациональных случаев (чернота, белизна, бег, синеть), когда признак представлен через предмет. Т.е. в форме существительного (чернота), действие через предмет ( бег), признак через действие (синеть). Т. е. значение этих слов идут вразрез со значением соответствующей части речи. В одном случае происходит опредмечивание. Называет такие случаи межчастеречной транспозицией, важным для этого процесса является словообразование. Бывает беcсуффиксальная транспозиция: he called me - he gave me a call - отглагольное существительное.
Исходные для каждой части речи признаки или концепты как правило не устраняются, но слово приобретает новые характеристики. Например, в рамках глаголов добреть, стареть устанавливаются 2 значения: одно связано с прилагательным, второе -признаки глагола, развитие признака во времени. В слове доброта соединяются значения признака + свойства существительного: суффикс, обобщенный признак.
Анализ частей речи с учетом не только словообразовательных свойств, но и главное - дискурсивных. Например, синтаксическая функция существительное, прилагательное, глагол. Дискурсивная функция: референция у существительного, модификация у прилагательного, предикация у глагола. Существительное говорит об объекте, прилагательное о свойствах, глагол о действии. Сущесвительное обеспечивает удержание в памяти референта, предикаты - связывающая функция в тексте, прилагательные сообщают о свойствах.
Полеваяструктурачастейречи.
Зонысинкретизма: is eating launch, her dancing, it was confusing. Окончание ing - зона синкретизма.
Явление омонимии как характерна особенность английского языка.
Зона синкретизма обнаруживается между существительными и глаголами. Наример, the matter needed (careful) checking (carefully): checking - в разных контекстах может быть существительным и глаголом.
Между существительными и прилагательными. Например: living standards - living creatures. В первом существительное standards of living, во втором прилагательное.
Между глаголом и прилагательным. Например, itwasembarrassing - veryembarrassingприлагательное , embarrassinghim - глагол.
Между детерминантом, местоимением и наречием. Например, all the girls -is that all you've got -don't get all wet.
Между союзом, предлогом и наречием. Before.
Между прилагательными и наречиями, которые омонимичны по форме. near.
Существует вопрос в английском языке: следует ли в случаях омонимии на уровне морфологии рассматривать эти слова как абсолютно разные части речи или следует говорить об одной части речи и представители данной части речи просто развивают другие признаки.
Классическое деление на части речи.
Знаменательные - lexical words или parts of speech proper: существительные, глагол, прилагательное, наречие, местоимение, числительные. Полноценные части речи, т. к. называют полноценные понятия. Обладая лексическими значениями, обладают и собственными синтаксическими функциями в предложении. Морфологический критерий помогает в выделении знаменательных частей речи, т. к. только они имеют словоизменение.
Служебные части (function words) речи не могут быть предметом мысли, не имеют самостоятельного лексического значения. Назначение служебных частей речи - только указывать на некие отношения между знаменательными частями речи или словосочетаниями, предложениями. Не являются членами предложения. Союзы, предлоги, артикли, частицы. Отдельно выделяются слова words outside the sentence structure вводные слова, не входят в состав предложения: междометия, sentence-words : yes, no; модальные слова: probably, naturally - отношение говорящего к тому, что он говорит.
Спорные случаи: рассмотрение модальных глаголов и вспомогательных в рамках полнозначных частей речи. Выделяется ли артикль как часть речи или как часть существительного. Состав частиц.
Следует выделять служебные части речи и служебные слова (Смерницкий): вспомогательных глаголы. глаголы, которые с одной стороны могут быть полнозначными, но в рамках аналитической формы становятся не полнозначными.
7. Полнозначные слова-части речи vs. служебные слова.
Части речи знаменательные и служебные. Наиболее крупное подразделение частей речи — это две большие группы: знаменательные и служебные части речи. Знаменательные части речи включают такие единицы, которые имеют лексическое значение, т.е. называют понятия: table, dog, joy, strength; to bring, to cry, to enumerate; big, difficult; soon, well. Иначе гово-ря, они обозначают постоянные денотаты. Обладая лексическим значением, слова знаменательных частей речи способны занимать те или иные синтаксические позиции в предложении, т. e. функционировать в качестве членов предложения, а также быть ядром словосочетания. Таким образом, при отграничении знаменательных частей речи от служебных лексические и син-таксические критерии совпадают. Морфологические свойства также в известной степени присоединяются к ним: словоизменением обладают только знаменательные части речи. Однако среди знаменательных частей речи не все имеют парадигму словоизменения; поэтому морфологический признак не во всех случаях является ограничительным.
