Занятие 5. Мой первый урок по технологии обучения в сотрудничестве
На этом занятии вампредстоит познакомиться с методикой организации у рока, на котором предусматривается использовать технологию сотрудничества.
При этом надо иметь в виду следующее:
Приведенные здесь рекомендации, разумеется, не исчерпывают полностью возможностей данной технологии, даже ее первых шагов. Педагогика — наука творческая, и труд учителя — это, прежде всего, творчество. Поэтому, как уже говорилось выше, наша задача — только показать вам некоторые технологические шаги, соответствующие данной концепции. Это очень важно для того, чтобы, испробовав технологию сотрудничества на практике, вы могли со знанием дела сказать: «Это мне подходит, потому что эффективно для моих учеников!» или «Это мне не годится...». Но в любом случае в основе вашего выбора должны лежать аргументы, а не вкусовые ощущения; знание, а не дилетантство.
Прежде чем планировать свой первый урок по методу обучения в сотрудничестве, попробуйте выбрать наиболее подходящий для первого опыта класс, т.е. учащихся, наиболее расположенных к такому сотрудничеству, которые не будут сходу сопротивляться вашим попыткам объединить их в совместной работе, основанной в большой мере на взаимопомощи и равных усилиях каждого.
Можно предложить условно четыре шага в подготовке и планировании вашего первого урока с использованием технологий сотрудничества.
Шаг 1
Прежде всего, определитесь с учебно-воспитательной задачей первого урока. Ученики также должны полностью осознавать поставленную вами задачу.
Постарайтесь на своем первом уроке ограничиться теми умениями, которыми ваши ученики уже владеют. Например:
• усвоение правописания, работа со словарем;
. обозначение столиц известных им государств (на контурной карте);
• расстановка знаков препинания в тексте в соответствии с известными им правилами;
• определение синонимов или антонимов знакомых им слов;
• отыскание на карте континентов, стран, штатов в государствах;
• вычисление площади, объема и так далее известных им геометрических фигур;
• распознавание национальных флагов государств;
• осмысление логики периодической таблицы элементов;
« изложение и аргументирование доказательств геометрических теорем;
• определение и описание функций различных органов чело
века и т.д.
Если вы сумеете выбрать знакомые ученикам умения, им легче будет сосредоточить свое внимание на новых умениях, которые потребуются при работе в сотрудничестве.
Итак, вы определились с учебно-воспитательной задачей урока, с теми умениями, которые будут нужны вашим ученикам при их первой работе в группах сотрудничества.
Запишите эту задачу на доске так, чтобы всем ученикам она была ясна и понятна.
Цели урока:
\. Проверка уровня усвоения ранее изученного материала (на примере домашнего задания или тестирования).
2. Выполнение практических заданий по применению изучаемого материала для решения новой задачи, проблемы.
3. Формирование интеллектуальных умений анализа, обобщения, аргументирования полученных результатов (на примере об
суждения полученных в группах результатов, дискуссии, оппонирования ответов учащихся и пр.).
Уверены ли вы, что эти задания будут ясны вашим ученикам? Тогда пойдем дальше.
Выше, в занятии 3, мы уже приводили пример организации самого начала такого урока.
Помимо целей, очень важно наметить те знания, умения, навыки, которыми должны овладеть школьники на данном уроке, причем не только академические, но и интеллектуальные, общеучебные.
Далее следует предусмотреть виды деятельности на уроке и средства обучения, учебное оборудование, необходимое на уроке, а также решить, сколько времени вы отводите на каждый вид деятельности (но эти моменты планирования урока, разумеется, на доску не выносятся).
Если вы предполагаете использовать определенный вариант работы в сотрудничестве, требующий совершенно определенных ролей членов группы, их также следует обозначить сразу до начала урока и записать на доске.
