Организация электронной коммерции
Электронная коммерция - это форма поставки товаров (услуг), при которой выбор и заказ товаров осуществляется через компьютерные сети, а расчеты между покупателем и поставщиком осуществляются с использованием электронных документов и/или средств платежа.
При этом в качестве покупателей товаров (или услуг) могут выступать как частные лица, так и организации. Электронная коммерция (e-commerce) реализуется посредством интернет-технологий и непосредственно в сети Internet. Электронная коммерция включает в себя не только on-line транзакции. В область, охватываемую этим понятием, включаются и такие виды деятельности, как проведение маркетинговых исследований, определение партнеров, поддержка связей с поставщиками и потребителями, организация документооборота и т. п. Таким образом, электронная коммерция является комплексным понятием и включает в себя электронный обмен данными как одну из составляющих.
Любая информация имеет коммерческую ценность, если она достоверна. Механизмом, обеспечивающим достоверность передачи информации (документов) в ЭК, занимается целая отрасль под названием Electronic Data Interchange (EDI), с научно-исследовательскими институтами, разрабатывающими специальные стандарты.
Главной и самой проблематичной частью в системах ЭК являются электронные платежи. До сих пор общепринятой является такая схема, при которой покупатель, в ответ на сформированный торговцем заказ, сообщает в зашифрованном виде атрибуты своей магнитной карточки. Торговец, в свою очередь, выставляет счет в банк. Эта достаточно примитивная схема платежей находится в сильной зависимости как от порядочности пользователей, так и от недоброжелателей, пытающихся перехватить и расшифровать информацию о покупателе. Кроме того, данной схемой не обеспечивается гарантированное уведомление банка и наличие требуемой суммы на счету покупателя.
Однако в настоящее время появляются новые платежные инструменты: смарт-карты, цифровые деньги (digital cash) и электронные чеки.
Одним из объектов, характеризующих многомерный мир электронной коммерции, является тип потребителя продукции. Требования, вытекающие из задачи обслуживания частных (физических) лиц, сильно отличаются от требований, возникающих при работе с корпоративными клиентами.
Для обозначения формы электронной коммерции, ориентированной на корпоративных клиентов, в англоязычных источниках используется термин business-to-business, в отличие от сектора business-to-consumer, ориентированного на работу с частными лицами. В то же время целесообразность увеличения числа частных клиентов (конечно, в разумных пределах) не вызывает сомнений. Так, электронный книжный магазин без каких-либо предварительных условий должен принимать заказы от любого, кто способен заплатить.
Какие же типы товаров продаются сегодня через Интернет? Значительную часть занимают программные продукты и средства вычислительной техники. Действительно, WWW основывается на компьютерных технологиях, и для эффективной работы с мультимедийными Web-разделами необходимы наиболее современные программные и технические средства. Более неожиданным представляется рост других секторов рынка, особенно таких, как путешествия и финансовые услуги.
Формы электронной коммерции
• business-to-consumer(B2C);
• business-to-business (B2B);
• business-to-government (B2G);
• сustomer-to-сustomer (C2C);
• peer-to-peer, (P2P );
Business-to-consumer(B2C) -
B2C - это концепция построения бизнес-процессов предприятия и комплекс Интернет-технологий и инструментов, обеспечивающих повышение прозрачности предприятия и облегчающих его взаимодействие с клиентами. Один из наиболее популярных инструментов B2C - Интернет-магазин.
B2B (Business-to-Business) -
B2B (Business-to-Business)- "взаимоотношения между коммерческими организациями.
B2B маркетинг, в отличие от B2C маркетинга, ориентированного на розничный рынок, а также cистемы электронной коммерции, в которых в качестве субъектов процессов продажи и покупки выступают юридические лица (предприятия, организации). Основная задача систем В2В — повышение эффективности взаимодействия компаний на рынке.
Business-to-government (B2G) -
B2G (business-to-government) — отношения между бизнесом и государством.
Обычно термин используется для классификации систем электронной коммерции. Примером B2G-систем могут служить системы электронных госзакупок.
Сustomer-to-сustomer (C2C) -
C2C - Потребитель для Потребителя - форма электронной торговли, которая заключается в продаже товаров и услуг между потребителями. В данном случае сайт выступает в роли посредника между покупателем и продавцом. В качестве примера можно привести www.molotok.ru - один из ведущих российских аукционов, где каждый желающий может продать или купить.
Peer-to-peer, (P2P)
P2P — один на один, с глазу на глаз) сети — это компьютерные сети, основанные на равноправии участников. В таких сетях отсутствуют выделенные серверы, а каждый узел (peer) является как клиентом, так и сервером. В отличие от архитектуры клиент-сервер, такая организация позволяет сохранять работоспособность сети при любом количестве и любом сочетании доступных узлов.
Электронный магазин - реализованное предпринимателем представительство в сети Internet на основе создания web-сервера. Главная цель создания такого предприятия заключается в обеспечении продажи товаров и оказания услуг другим пользователям Internet.
Единственное отличие электронного каталога от интернет-магазинов, составляющих основу e-commerce, – отсутствие покупательской корзины. Но и она по первому требованию заказчика присоединяется к каталогу, превращая его в полноценный электронный магазин. На базе каталога при желании создается также и информационно-коммерческий портал.
Одним из наиболее важных свойств электронного магазина является его интеграция с платежной системой, позволяющая осуществлять покупки по кредитным карточкам. Пластиковая карточка представляет собой пластину стандартных размеров, изготовленную из специальной, устойчивой к механическим и термическим воздействиям пластмассы. Одна из основных функций пластиковой карточки - обеспечение идентификации использующего ее лица как субъекта платежной системы. Для этого на пластиковую карточку наносятся логотипы банка-эмитента и платежной системы, обслуживающей карточку, имя держателя карточки, номер его счета, срок действия карточки и пр. Кроме этого, на карточке может присутствовать фотография держателя и его подпись.
В карточках со штрих-кодом в качестве идентифицирующего элемента используется штриховой код, аналогичный коду, применяемому для маркировки товаров.
Карточки с магнитной полосой являются на сегодняшний день наиболее распространенными. Магнитная полоса располагается на обратной стороне карты и, согласно стандарту ISO 7811, состоит из трех дорожек. Из них первые две предназначены для хранения идентификационных данных, а на третью можно записывать информацию (например, текущее значение лимита дебетовой карточки).
В смарт-картах носителем информации является уже микросхема. Уровень защиты карт памяти выше, чем у магнитных карт, и они могут быть использованы в прикладных системах, в которых финансовые риски, связанные с мошенничеством, относительно невелики.