Служебные части речи не обладают свойством быть предметом мысли, т. e. не обладают самостоятельным лексическим значением. Так, не могут обозначать предмет мысли такие единицы, как of, and, since, the, ибо они не называют отдельных понятий (ср. такие слова, как relation, meaning и т. п., которые называют данные понятия). Назначение служебных частей речи в языке — указывать на те или иные отношения между словами знаменательных частей речи, между предложениями или словосочетаниями, или же уточнять грамматическое значение знаменательных частей речи: the colour of the sky, dogs and cats, the dog, a dog.
Выделение тех или иных частей речи, как знаменательных, так и служебных, является дискуссионным; есть такие «основ-ные» части речи, в существовании которых не сомневается ни один лингвист (например, имя существительное, глагол, имя прилагательное, наречие); среди служебных частей речи не вызывает сомнения существование таких разрядов, как предлоги, союзы. С другой стороны, многое остается сомнительным в отношении правомерности выделения слов категории состояния и, отчасти, модальных слов в знаменательных частях речи; не совсем ясны границы частиц в группе служебных частей речи. Далеко не все лингвисты согласны с выделением артиклей как служебной части речи; может вызывать сомнение причисление постпозитива к служебным частям речи.
Следует чётко разграничивать служебные части речи и служебные слова. Служебные слова относятся к знаменательным частям речи, но в определённых условиях утрачивают свое лексическое содержание и сохраняют только свою грамматическую функцию. Наиболее типичным случаем такого рода являются вспомогательные глаголы. Это — глаголы, способные выступать со своим собственным лексическим содержанием, например, глагол have в предложении I have a new tel-evision set. Однако в форме перфекта этот же глагол утрачивает свое лексическое значение, выступая как вспомогательный: I have lost my gloves. Он не превращается при этом в служебную часть речи, но функционирует как служебное слово.
8. Существительное: основные характеристики класса. Полевая организация класса существительных.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.
Знаменательная часть речи, обладающая обобщенным грамматическим значением предметности (thingness). В группу существительных относят слова, которые обозначает собственно предметы, также названия действий, свойств, абстрактные понятий. Под предметностью понимается не собственно предмет, а предмет мысли.
Словоизменение существительного очень ограничено. Формы: множественное и единственное число, форма генетива 's.
При этом словообразовательный аппарат очень развит. Т. е. широкий возможности субстантивации - образование существительных от других частей речи. Наример, better - bitterness; ups and downs; threes; have a walk. При этом для исходных существительных свойственна очень простая структура: назывная форма совпадает с корнем и с основой. однослоговая структура.
Суффиксальная структура наблюдается в 2 больших группах: существительные лица (-er, -ee, -ist) и абстрактные существительные (-ity, -ment etc. )
Конверсия - существительные образуются от других частей речи без словообразовательных формантов. конверсия прилагательных, которые переходят в существительные the whites of his eyes. конверсия глаголов to go for a walk - утончающее значение.
Существительные образуются путем сложения mother-in-law - compound nouns.
Семантические группы существительных. Semantic groups of nouns.
1. common nouns - proper. нарицательные и собственные.
Нарицательные представляют собой обобщенное название любого предмета данного класса. a book, a desk. Имена собственные не имеют обобщающего содержания, являются именем или названием отдельных особей\существ. Имена людей personal names, географические названия, названия некоторых организаций, названия временных промежутков (праздники, дни недели) - time names.
Начальная большая буква имеет более широкое употребление и не ограничивается собственными именами. Например, the President, the Queen, названия политических партий, языков, национальностей. Используются во множественном числе the Smiths - черты обычных нарицательных имен существительных.
2. Concrete - abstract.
Concrete: люди, предметы, субстанции.
Abstract - не могут ощущаться физически.
Thing - пограничное существительное, заменяет конкретные и абстрактные.
3. Animete - inanimate. Одушевленные - неодушевленные.
4. individual - mass (water, sugar) - collective (team, stuff, group, a bunch of , a crowd of) - unit (единицыизмерениядлянеисчисляемыхсуществительных a bit of, a piece of, a lump of) - quantifying (фразы, указывающиенаколичество pile of, load of, a couple) - species (разновидность, тип, класс type of, kind of, sort of) etc.
Морфологические свойства существительных:
1. категория числа.
2. категория падежа.
3. категория рода.