Шаг 2
Давайте теперь определимся с объемом материала, который учащиеся смогут выполнить в малых группах за одно занятие, точнее, за время, отведенное для этого на одном уроке. Мы уже говорили, что при работе в группах сотрудничества учащиеся успеют реально выполнить меньше заданий, чем при индивидуальной работе, потому что им потребуется определенное время, чтобы:
- убедиться, что все в группе поняли задание;
• договориться о способах выполнения задания;
. дать каждому члену группы возможность завершить его часть работы;
. сравнить мнения всех и договориться об общем решении и соответственно ответе.
Не забудьте каждый раз подчеркивать, что данное задание не должно выполняться индивидуально или по принципу соревновательности. Это — работа в сотрудничестве, групповая деятельность, в которой успех всех зависит от успеха каждого.
Посмотрите теперь на цель урока и определите задания учащихся в группах (в каждой группе и, по возможности, каждому члену группы). Разделите задание на логические части (по методу «пилы») и сформулируйте эти задания наиболее понятным для учащихся языком. Формулировки должны быть предельно лаконичными и четкими. При этом следует иметь в виду, что задания для групп могут быть аналогичными или разными. Если предусматривается одно задание для всех групп, его также можно вынести на доску. Разные задания следует четко записать на отдельных листочках и раздать по группам. То же касается и ролей членов группы. Если эти роли идентичны, они записываются на доске. Вот два примера.
При работе над правописанием:
1) ученик, который диктует слова или словосочетания, подлежащие усвоению (двое учащихся пишут под его диктовку), затем
эта роль переходит ко второму ученику, двое других пишут, затем
к третьему и т.д. (по «вертушке»);
2) ученик, который суммирует все слова, подлежащие усвоению, проверяет степень усвоения их группой;
3) ученик, который следит за активностью и докладывает о
результатах.
1) ответственный за идею (план сочинения, который обсуждается и принимается всей группой);
2) ответственный за написание (обычным способом или на компьютере);
3) ответственный за организацию помощи пишущему в право
писании и редактировании.
Вы уверены, что сформулированные вами задания будут абсолютно понятны каждому ученику?
Тогда переходим к следующему шагу планирования. Шаг 3
Теперь нам необходимо определить, что же должно предшествовать работе учащихся в сотрудничестве? Что последует за этой работой? Нельзя забывать, что работа в сотрудничестве — лишь компонент урока и компонент системы обучения, в которой есть место и другим видам деятельности, методам и средствам. Очень важно приучить ребят к тому, что после выполнения задания в группах следует этап коллективного обсуждения (если это не тест), в ходе которого они могут задавать докладывающему от группы ученику и любому члену группы любые вопросы по данному заданию. Все учащиеся группы должны быть готовы отвечать на любой вопрос, аргументированно отстаивая свое решение. Участники других групп могут не только задавать вопросы, но и дополнять выступление представителя группы, предлагать свой вариант выполнения задания. Это предполагает коллективную дискуссию, и в этом заложен определенный дидактический умысел — научить ребят слушать и слышать друг друга не только в малых группах, в которых есть время, чтобы убедить товарища, но и в более многочисленной аудитории. Здесь требуется не просто хорошее знание предмета, темы, но и достаточно быстрая реакция, логика мышления, умение быстро анализировать высказывание товарища, оппонента. Все это прекрасно способствует подготовке учащихся к проектной деятельности. Таким образом, мы видим, что дидактические цели интеллектуального развития учащихся требуют действительно совокупности различных вариантов данного метода. Отталкиваясь от поставленной дидактической задачи развития того или иного интеллектуального умения, того или иного типа мышления, можно моделировать разные варианты групповой работы в сотрудничестве, обязательно сочетая ее с коллективным обсуждением, рефлексией, вырабатывая навыки культуры общения и объективной самооценки, самоанализа.
Поэтому, определившись предварительно со временем, которое необходимо отвести на успешное завершение задания в сотрудничестве и обсуждение его результатов в классе, переходите к планированию всего урока.
