Основные конструктивные виды пломб и правила их навешивание
Криминалистическое значение экспертизы пломб и ЗПУ
Пломбы, навешиваемые на инкассаторские сумки, на двери магазинов, складов, железнодорожных вагонов, на створки контейнеров и на иные хранилища, являются своего рода «запретительным знаком». Без повреждения этого знака нельзя войти в помещение или открыть какую-то емкость. Наличие пломбы на хранилище, ее целостность, сохранность проволоки или бечевы, на которой она подвешена, — это своего рода свидетельство неприкосновенности, помещения. При нарушении неприкосновенности хранилища, наступившего в результате преступных действий, как правило, проводится криминалистическое исследование пломб, пломбировочных, тисков и пломбировочных материалов (проволоки или бечевы). Такие исследования чаще всего проводятся при расследовании хищений (краж) различных материальных ценностей из хранилищ торговых учреждений, железнодорожного, водного и воздушного транспорта и т. д. Особое значение эти исследования приобретают при расследовании замаскированных (хищений. В этих случаях преступники снимают пломбу лишь на время совершения ими преступления и затем, чтобы скрыть хищение, подвешивают эту же пломбу повторно либо ее заменяют другой — «старой», ранее где-то уже использованной или же поддельной пломбой.
Для уяснения сущности криминалистического исследования пломб необходимо знать устройство пломб и пломбировочных тисков, используемых для опломбирования.
Криминалистическое исследование, устанавливающее факт вскрытия или (целостности пломб, является разновидностью идентификационных трасологических экспертиз, определяющих действительное состояние исследуемых объектов. Объектами данной экспертизы являются пломбы, в отношении которых есть основания предполагать, что они преступниками снимались и вновь навешивались при совершении ими хищения ценностей из опломбированного хранилища. В этом случае орган, ведущий расследование, ставит на разрешение эксперта следующий вопрос: не вскрывалась ли пломба с рельефными знаками (указывается их содержание) после первичного наложения на нее оттисков пломбировочных тисков.
Основные конструктивные виды пломб и правила их навешивание.
Под пломбой понимается несложное устройство, навешиваемое на различные хранилища и исключающее проникновение в них без нарушения ее целостности. Функциональное назначение пломбы сугубо контрольное, ее устранение не вызывает никаких существенных сложностей.
Существует множество конструктивных разновидностей пломб, однако для пломбирования грузов на подвижных хранилищах используется два их типа: полиэтиленовые и свинцовые (баббитовые). Данные пломбы состоят из двух элементов: собственно тела пломбы и бечевы, на которую навешивается пломба.
Для навешивания полиэтиленовой пломбы используется мягкая отожженная одножильная проволока диаметром 0,6-0,7мм.
«Свинцовые» пломбы, изготавливаемые из нитрокальциевого баббита, бывают двух видов: с двумя входными и одним выходным отверстиями; с двумя сквозными параллельными и разобщенными канала.
Свинцовые пломбы навешиваются на скрученную из двух нитей проволоку диаметром 0,6-0,7мм, при этом на один погонный сантиметр бечевы должно приходиться четыре витка.
Свинцовые пломбы с двумя каналами навешиваются способами:
¾ простого пропускания;
¾ «змейкой» (проволока последовательно пропускается через оба канала во встречных направлениях);
¾ двойного пропускания (каждый конец проволоки пропускается через «свой» канал дважды).
Для навешивания как полиэтиленовых, так и свинцовых пломб используют проволоку длиной 380мм. Расстояние между дверными накладками вагона и пломбой должно быть не более 45мм, а при пломбировании крышек колпаков наливных хранилищ — не более 25мм. Свободные концы бечевы не должны превышать: в первом случае —15-20мм, во втором — 10-15мм.
После навешивания полиэтиленовые и свинцовые пломбы обжимают специальными пломбировочными тисками, на плашках которых имеются рельефный зеркальный текст, цифровые обозначения и барабан, вращение которого позволяет изменять содержание контрольных знаков.
Также есть свинцово-ленточная пломба.
Пломба состоит из двух главных элементов: металлической ленты с антикоррозионным покрытием и «узла замыкания», с впрессованным в основание пломбы свинцовым вкладышем в виде монолитного цилиндра диаметром 13 мм и высотой 5 мм.
Основание и крышка пломбы, имеющая отверстие диаметром 13мм, составляют одно целое при помощи соединительной пластины. На ленте, на расстоянии 5, 45 и 145мм от ее свободного конца, имеются три продольных прорези длиной по 25мм.
Пластинчатая пломба выполнена в виде круглой пластины, края которой завальцованы и образуют кольцевой валик, в котором имеются два входных и одно выходное отверстия.
При навешивании пластинчатой пломбы концы бечевы вводят в входные отверстия, затем пропускают в выходное и скручивают. Скрутку втягивают в тело пломбы, которое обжимают специальным зажимом, имеющим на контактных поверхностях соответствующие условные обозначения. В результате этих действий бечева прочно обжимается кольцевым валиком, обеспечивая надежную фиксацию скрутки.
Пломбы-трубки представляют собой отрезки алюминиевых трубок длиной 9-12 мм, диаметром 8-11мм и толщиной стенок 2,3-3,5мм. В качестве бечевы используется проволока диаметром 0,6мм или льняной шпагат. Бечева пропускается через торцевые отверстия пломбы во встречных направлениях, после чего корпус пломбы обжимается пломбиром, на плашках которого имеются обозначения изготовителя, номер контролера ОТК и т. п. После обжатия тело пломбы-трубки становится в сечении овальным, надежно фиксируя бечеву.
Металлическая пломба изготавливается из мягкого металла. Виды: с двумя входными отверстиями и одного выходного для узла бечевы; с двумя сквозными отверстиями.
Комбинированная пломба – из полого жестяного цилиндра в которую перед пломбированием вставляют два плоских круглых куска фибры.