Проблема категории рода.
Категория рода сохранилась в русском, немецком, французском. Эта категория не имеет логического объяснения. Выполняет в этих языках функцию только грамматическую, функцию согласования слов между собой.
В английском языке эта категория исчезла уже в среднеанглийский период. Сейчас ее формально нет как грамматической категории.
Остались лексическое средства для выражения рода. Например, местоимения he, she, it, существительные a boy, a girl. Категория рода в английском языке семантическая категория, т. е. никаких формальные показателей, указывающих на род, нет. Определить можно только при соотнесении с соответствующими местоимениями. Лексические средства выражения рода: использование разных существительных a bull, a cow. Словообразовательные суффиксы : er, or - м. р. ; ess - женский род. такие существительные малочисленны. teacher, doctor - можно обратиться и к ж.
Использование модификаторов существительного. male, female, he, she. Например, когда говорят о домашнем питомце. Или a male nurse, a woman doctor. В последнее время такие существительные не политкорректны. Person вместо man и woman. They вместо he or she.
Восприятие неодушевленных предметов может по своим свойствам уподоблявшаяся либо мужскому роду, либо женскому. Это происходит в поэзии, фольклоре в случае олицетворения.
Местоимение she мб использованы при описании стран, национальностей:England is proud of her poets; название кораблей.
В сказках любое существо мужского рода.
Полевая структура существительного.
В центре поля находятся существительные, обозначающие конкретные предметы, т. е. они обладают всеми признаками данной части речи: реализуют категорию числа, могут употребляется с разными артиклями, могут занимать любую синтаксическую позицию, характерные для существительных, кроме формы генетива (формы на s), но могут использоваться в препозиции к другому существительному, т. е. являться определением при другом существительном, также существительные лица: ед и мн ч, артикли, в препозиции перед другими существительными в форме генетива.
Периферия: абстрактные неисчисляемые не реализуют категорию числа, существительные с семантикой материала, вещества, субстанции, имена собственные, т. е. все те существительные, для которых не характерны все основные характеристики. + все те существительные, которые пресекаются с другими частями речи. Все синтаксические дериваты, образованные от других частей речи с помощью словообразовательных суффиксах.
9. Категория числа английского существительного в функционально-семантическом поле Количества.
Категория числа существительного. The category of number.
Категория числа является одним из способов обозначения универсального значения количества quantity. При этом категория числа существительного является центром функционально-семантического поля количества.
Основное значение - противопоставление одиночности и множественности. Contrast between singularity- oneness and plurality. Множественность - больше 1.
Форма -противопоставление единственного числа, которое является базисной формой и не маркировано, negatively characterized. форма множественного числа маркирована и positively characterized.
Тип оппозиции: binary - privative.
Непродуктивные модели: изменение корневой гласной, иноязычные заимствования. Эти существительные подвергаются ассимиляции, входят в систему продуктивной модели образования числа существительного.
Подклассы имен существительных.
Не все существительные могут реализовывать категорию числа.
Исчисляемые countable - variable.
Неисчисляемые uncountable - invariable.
Существительные, только частично реализующие категорию числа именно в определенных значениях.
Исчисляемые: дискретные предметы окружающей действительности.
Неисчисляемыеподразделяютсяна 2 группы:
- singular only: mass nouns (air, oxygen), abstract ideas (courage), miscellaneous (linguistics, болезни, игры).
- plural only: marked plurals (summation plurals (scissors, trousers), umbrella terms (headquarters, whereabouts, feelings)), unmarked plurals (collective nouns: police, clergy).
My family is rich - объединонность; My family are all support me - дискретность.
Категории числа свойственна асимметрия формы и содержания, и значения. Существительные с форматном s могут передавать идею единственного числа news, a works (завод, предприятие), и наоборот существительные без показателя множественности означают ряд объектов police, family. Отношение единственности и множественности имеют сложный характер.
10. Вопрос о категории падежа английского существительного.
Категория падежа.
Падеж - морфологическая категория. Синтетические языки.
Морф категория, которая передает отношение имени в предложении к другим словам, и через эти отношения передает отношения между объектами действительности.
Падеж -центр функционально-семантического поля отношения relation. The category of case.
В англ языке 's - принадлежность.
Вопрос о категории падежа:
Рассматривать ли падеж только как форму существительного, как форму имени, или падеж - это определенное содержание, которое выражается разными средствами, например, предлоги и порядок слов для аналитического языка (английские).