шаг 4
Давайте отметим еще один важный момент, касающийся поощрения. Есть несколько основных правил, которые полезно помнить:
• Если ваши ученики работают в группах охотно, продуктивно, не старайтесь каждый раз их хвалить. Считайте (и дайте понять
ученикам), что это нормально.
• Все члены группы получают одинаковое поощрение или не получают никакого. Все группы открыты для получения поощрения,
поэтому не следует устраивать из этого какое-либо соревнование.
Использование поощрения не стимулирует сотрудничество, если
приходится бороться за ограниченное число призов (похвал, поощрений и пр.), т.е. если предусматриваются «гонки на дистанции».
. Если группа не заслужила вашего поощрения, не следует это подчеркивать каким-либо образом, чтобы не вызвать огорчения, ссоры, слез и т.п. Просто предоставьте этой группе в самой благожелательной форме возможность дополнительной практики по данному конкретно вопросу (например, в качестве домашнего задания), а затем найдите способ оценить усилия группы и достигнутый результат. Помните, что допускаемые ошибки — это всего лишь сигнал о том, что что-то не понято (а это — ваша проблема, ваше мастерство!), недостаточно практики (следовательно, надо ее обеспечить в нужном объеме).
• Очень важно также помнить, что поощрению подлежат не
только академические успехи при работе в сотрудничестве, но так
же и психологические аспекты общения. Необходимо, чтобы учащиеся (начальной школы) на каждом уроке четко понимали, какие социально-психологические факторы общения будут отслеживаться учителем. Это также должно быть написано на доске.
Например:
Я буду наблюдать за тем, как вы:
• слушаете друга;
• помогаете друг другу;
• вместе решаете возникшую проблему.
Можно порекомендовать на первых порах выбрать для поощрения, следующие психологические умения:
• проверить понимание изучаемого материала;
• поделиться с товарищами своими идеями и информацией;
• подбодрить товарища, стимулировать его к активной работе;
• добиться согласия при решении спорных вопросов.
Не забудьте в начальной школе и в младших классах основной школы после каждой работы в группах сотрудничества провести не только обсуждение достигнутых академических успехов, о которых мы уже говорили, но и обязательно обсудить, каким образом группе удалось достичь высоких результатов, какие были трудности, кто помогал, как, т.е. буквально в каких выражениях велось обсуждение., спросить, как они собираются действовать дальше в этом направлении. Способы поощрения, как академических успехов, так и психо-
логических аспектов общения, если в этом есть необходимость (а на первом уроке это обязательно), также планируются заранее и до сведения учеников доводится, что, как и почему будет оцениваться.
Вопросы к семинару:
1. С чего же следует начинать при разработке урока, на котором вы
решили использовать обучение в сотрудничестве?
2. Можно ли сразу браться за формирование новых навыков и умений,
усвоение нового материала?
3. Как определить объем материала, который вы планируете для
усвоения, осмысления с помощью данной технологии?
4. Как следует формулировать задания (группе, отдельным ученикам,
всему классу)?
5. Можно ли данную технологию интегрировать в традиционный урок?
Как это сделать?
6. Как оценивается работа учащихся в группах?
Творческое задание
Попробуйте спланировать полностью свой первый урок с применением технологии сотрудничества. Обсудите его с вашими партнерами на семинаре.
Будем считать, что мы теперь имеем некоторое представление о технологии сотрудничества. Подчеркнем: лишь некоторое, поскольку только самостоятельное использование данной технологии в собственной практической деятельности позволит приобрести опыт и вопросы, вопросы, вопросы... Что-то будет получаться сразу, что-то будет даваться с трудом, а что-то...
А теперь давайте обратимся к другой педагогической технологии — методу проектов. Напоминаем, что обе технологии теснейшим образом взаимосвязаны, ибо технология сотрудничества «выросла» из метода проектов.
Итак, метод проектов!
Глава 2
МЕТОД ПРОЕКТОВ