Основные подходы к вопросу о падеже в английском языке:
1. Теорияаналитическихпадежей (the prepositional case theory). Аналитическим падежами назывались сочетания существительных с разными предлогами. т.е. проводилась аналогия с аналитической формой. предлог в таком случае выполнял грамматическую функцию, существительное - лексическую. give smth to smb - дательный, analytical dative. with-by smth - analytical instrumental. of smth - analytical genetive.
Не для каждого предлога можно найти отдельное значение. Морфологический критерий смешивается с синтаксическим.
2. The positional case theory. свойственен только аналитическим языкам. Падеж в рамках данного подхода определился по позиции слова в предложении, по синтаксической позиции слова. В позиции подлежащего или субъекта - именительный падеж, в позиции объекта или прямого дополнения -винительный the man brought a chair - a chair -accusative. Только синтаксический критерий влияет на определение падежа.
3. The theory of two cases/ limited case theory. Самая распространенная. Представлена бинарной привативной оппозицией, это оппозиция между общим падежом и притяжательным (the common case vs. the genetive/possessive).
the common case: unmarked сущ. единственного и множественного числа the boy the boys, не имеет морфологического оформления - negatively characterized, не несет информации о функционировании данной единицы в предложении.
The genetive: marked synthetically by -'s/ -'. выражает отношения между существительными в предложении.
Форма 's преимущественно используется:
- с существительными лица: имена собственные Mary's house,
-существительные лица the boy's ball,
- животные the dog's toy,
-существительные с собирательной семантикой the company's directors;
-неодушевленные (географические названия): континенты, страны, города, университеты и тд;
-существительныеслокативнойсемантикой the botel's entrance, the world's economy;
-сущ с семантикой расстояния a mile's distance;
-свременнойотнесенностью a day's work, this year's sales;
-the brain's development, the body's needs, my life's aim;
-for God's sake, a death's door.
4. The theory which rejects the existence of the case category in English.
's может оформлять не только отдельное существительное, но и целую фразу или даже предложение Tom and Mary's room, the man I saw yesterday 's son.
Не все существительные могут иметь форму генетива.
Форм генетива всегда стоит в одной позиции - атрибутивной -позиция определения при существительном.
Падежная система оформлять всего 1 тип отношений между существительными, все остальные отношения оформляясь другими средствами.
Предлагают называть "категория именной отнесенности".
The car's roof - the car roof: первое к определенной машине, второе к любой.
's - маркер отношений, не морфема как таковая, не служебное слово; синкретичное явление.
Смирницкий считает, что 's можно считать падежной морфемой, т. к. сохраняется основное значение, отношение существительного к другим словам - типично падежное отношение. Примеры когда форма на s относится ко всему словосочетания составляет всего 4%. Фома ограничена по своему употреблению лексически - это морфема, а не предлог, использование предлога не определяется значением существительного. Это морфема особого рода the teacher's room, the teacher of music's room, the boy who lives across the street's brother - возможно поставить другие слова между исходным словом и морфемой.
5. Альтернативный подход. Чарльз Филлмор - американский лингвист. вторая половина 20 века. "the case for case" - "дело о падеже".
По его нмению, падеж -это не элемент поверхностной ой структуры, а скорее глубинной структуры предложения. Глубинная структура: глагол - употреблены глубинной структуры, к нему относятся несколько существительных, которые находятся с ним в предельных отношениях.
Выделяет 7 семантических падежей:
1. инициатор действия agentive (John opened the door),
2. используемыйобъект instrumental (the key opened the door),
3. одушевленноесуществоподвлияниемситуации dative (John believed it, it was clear to John),
4. результатдействия factetive (John built the house),
5. местодействия locative (London is rainy),
6. тотктополучаетвыгоду benefective (He brought it for me),
7. объектдействия objective (John opened the door).
Семантические падежи соответствуют разным компонентам поверхностной структуры. Их количество варьируется в разных работах от 5 до 50.
Простота бинарной оппозиции очень заманчива для лингвистов, она понятна и прозрачна но абстрактность двух падежной системы очень высока, она не может применяться без дополнительной детализации. Не дает более глубокого понятия семантики предложения.
Типы генетива:
1. structural types of the genetive:
- simple,
- group (a minute or two's rest, the man I saw yesterday' s son),
- double (принадлежность выражена дважды в одном и том же словосочетании: 1. a friend of mine, a daughter of Tom's - стилистически нейтральны, один представитель группы без определенных характеристик, семантика неопределенности; 2. используется указательное местоимение this/that: this new dress of Mary's стилистически маркирована, оттенок иронии или критики, that wife of mine. "Ох уж это новое платье", "опять эта моя жена").
- absolute G (когда после формы существительного опускается генетив, используется в кратких ответах it's Tom's).
2. Semantic types:
- Possessive Genetive (принадлежность Mary's car),
- Subjective (значениесубъектадействияформойгенетива the doctor's arrival/ the doctor arrived. Подтип: the genetive of origin: John's story авторство),
- Objective (объектдействия Tom's arrest/ Tom was arrested наднимсовершилосьдействие),
- Descriptive Genetive (описательнаясемантика:
времядействия descriptive genetive of time:a night's dream;
distance: a mile's destance;
place: London's gardens;
measure: two hour's sleep;
partitive отношениецелогоичасти: the cat's tail.
Children's toys - игрушки для детей).
Выбор между 's и of:
- У генетива семантика субъекта действия или агенса, для of свойственно значение объекта.
- of используется когда говорится о единицах измерения a great deal of, plenty of.
- Стилистические/ Дискурсивные исключения: of превосходит по количеству использованию форм на s.
- Жанр новостей: форма генетива на s является более употребимой. Эта форма характеризуется более компактным представлением информации.
- Академический дискурс: больше распространены словосочетания с of. Для данных фраз характерно более прозрачное разъяснение какой-либо информации.
11. Глагол: основные характеристики класса. Классификации глаголов.
ГЛАГОЛ.
The VERB.
Это часть речи, которая выражает грамматическое значение действия как динамического признака, протекающего во времени. Действие понимается широко это не обязательно только акциональные глаголы, это может быть и указание на состояние или просто нахождение где-то. Важно, что глагол передает этот признак не статически а обязательно как протекающий в каком-то временном отрезке. Статический признак выражен прилагательным. Глагол не называет отвлеченное название действия. Личные формы глаголов всегда передают действие, которое исходит от какого-то лица (finite forms/ nonfinite forms). Неличные: инфинитив, герундий, 1,2 причастия.
Словоизменительная система очень богата, представлена различными как синтетическими так и морфологическими средствами и аналитическими формами. Единственая часть речи, которая имеет аналитический способ выражения категории.
Категории: время, число, лицо, вид, наклонение, активны и пассивный залог,категория перфекта.
Словообразовательный аппарат достаточно беден у глагола. Глаголы образуются путем конверсии (to nose, to elbow), распространены сложные глаголы, которые образуются путем сложения основ (to blackmail, to shortlist), так же существует риверсия - отсечение суффиксов (burglar - to burgle).
По морфологическим свойствам глаголы подразделяются на 2 группы:
1. правильные regular образуют формы прошедшего времени и причастия второго с помощью дентального суффикса.
2. неправильные irregular verbs подразделяются на подгруппы:
- нестандартные могут образовывать прошедшие формы разными средствами: 3 одинаковые формы, меняется только корневая гласная (чередование), чередование + дентальный суффикс (keep, kept, kept), суплетивные формы обрадованы от другой основы.
Видовойхарактерглагола semantic classes of verbs.
Глаголы делятся на семантические группы по отношению выражаемого ими действия к пределу.
1. предельные terminative глаголы, которые обозначают действие, которое после достижения предела не могут продолжаться дальше, значение предела уже содержится (actinal verbs: to open, to arrive, to close), обозначают переход от одного действия к другому.
2. непредельные - durative не содержат семантики предела, окончания действия в своем значении (existential: to be, to remain; verbs of activities: to sleep, to live).
3. двойственноговидовогохарактера - double aspectual nature развиваютзначениявзависимостиотконтекста (to read, to write. she read the letter - terminative; can the child read - durative).
Видовой характер глагола не следует путать с формами вида. Формы вида глагола: длительные, общие, иногда перфект.
В русском языке четкое противопоставление глаголов предельных, которые имеют видовые пары: делать- сделать, писать - написать. Нередельные глаголы не имеют видовых пар, но они имеют определенный словообразовательный аппарат и могут передавать начало совершения действия: спать - заснуть, временной отрезок протекания действия: спать - поспать.
Разделение английских глаголов не совпадает с русским совершенным и несовершенным видом. Непредельные примерно будут соответствовать, а предельные английские глаголы в русском могут иметь формы совершенного и несовершенного вида: approach - предельный, в русском: приближаться, приблизиться.
Other semantic groups of verbs:
1. activity verbs (open, pass);
2. communication (ask, call,say);
3. mental (mental states: think, know; emotions, attitude: love, want; perception: see, feel; the receiving of communication: read hear);
4. causative (cause, help, enable, encourage);
5. verbs of occurrence (report events that occur without an actor: develop, occur, shange, become);
6. verbs of aspect (the stage of progress of an event/activity: keep, stop, start).
Функционально-семантическая классификация глагола.
Глаголы разделяются на группы по их способности выступать в том или ином типе сказуемого. Эта способность связана с лексической полнозначностью глаголов.
1. Notional/ Lexical verbs:
* full individual lexical meaning (лексическиполноценны),
* complete paradigms (морфологическиесфойства),
* form the verbal Predicate on their own (самостоятельновыполняетфункциюпредиката).
2. Auxillary verbs (вспомогательные) to be, to have to do:
* no Lexical meaning, only grammatical,
* incomplete paradigms,
* can't perform the function of the Predicate on their own.
A. V + notional V. = analytical form (Simple verbal Predicate).
Вспомогательные глаголы иногда относят к служебным словам.
3. Link / copular verbs:
* weakened lexical meaning, partly lexicolised
* incompleteparadigms (нереализуютвсехграмматическиххарактеристик) семантикасохраненияиизмененияпризнака (tokeep, toremain, tobe, toget, togrow),
* can't perform the function of the predicate on their own.
L. V. + Complement = Nominal predicate (составноеименноесказуемое).
4. Modal verbs:
передают отношение агента к действию: возможность, долженствование, желательность и т. д.
* specific lexical meaning,
* incomplete paradigms,
* can't perform the function of the predicate on their own.
M. V. + notional V. = (Compound verbal predicate),
M. V. + link V. = (Compound nominal Predicate).
Синтаксические классы глагола - личные формы, неличные формы.
Личные формы - глаголы, которые выполняет в предложении функцию сказуемого или предиката, соотносятся с каким-то субъектом действия.
Неличные - не являются предикатом, выполняют функцию дополнения, подлежащего, субъекта. Могут использоваться в позиции субъектного комплимента при глаголе-связке. Predicative use. Атрибутивная функция, т. е. позиция определения при существительном.
Глагольные категории: время, наклонение (mood: изъявительное, повелительное, сослагательное), залог (активный, пассивный), вид (общий, длинный), перфект.
Остаточные категории (число, лицо): не являются собственно глагольными, служат средством согласования между глаголом и существительными. Являются слабо выраженными.
Основные глагольные категории.
Системы видо-временных форм.
Вид и время тесно связаны между собой, рассматривать стоит в целом, выражены в одних и тех же формах.
4 types of verb form:
1. pure tense forms (основной / временнойразряд - indefinite).
Видо-временные:
2. tense-aspect forms (длительный - continuous). Одновремнностьдействия.
3. tense-correlation forms (перфект - Perfect). Предшествованиедействияданномумоменту.
4. tense-aspect-correlation forms (перфектно-длительный - perfect continuous. Значение и длительности и завершенности. Указывает на период времени, предшествующий данному моменту.
Indefinite основного разряда - синтетические, остальные - аналитические.
Indefinite - является временным, не осложнен дополнительными оттенками значения, является стержневым в системе видо-временных форм. Остальные содержат в себе дополнительные характеристики действия.
12. Категория времени английского глагола в функционально-семантическом поле Темпоральности. Нейтрализация оппозиции в рамках данной категории.
Категория времени. Tense.
Является ведущей. Глагольные времена не стоит путать с реальным временем. Tense - time. Глагольные времена могут отражать реальное время, когда точкой отсчета является момент речи. Как только мы записываем текст, время становится относительным, оно начинает отставать от реального времени.
Для реального и относительного используются те же времена. Контекст дает возможность определить к какому времени относится то или иное действие. Существует асимметрия форм: для описания пошедших событий используется настоящее.
Грамматическая категория времени обозначает отношение действия к моменту отсчета. Этим моментом является момент речи.
Отрезок времени, который включает момент речи - настоящее время (present form), немаркированная форма.
Прошедшее время - отрезок, который предшествует настоящему и не включает момент речи, маркированная форма (marked synthetically - словоизменительные аффиксы).
Будущее - отрезок, следует за настоящим, не включает момент речи, формы маркированны аналитически.
В категории времени представлена эквиполентная оппозиция.